Что такое сюжет в литературе? Завязка, кульминация и развязка. Примеры.

Завязка

Что такое сюжет в литературе? Завязка, кульминация и развязка. Примеры.
Завязка

Завязка – это элемент сюжета, исходный момент в развитии действия литературного произведения; событие, из которого нарастает основной конфликт произведения и направляется к его окончательному разрешению.

В литературном произведении действия персонажей логически взаимосвязаны. Каждое событие возникает в результате предыдущего.

Последовательность событий в рассказе, которые влияют на другие события на основе причинно-следственной связи, составляет единое действие и представляет собой сюжет художественного произведения.

Сюжет раскрывает характеры персонажей, их взаимоотношения, а также череду описываемых событий. Поскольку в основе сюжета – возникновение, нарастание, а также разрешение конфликта, т. е. столкновения противоположных сил, структура литературного произведения включает несколько этапов его развития.

Завязка в структуре сюжета

В структуру сюжета литературного произведения входят следующие элементы:

  • экспозиция;
  • завязка;
  • развитие действия;
  • кульминация;
  • развязка.

В структуре произведений встречаются и иные элементы сюжета, например, пролог или эпилог. Каждый элемент выполняет свою функцию. Например, экспозиция предоставляет информацию о главных участниках будущих событий, времени и месте ещё до развития действия, а пролог повествует о том, что происходило до описанных в произведении событий.

Различают три обязательных элемента сюжета: завязка, кульминация, развязка. Завязка используется в каждом рассказе для построения повествования, даже если ему присуща нестандартная структура сюжета.

Завязка обычно содержится в начале произведения, хотя иногда появляется в середине или в конце. Например, читатель узнает о решении героя романа Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Чичикова приобретать мёртвые души в конце произведения.Это будет вам интересно:  Триллер

В масштабных произведениях (например, в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина») часто присутствуют несколько завязок, начинающих разные сюжетные линии. Каждая отдельная часть художественного произведения (часть, глава, действие и пр.) имеет отдельную завязку, подчинённую общей. Завязка в произведении – отправной пункт для развития действия.

Виды завязки

Завязка обычно начинается после экспозиции (введения). В этом случае рассказ становится мотивированным и последовательным. Однако некоторые произведения начинаются с внезапной, немотивированной завязки, что придаёт им остроты и скрытности.

В такой завязке заложена интрига (лат. inticare – запутывать, сбивать с толку), т. е. способ организации действий в произведении с помощью усиления напряженности, скрытых намерений, острого противостояния интересов.

Наличие интриги свойственно преимущественно остросюжетным приключенческим, авантюрным произведениям (например, детективу).

В детективных романах завязка, как правило, – это описание преступления, которое вскоре будет раскрываться детективами, в приключенческих – сцена, побуждающая персонажей к подвигам. Пример интригующей завязки – начало романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Значение завязки в произведении

Завязка – это событие, из которого берёт начало развитие действия в произведении. В завязке, как правило, начинается основной конфликт, происходит столкновение сил, что приводит к развитию последующих событий в произведении.

Завязка имеет большое значение в раскрытии характеров персонажей.

В завязке обычно показано первое столкновение антиподов, зарождение напряжения между героями, появление конфликтной ситуации, которая будет развиваться в дальнейшем и углубляться к её окончательному разрешению.

Завязка определяет основные линии развития сюжета, ориентирует читателя в разделении сил, конкретизирует тему и проблематику произведения.Это будет вам интересно:  Эпизод

Завязка часто рассматривается как наиболее значимая часть сюжета, поскольку кульминация и развязка зависят от событий, описанных в начале произведения.

Примеры завязки в произведениях

  1. Ромео и Джульетта

    Завязка в трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» (1597) происходит, когда Ромео увидел Джульетту на балу, и они влюбились друг в друга. Но поскольку Джульетта походит из рода Капулетти, с которым враждует семья Ромео Монтекки, их любовь кажется обречённой с самого начала.

  2. Завязка в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» (1603) происходит, когда принц датский Гамлет встретил призрака и узнал от него, что его дядя, король Клавдий, убил его отца. Жажда мести за убийство отца сопровождает главного героя на протяжении пьесы и определяет развитие действия.
  3. Завязка в романе А. Дюмы «Три мушкетёра» (1844) – это эпизод, когда гасконский дворянин д’Артаньян после прибытия в Париж встретился с кардиналом Ришелье и понял, что у него появился сильный противник. Их встреча стала началом закономерной череды событий, на которой основано произведение.
  4. Завязка в фильме «Один дома» (1990) режиссёра Криса Кламбуса происходит, когда главный герой Кевин остался сам дома, когда его семья отправилась в отпуск.

Источник: https://www.litdic.ru/zavyazka/

Завязка, кульминация, развязка в литературном произведении

Что такое сюжет в литературе? Завязка, кульминация и развязка. Примеры.

Повторим цикл, начатый в этой статье,  прошлых тем и закрепим наши знания. Итак, сегодня рассмотри экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку в контексте одной общей статьи.

Экспозиция, завязка, кульминация, развязка

А также развитие действия и многое другое. До сей поры мы говорили о каждом элементе композиции отдельно, подробно и обстоятельно. Сегодня мы попробуем обобщить всё то, что уже нам известно, и добавить к этому немного нового.

Итак, художественное произведение по своему строению напоминает человека, так как центральная часть – это скелет, на который последовательно (а иногда и хаотично) нанизываются герои, эпизоды, пейзажи и прочие составные части.

Единственное отличие – фрагменты этого скелета можно менять, если таков ваш авторский замысел. Голова может оказаться в ногах, а ноги — начинаться откуда-то сверху.

И никто не скажет слова против: наоборот, ваш приём будет оценен по достоинству и проанализирован внимательным читателем с точки зрения художественной ценности.

 Экспозиция

Мы рассмотрим классический вариант и начнём своё обсуждение с экспозиции (в переводе с латинского языка это будет означать «разъяснение). Это то, что помогает погрузиться в атмосферу книги, что-то узнать о том времени и месте, которые играют важную роль в рассказе.

Там же мы узнаём о зарождении конфликта. О тех обстоятельствах, при которых он явился на свет.

Наличие экспозиции не является обязательным, и каждый писатель сам решает, как ему поступить: сразу погрузить читателя в пучину действия или всё-таки постепенно подготовить его к тому, о чём предстоит узнать.

Однако, если вы всё-таки берётесь за написание экспозиции, то делайте это качественно и интересно: иной раз невозможно читать книгу, так как на вас обрушивается нудный поток информации обо всех героях, городах и многочисленных деталях, с ними связанных.

Завязка

С помощью точных и резких штрихов мы обрисовали обстановку, а теперь пришло время взяться за дело и начать завязывать наше действие: сталкивать героев, их точки зрения и всё то, что можно столкнуть. По сути дела, произведение – это  колесо обозрения или аттракцион «Американские горки».

Сначала вы медленно разгоняетесь, достигаете пика и резко (или постепенно) обрушиваетесь (или опускаетесь) вниз. Так вот для того, чтобы достичь определённых эмоций и впечатлений, необходимо изучить завязку. Именно она позволяет понять истоки всего того, что происходит далее.

Вообразить себе текст без завязки весьма трудно, ведь у любого конфликта, любой истории есть момент его/её зарождения. В противном случае, это противоречит логике всего живого и сущего.

 Развитие действия

Далее знающие люди выделяют такой элемент, как развитие действия. Бутончик должен постепенно раскрыться, чтобы потом совсем облететь и завершить свой жизненный цикл. Удивительно, но книга схожа с живым организмом: она рождается, развивается и умирает. Но при этом она приносит великое потомство в виде различных мыслей и чувств. Есть, над чем задуматься, однако.

Развитие действия – это самый длительный этап произведения, самый масштабный и полновесный. Необходимый толчок произошёл, завязка состоялась. Теперь, внимательные читатели, берите лупы и наблюдайте за представлением.

Перед вами пройдут все герои с их взаимоотношениями, гармоничными и противоречивыми, положительными и негативными. Оговоримся сразу, что упомянутый конфликт может и отсутствовать. Например, если перед нами хроники.

Тогда можно спокойно следить за событиями и делать соответствующие выводы.

Кульминация

Но если в основе всё-таки положен конфликт, то теперь он будет только нарастать, нарастать, нарастать, пока не достигнет критической точки, после которой совершенно не будет возможности свернуть назад. Если помните, этот эмоциональный пик носит название «кульминация».

Кстати, даже в переводе данный термин будет означать не что иное, как «вершина». Читатель вместе с писателем взлетел так высоко, что теперь не остаётся иного выхода, как начать спускаться обратно. Кульминаций, напомню, в произведении может быть несколько, но одна из них обязательной будет самой напряжённой и эффектной.

Как правило, она расположена перед самой развязкой. В том случае, когда она присутствует в тексте, разумеется.

Развязка

Развязка может быть, а может и не быть. Всё зависит от настроения автора, его умения и стиля. Некоторые писатели сознательно упускают данный этап сюжета, дабы не быть банальным и не расстраивать читателя предсказуемым финалом. Что мы ждём в конце любовного романа? Свадьбы и рождения детей.

А теперь представьте, что главная героиня в самом конце произведения оставляет своего возлюбленного, погружается в пространные размышления о возможности счастья и открывает своё кафе, думая, что, возможно, когда-нибудь Она с Ним ещё встретится… Так, например, заканчивается книга одной молодой писательницы Аньес Мартен-Люган с интригующим названием «Счастливые люди читают книжки и пьют кофе». Надо признаться, данная завязка меня не особо впечатлила и даже очень расстроила. После этого я прочитала её вторую книгу. Там завязка была весьма типичной и ожидаемой. Даже не знаю, что казалось мне более предпочтительным.

Интересно, но бывает и так, что всё завершается на кульминации. В этом случае получается, что вы добрались до вершины, испытали сильнейшее потрясение, а на землю так и не вернулись. Ходите неприкаянно и прокручиваете в голове одни и те же вопросы в стиле: «Чем же всё закончилось?».

Подведём итог

Из всех компонентов композиции невозможно выделить тот или иной. Завязка, кульминация, развязка… Всё это крайне необходимо и важно. Всё это имеет особый смысл, если писатель – знаток своего дела и имеет цель заинтересовать, привлечь читателя.

Если же перед нами не писатель, а графоман (в плохом смысле этого слова), который лелеет своё тщеславие и выказывает непомерные амбиции, то ни один из компонентов не будет считаться достойным внимания.

Как правило, книги графоманов весьма слабые и заурядные, их сюжеты просты до абсурда, хотя их и позиционируют, как нечто небывалое.

Всегда стоит держать в голове, что написать книгу – это дело весьма сложное. Продумайте заранее, какие элементы в ней будут, а какие вы рискнёте избежать. И уж если взялись за дело, то, в первую очередь, думайте о тех, кто стоит по ту сторону обложки.

О тех, кто взял на себя труд прочитать ваше творение. О тех, кто поверил вам и рискнул в надежде получить удовольствие, капельку мудрости и ещё чего-то родного и близкого, что для каждого индивидуально.

Помните об этом, когда берётесь за перо, ведь быть писателем – это призвание, которому нужно соответствовать. Успехов!

Источник: http://liter-rm.ru/zavyazka-kulminaciya-razvyazka-v-literaturnom-proizvedenii.html

Что такое сюжет в литературе? Завязка, кульминация и развязка. Примеры

Что такое сюжет в литературе? Завязка, кульминация и развязка. Примеры.

Когда читаешь или слышишь отзывы о просмотренных фильмах или прочитанных книгах, наталкиваешься на такие комментарии к сюжету, как: необычный, тривиальный, динамичный, захватывающий и множество других разнообразных эпитетов. Но что такое сюжет как понятие? Какие имеет значения?

Определение понятия в различных источниках

Само слово заимствовано из французского языка (subjet), что дословно переводится как «предмет». Во множестве источников (в различных словарях в том числе) значение слова варьируется. Что такое сюжет? Определение в среднем представляет собой систему событий и взаимоотношений между героями и развитие их во времени и пространстве.

Вкратце сюжет обозначается совокупностью событий и действий, раскрывающих основное содержание произведения. Однако, например, “Словарь эстетики” 1989 г. называет сюжетом динамический аспект произведений искусства, развертывание действия, развитие взаимоотношений героев, их характеров, поступков.

Повествовательным ядром художественного произведения считается сюжет в “Словаре литературных терминов”, системой расположенности и взаимонаправленности лиц в данном произведении, а также положений и событий, развивающихся в нем.

В “Большом энциклопедическом словаре” и “Современной энциклопедии” (2000) сюжет считается способом развертывания фабулы, а также последовательностью изображаемых событий.

Сюжет и фабула: тождество или дополнение

Что такое сюжет и фабула? Это одинаковые или разные понятия, взаимодополняющие или взаимоисключающие? В “Современной иллюстрированной энциклопедии” указано, что данные термины по-разному используются в обозначении событийного ряда произведений. В целом, оба понятия тесно связаны между собой.

Современная русская литературная критика обозначает сюжет ходом развития событий, а фабулу – основным художественным конфликтом. Хотя, помимо этой версии, существует множество других, заслуживающих право на существование. Считается, что теория сюжета в своем классическом варианте сформировалась в Древней Греции.

Согласно ей, основные компоненты сложения сюжета – это событие и действие. Аристотель считал миф основой любого драматического или эпического произведения, а сам миф образовывался от сплетенных в действия событий. Произошла путаница с переводами, в частности с латинского языка, и миф стал фабулой.

Что такое сюжет в “Толковом словаре русского языка” Ушакова? Это совокупность событий, действий, раскрывающих основное содержание произведения, а вот фабула – это содержание самих событий и их последовательность. А вот русские критики XIX века меняли местами значения данных терминов.

В итоге единого общего мнения на этот счет до сих пор нет.

Элементы сюжета

Совокупность и последовательность действий и событий – это сложное целое понятие. Но что такое сюжет в детальном рассмотрении? Это сочетание элементов, каждый из которых имеет свою функцию. В основе любого сюжета лежит конфликт, развивающийся постепенно.

Произведение начинается с экспозиции, которая несет первую информацию о персонажах, событиях, времени повествования и мотивирует читателя продолжить знакомство с дальнейшей историей. Далее следует завязка (это предтеча конфликта), происходит столкновение какого-либо рода. Это может быть встреча, разговор, весть, что-либо предполагающее дальнейшее развитие событий.

Следующим этапом становится само развитие действия – это самый весомый момент произведения, где уже знакомые персонажи раскрываются в перипетиях истории. На этом этапе невозможно уже бросить произведение, так как уже интересно, чем же все закончится. Кульминация является моментом высшего напряжения, когда наиболее ярко выражены цели и характеры героев.

В ней сама суть произведения, то, ради чего читатель или зритель знакомится с ним. В развязке напряжение начинает спадать, и конфликт разрешается, завершая связанные с ним события. Эпилог обычно демонстрирует положение дел по прошествии некоторого времени с момента основных событий.

Также в произведении может быть и пролог, который открывает произведение, он является некоторого рода вступлением в ход повествования и раскрывает первопричины событий, которые буду происходить далее. Каждый из элементов сюжета может как присутствовать, так и нет, в зависимости от задумки автора.

Типы сюжетов

Существует такое понятие, как «бродячие сюжеты». Их выделяют в довольно-таки большую группу, когда речь идет о типологии сюжетов. Что такой сюжет бродячий? Это повторяющиеся в народном творчестве разных народов комплексы сюжетных мотивов, которые составляют основу произведения.

В “Терминологическом словаре-тезаурусе по литературоведению” указано, что такие бродячие сюжеты повторяются в разных эпохах и странах за счет близости общественного опыта, сходства социальных условий, исторических связей и прочего.

Основных генетических групп, на которые подразделяются традиционные сюжеты, четыре: исторические, мифологические, литературные, фольклорные. Однако это лишь одна из предложенных литераторами классификаций. Пожалуй, одна из самых логичных и удобных.

Таким образом, был наиболее полно получен ответ на вопрос: «Что такое сюжет в литературе?»

Касательно театра и кинематографа

Понятие сюжет является общепринятым для всех направлений. Что такое сюжет фильма? То же самое, что и сюжет литературного произведения, театральной постановки, игры, картины – он представляет собой основу формы того или иного произведения. Это ряд событий, которые происходят на экране, перипетии в жизнях героев, это то, без чего ни один фильм существовать не может.

), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации . Сюжет – основа формы произведения.

В предельно общем виде сюжет – это своего рода базовая схема произведения, включающая последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей.

Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию , завязку , развитие действия, кульминацию , развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог .

Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения).

Сюжет и фабула

Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения.

В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Исторически существовали и продолжают существовать и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение фабулы и сюжета. Например:

  • Толковый словарь Ушакова определяет сюжет как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения», а фабулу как «содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи». Таким образом фабуле, в отличие от сюжета, приписывается обязательное изложение событий произведения в их временной последовательности.
  • Предыдущее толкование было поддержано в 1920-х годах представителями ОПОЯЗа , которые предложили различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором – «сюжетом».
  • Другое толкование идёт от русских критиков середины XIX века и поддерживалось также А. Н. Веселовским и М. Горьким: они называли сюжетом само развитие действия произведения, добавляя к этому взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета. Легко видеть, что значения терминов «сюжет» и «фабула» в данном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами.

Наконец, существует также точка зрения, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями «сюжет», «схема сюжета» (то есть фабула в смысле первых двух из вышеперечисленных вариантов), «композиция сюжета» (то, как события из схемы сюжета излагает автор).

Типология сюжетов

Предпринимались неоднократные попытки классифицировать сюжеты литературных произведений, разделять их по различным признакам, выделять наиболее типичные.

Анализ позволил, в частности, выделить большую группу так называемых «бродячих сюжетов» – сюжетов, которые многократно повторяются в различном оформлении у разных народов и в разных регионах, большей частью – в народном творчестве (сказки, мифы, легенды).

По мнению А. Е. Нямцу, из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные, исторические и литературные .

Известно несколько попыток свести всё многообразие сюжетов к небольшому, но при этом исчерпывающему набору сюжетных схем. В известной новелле «Четыре цикла» Борхес утверждает, что все сюжеты сводятся всего к четырём вариантам:

  • О штурме и обороне укреплённого города (Троя)
  • О долгом возвращении (Одиссей)
  • О поиске (Ясон)
  • О самоубийстве бога (Один , Аттис)

Французский исследователь Жорж Польти опубликовал в 1895 году книгу «Тридцать шесть драматических ситуаций », в которой свёл весь опыт мировой драматургии к разрабатыванию 36 стандартных сюжетных коллизий.

СЮЖЕТ – развернутый образ события или цепи событий, доминирующий элемент образного мира и вообще семантики художественного текста, основное средство (форма) выражения тематического содержания в эпосе и драме, а иногда и в лирике. В свою очередь, сюжет является содержанием художественного сообщения (повествования, драматического действия), которое выступает в качестве его формы.

Сюжеты разграничивают на концентрические и хроникальные. В первых изображенные события и поступки персонажей скреплены причинно-следственной связью. Если бы не умер дядя Евгения Онегина, тот не приехал бы в унаследованное имение, не познакомился бы с Ленским.

Если бы Ленский, влюбленный в Ольгу (что заинтересовало Онегина), не привез его к Лариным, не произошла бы встреча Евгения с Татьяной, не завязался бы основной конфликт.

Если бы Ленский, куда более терпимый к соседям-помещикам, чем Онегин, неосторожно не пообещал ему, что на именинах Татьяны будет только “своя семья”, Евгению не за что было бы ему мстить, ухаживая за Ольгой, а Ленскому – не за что вызывать друга на дуэль, не состоялась бы коллизия романа, закончившаяся дуэлью и смертью Ленского.

He будь этого, мучимый совестью Евгений не отправился бы так скоро путешествовать, Татьяна не посетила бы его дом, не заподозрила бы, познакомившись с библиотекой Онегина: “Уж не пародия ли он?”, – что, безусловно, повлияло на ее согласие выйти замуж (“…для бедной Тани / Все были жребии равны…”) и на несправедливое отношение к влюбившемуся в нее Онегину как к прежнему победителю женщин.

Концентрические сюжеты не исключают и момента случайности. Онегин вернулся в свет и нашел там новую Татьяну, блестящую княгиню, совершенно неожиданно для себя. Внезапные, резкие повороты в течении событий называются перипетиями. Иногда перипетии мотивированы, иногда – нет, просто выражают превратности судьбы.

В “Капитанской дочке” перипетиями являются помилование Гринева Пугачевым прямо под виселицей (оно мотивировано вмешательством Савельича, которого узнал бывший “вожатый”) или арест Гринева, когда, казалось бы, все для него и Маши пошло на лад благодаря случайной встрече с знакомым – Зуриным (еще одна перипетия).

В “Мастере и Маргарите” Булгакова к перипетиям относятся гибель Берлиоза, встреча Ивана Бездомного в психиатрической лечебнице с мастером, в рассказе мастера – выигрыш им по облигации ста тысяч, что дало ему возможность засесть за роман о Пилате, судьбоносная встреча с Маргаритой, катастрофа с романом и предательство Алоизия Могарыча, повлекшие за собой расставание влюбленных, затем – появление перед Маргаритой Азазелло, который ей дает надежду на встречу с ее возлюбленным, и многое другое.

Перипетии (например, раскрытие Ноздревым и Коробочкой тайны Чичикова как покупщика “мертвых душ”) возможны и в хроникальных сюжетах, где соединение эпизодов происходит в основном более или менее случайно. Произвольно, точнее, согласно конкретному художественному заданию размещаются и внесюжетные элементы.

Так, в “Мертвыхдушах” развернутая экспозиция – предыстория Чичикова с мотивировкой его аферы, объединяющей весь сюжет, – дана в заключительной, 11-й главе первого тома. Цель перестановки событий во времени – та же, что в “Герое нашего времени”: создается некоторая таинственная атмосфера, читатель заинтриговывается. В.М.

Шукшин, рассказав несколько историй из жизни своего персонажа по прозвищу Чудик, особенно подробно остановившись на его поездке к брату на Урал, по завершении действия (Чудик вернулся из поездки) в заключительном абзаце дает нечто вроде экспозиции – представляет героя: “Звали его – Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду.

Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом”.

Источник: https://obeho.ru/evening-dress/chto-takoe-syuzhet-v-literature-zavyazka-kulminaciya-i-razvyazka-primery.html

Сюжет в литературе – это что? Развитие и элементы сюжета в литературе

Что такое сюжет в литературе? Завязка, кульминация и развязка. Примеры.

Современная теория литературы предлагает несколько определений понятия «сюжет». Согласно Ожегову, сюжет в литературе – это порядок и связь событий. Словарь Ушакова предлагает считать им совокупность действий, последовательность и мотивировку развертывания происходящего в произведении.

Взаимосвязь с фабулой

В современной русской критике фабула имеет совсем другое определение. Сюжет в литературе понимают как ход событий, на фоне которого раскрывается противостояние. Фабула же – основной художественный конфликт.

Однако в прошлом существовали и продолжают существовать другие точки зрения на этот вопрос. Русские критики середины XIX века, поддержанные Веселовским и Горьким, считали фабулой композиционную сторону, то есть то, как именно автор сообщает содержание своего произведения. А сюжет в литературе – это, по их мнению, само развитие действия и взаимоотношений персонажей.

Данное толкование прямо противоположно таковому в словаре Ушакова, у которого фабула – это содержание событий в их последовательной связи.

Наконец, есть и третья точка зрения. Те, кто придерживается ее, считают, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и при анализе вполне достаточно пользоваться терминами «сюжет», «композиция» и «схема сюжета».

Современные аналитики выделяют два основных типа сюжета: хроникальный и концентрический. Друг от друга они отличаются характером связей между событиями. Главный фактор, если можно так выразиться, – время. Хроникальный тип воспроизводит естественное его течение. Концентрический – ориентируется больше не на физическое, а на психическое.

Концентрический сюжет в литературе – это детективы, триллеры, социальные и психологические романы, драмы. Хроникальный чаще встречается в мемуарах, сагах, приключенческих произведениях.

Концентрический сюжет и его особенности

В случае с таким типом течения событий прослеживается четкая причинно-следственная связь эпизодов. Развитие сюжета в литературе данного типа идет последовательно и логично. Здесь легко выделить завязку и развязку. Предыдущие действия являются причинами последующих, все события как бы стягиваются в один узел. Писатель исследует один конфликт.

Причем произведение может быть как линейным, так и многолинейным – причинно-следственная связь сохраняется так же четко, более того, любые новые сюжетные линии появляются в результате уже случившихся событий. Все части детектива, триллера или рассказа строятся на ясно выраженном конфликте.

Его можно противопоставить концентрическому, хотя на самом деле здесь не противоположность, а совершенно другой принцип построения. Эти виды сюжетов в литературе могут взаимопроникать друг в друга, но чаще всего определяющим является или один, или другой.

Смена событий в произведении, построенном по хроникальному принципу, привязана ко времени. Может отсутствовать ярко выраженная завязка, нет строгой логической причинно-следственной связи (или, по крайней мере, эта связь неочевидна).

Речь в таком произведении может идти о множестве эпизодов, общее у которых только то, что они случаются в хронологической последовательности. Хроникальный сюжет в литературе – это многоконфликтное и многокомпонентное полотно, где противоречия возникают и гаснут, на смену одним приходят другие.

Завязка, кульминация, развязка

В произведениях, сюжет которых основан на конфликте, он является по своей сути схемой, формулой. В ней можно выделить составляющие части. Элементы сюжета в литературе включают экспозицию, завязку, конфликт, нарастающее действие, кризис, кульминацию, нисходящее действие и развязку.

Разумеется, все названные элементы присутствуют далеко не в каждом произведении. Чаще можно встретить несколько из них, например, завязку, конфликт, развитие действия, кризис, кульминацию и развязку. С другой стороны, имеет значение то, как именно анализировать произведение.

Экспозиция в этом плане – наиболее статичная часть. Ее задача – представить некоторых персонажей и обстановку действия.

Завязка описывает одно или несколько событий, которые дают толчок основному действию. Развитие сюжета в литературе идет через конфликт, нарастающее действие, кризис к кульминации. Она же – пик произведения, играющий существенную роль в раскрытии характеров героев и в развертывании конфликта. Развязка добавляет заключительные штрихи к рассказанной истории и к характерам действующих лиц.

В литературе сложилась определенная схема построения сюжета, психологически оправданная с точки зрения влияния на читателя. Каждый описанный элемент имеет свое место и значение.

Если рассказ не вписывается в схему, он кажется вялым, непонятным, нелогичным. Чтобы произведение было интересным, чтобы читатели сопереживали героям и вникали в происходящее с ними, все в нем должно иметь свое место и развиваться согласно этим психологическим законам.

Сюжеты древнерусской литературы

Древняя русская литература, по мнению Д. С. Лихачева, это «литература одной темы и одного сюжета». Мировая история и смысл человеческой жизни – вот основные, глубинные мотивы и темы писателей тех времен.

Сюжеты древнерусской литературы открываются нам в житиях, посланиях, хождениях (описаниях путешествий), летописях. Имена авторов большинства из них неизвестны. По временному интервалу к древнерусской группе относят произведения, написанные в XI-XVII вв.

Многообразие современной литературы

Попытки классифицировать и описать используемые сюжеты предпринимались не раз. В своей книге «Четыре цикла» Хорхе Луис Борхес предположил, что в мировой литературе существует всего четыре их типа:

  • о поиске;
  • о самоубийстве бога;
  • о долгом возвращении;
  • о штурме и обороне укрепленного города.

Кристофер Буккер выделял семь: «из грязи в князи» (или наоборот), приключение, «туда и обратно» (здесь на ум приходит «Хоббит» Толкиена), комедия, трагедия, воскресение и победа над чудовищем. Жорж Польти свел весь опыт мировой литературы к 36 сюжетным коллизиям, а Киплинг выделил 69 их вариантов.

Даже специалистов другого профиля не оставил равнодушными этот вопрос. По мнению Карла Густава Юнга, известного швейцарского психиатра и основоположника аналитической психологии, основные сюжеты литературы архетипичны, и их всего шесть – это тень, анима, анимус, мать, старик и ребенок.

Больше всего, пожалуй, «выделила» писателям возможностей система Аарне-Томпсона-Утера – она признает существование примерно 2500 вариантов.

Речь, правда, здесь идет о фольклоре. Эта система – каталог, указатель сказочных сюжетов, известных науке на момент составления данного монументального труда.

Для хода событий здесь есть только одно определение. Сюжет в литературе такого плана выглядит следующим образом: «Гонимую падчерицу увозят в лес и бросают там. Баба-яга, или Морозко, или Леший, или 12 месяцев, или Зима испытывают ее и награждают. Родная дочь мачехи также хочет получить подарок, однако не проходит испытания и погибает».

Фактически сам Аарне установил не более тысячи вариантов развития событий в сказке, однако он допускал возможность появления новых и оставил для них место в своей оригинальной классификации. Это был первый вошедший в научный обиход и признанный большинством указатель. Впоследствии ученые многих стран внесли в него свои дополнения.

В 2004 году появилась редакция справочника, в которой описания сказочных типов были обновлены и сделаны более точными. Эта версия указателя содержала 250 новых типов.

Источник: http://fb.ru/article/163529/syujet-v-literature---eto-chto-razvitie-i-elementyi-syujeta-v-literature

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.