Что такое схима у монахов?

Схимники – это… Значение слова

Что такое схима у монахов?

Каждому, кто пожелал посвятить свою жизнь иноческому подвигу и достигнуть в этом деле высот, предстоит пройти три этапа, из которых и состоит путь к его вершине.

Тройственная структура системы монашества включает в себя рясофор, мантию (или малую схиму), а также высшую ступень – великую схиму.

Чтобы уяснить значение слова “схимник” и понять всю глубину заложенного в нём смысла, рассмотрим все три ступени, ведущие к этому ангельскому чину.

Вступление на иноческий путь

Когда мирянин приходит к мысли, что его дальнейший жизненный путь должен пройти в стенах монастыря, он обращается с прошением к настоятелю выбранной им обители, и тот, если не видит к тому препятствий, даёт ему шанс проверить свою готовность отрешиться от всего мирского ради спасения души и обретения вечной жизни. Будущие схимники – это люди, прежде всего обладающие глубоким смирением, поэтому они, независимо от своего возраста и положения в мирской жизни, покорно склоняют головы перед необходимостью стать на время учениками и младшими братьями прочих монахов.

Испытание твёрдости намерений

Для того чтобы новообращённый инок смог в полной мере проверить серьёзность своих намерений и делом доказать готовность вступить в новую для себя жизнь, его постригают в рясофор. Это первая, начальная стадия монашества, которую не миновал ни один прославленный старец-схимник.

Само слово, обозначающее её, переводится с греческого как «носящий рясу». Во время священного обряда новичку выстригают крестообразно волосы и читают особые молитвы, однако он при этом не даёт никаких обетов, и ему не меняют имени.

С этого дня новопостриженник получает право носить рясу и камилавку – монашеский головной убор.

В его жизни начинается то, что в миру принято называть испытательным сроком. Разница заключается лишь в том, что растянуться он может на долгие годы, и его конец определяет сам настоятель обители.

В течении всего этого периода рясофорный монах, или, как ещё принято говорить, послушник, имеет право отказаться от задуманного и вернуться к мирской жизни.

При этом он не понесёт никакого церковного наказания, на него не будет возложена епитимья.

Вторая ступень монашеского пути

Следующий этап, который должны пройти будущие схимники, – это пострижение в мантию, или, как её называют, малую схиму. При этом они дают обеты послушания, нестяжания и целомудрия.

Тем самым обещают Господу до конца земной жизни беспрекословно подчиняться воле своих духовных отцов и исполнять любое послушание, наложенное на них монастырским начальством, не иметь никакой личной собственности, а довольствоваться только тем, что принадлежит всей братии, и, наконец, отказаться от супружества и интимной жизни.

Их повседневный гардероб с этого дня включает в себя, кроме рясы, длинную накидку без рукавов – мантию, которая и дала название этому этапу монашеского пострига.

Кроме того, их голову покрывает клобук – высокий головной убор, поверх которого крепится четырёхугольный плат, именуемый параманом. Дополняют облачение чётки и пошитые особым образом сандалии.

Каждый, кто удостоился пострижения в малую схиму, становится на путь строгого аскетизма.

Он предполагает отказ от всех обычных земных удовольствий, направленных на ублажение плоти, и концентрирует все свои усилия на непрерывном духовном росте.

Умаление или даже отрицание чувственного внешнего мира ради будущей вечной жизни – вот основополагающий принцип аскезы.

Схимники – это люди, окончательно порвавшие со своим прошлым и лишённые возможности вернуться к прежней жизни, не понеся строгого церковного наказания.

Вершина монашеского подвига

Высшей ступенью монашества является великая схима. Она требует наиболее полного, предельного отречения от мирской жизни во имя единения с Богом. Во время обряда пострижения монахи-схимники дают ещё раз те же самые обеты, что и прежде, но они при этом имеют более строгую форму. Это, в свою очередь, даёт дополнительный толчок к их неукоснительному соблюдению.

Каждый, кто постригается в великую схиму, получает новое имя, благодаря чему у него увеличивается число небесных покровителей, помогающих сносить все тяготы и укрепляющих на пути к спасению.

Не случайно схима именуется «ангельским образом». Дело в том, что само это слово греческого происхождения, а означает оно «вид» или «образ».

Исходя из этого, схимники – это носители образа ангела, которому они уподобляются своим служением Богу.

Особенности жизни великосхимников

Жизненный уклад тех, кто принял великую схиму, имеет свои особые черты. Они живут отдельно от остальной братии, и их послушания ограничиваются только духовничеством и служением литургии, ведь схимник – это монах, полностью отрешившийся от повседневных земных попечений.

Например, если великую схиму принимает епископ, то он слагает с себя управление епархией, так как эта область деятельности предполагает решение не только духовных, но и хозяйственных вопросов.

То же касается и иеромонахов, то есть монахов, имеющих священнический сан, – они также освобождаются от всех прочих обязанностей.

Монахов, достигших высшей степени (великосхимников), нетрудно узнать по их специфическому облачению. Оно состоит из рясы, особого вида парамана, который называется аналавом, хитона и пояса.

Главу его венчает куколь – остроконечная шапочка с изображением креста, и дополняют убранство сандалии и чётки.

Все элементы облачения имеют чёрный цвет, наводящий на мысли о смерти и исходе из земной жизни.

Монашество – истинное воинство Христово

Зародившееся в Египте в первые века христианства, монашество обрело на нашей земле благодатную почву и сделалось неотъемлемой частью русского православия.

Но едва ли его можно представить в отрыве от высшей формы, её венца – великой схимы.

Что значит схимник, достигший этой высочайшей ступени, можно уяснить себе из трудов святых отцов, видевших в нём образ полнейшего отчуждения от всего земного, смерти для мира тленного и предначатия жизни вечной.

Один из основателей монашества – преподобный Нил Сорский – дал очень меткую характеристику всем трём его ступеням.

В своих трудах он писал, что первый этап, рясофор, подобен принятию новобранца в войско Христово, где он должен неустанно постигать искусство будущих побед.

Мантия же, по его словам, – это выступление в боевой поход, а великая схима – не что иное, как генеральное сражение, которое дают войска, приведённые в полную боевую готовность.

Источник: http://fb.ru/article/221247/shimniki---eto-znachenie-slova-shimnik

Схима – что это такое: как ее принимают и кто такие схимонахи в православии

Что такое схима у монахов?

Как считается, монахи молятся за весь человеческий род, за каждого человека в отдельности и мир полностью. Эти люди полностью отдают себя служению человечеству и отрекаются от мира. Для того, чтобы выбрать такой путь в православии принимается схима, по сути, это высшая ступень отречения от мира. Что значит принять схиму.

Монашество в различных религиях

Традиция посвящать свою жизнь монашескому подвигу существует практически в каждой более-менее развитой религиозной традиции. Об этом свидетельствует Википедия и другие доступные источники. Безусловно, институт монашества является актуальным для общества в целом, а также для высоких духовных целей.

Люди приходят в монастыри зачастую с совершенно разными целями. Кто-то бежит от мира, другие просто не смогли ничего достичь и решили выбрать духовный путь. Есть и такие, которые намеренно решили полностью отдать себя служению Господу, к примеру, Серафим Саровский, который вполне мог бы стать богатым купцом, но решил уйти в монашество.

Обратите внимание! Монах представляет собой идеал человеческого образа. Однако, такая жизнь доступна не всем, поэтому общество вполне разумно разделяется на мирских и монашествующих.

Нужно ясно осознавать особенности этого религиозного института. Признаком развитого общества и человека в отдельности является глубокое почтение к служителям религии, которые поддерживают, передают и несут в себе определенную традицию.

Монашеский постриг

Монахами могут становиться разные люди, порой, с совершенно разными целями. Чтобы сохранять этот религиозный институт в благости и чистоте, в православии используется специальная система ступеней, которая фактически каждому позволяет обрести желаемое духовное состояние.

Каждый из монахов, выбравших для себя путь служения Богу, может остановиться на определенной ступени и обрести, так сказать, покой. Благодаря этой системе никто не остается без дела, не печалится. При этом традиция получает людей соответствующей квалификации для каждого дела.

Познавательно! Как правильно соблюдать вечернее правило

Итак, ступени православного монашества:

  • трудник – такой человек работает в монастыре и проживает там, посещает службы, может приобщаться к укладу, но не принимает обетов и не постригается, сейчас распространено принятие трудников во многих монастырях, нередко православные приезжают туда ежегодно на 2-3 недели как на своеобразный отдых, чтобы немного отвлечься от мирского и приобщиться к духовному;
  • послушник – такой чин сразу получают пришедшие семинаристы и пономари, а также трудники, которые прошли через различные послушания, они благословляются духовенством и могут носить подрясники и скуфейки (это повседневная монашеская одежда);
  • рясофор – начальная стадия монашества, послушник получает благословение носить рясу, четки и другие предметы монашеского обихода, но ему не дают нового имени, и он не принимает на себя каких-то суровых обетов, по сути, этот этап является преддверием самого монашества, он может длиться существенный период, рясофорный послушник решает какой выбрать дальнейший путь, помимо всего остального, может спокойно завершать монашескую «карьеру» и вернуться в мир;
  • малая схима – тут, собственно, и начинается монашество как таковое, послушник принимает постриг в собственной обители и дает различные обеты, получает новое имя, причем этот этап состоит из двух: сначала идет иноческий (послушник становится иноком) постриг (тут обеты не так суровы), а следующим является мантийный постриг, который превращает послушника в настоящего монаха, который отрешается от мира и имеет собственной целью непрестанное духовное совершенствование, отсюда не существует обратной дороги, точнее, если такой монах разоблачиться, то последуют негативные последствия со стороны церковного института;
  • великая схима – окончательный этап, когда снова меняется имя, выполняется новый ритуал пострига, обеты дополнительно утверждаются и могут стать более суровыми.

Таким образом, система внешних формальностей также представляет собой и систему духовного развития от простого человека, который иногда трудится в монастыре, до полного отрешения от мира и принятия обета непрестанной молитвы.

!Самые сильные православные молитвы на все случаи жизни

Особенности великой схимы

Интересно! Подбираем 3 самые сильные молитвы на удачу

Пострижение в великую схиму сейчас довольно часто разрешают престарелым монахам, которым целесообразно отправиться на покой. К примеру, когда игумену или архиерею более не представляется возможным управлять монастырем или епархией, соответственно, они переходят в схиму великого ангельского образа (второе название великой схимы) и постепенно отдаляются от мира.

Зачастую люди, которые живут на русской земле, ищут различных «гуру» или религиозного послушания в других традициях, хотя совсем рядом располагается бездонно глубокая православная традиция, которая включает в себя и непрерывную передачу учения, и отношения между духовными наставниками и учениками. Все то, что часто привлекает люди в восточных религиозных учениях.

Обратите внимание! Сейчас многие люди прельщаются различными восточными духовными течениями.

Подведем итоги

Изначально этот вариант монашества отличался от простого пострига отрешением от мирских дел, которое включало:

  • отшельничество — даже если схимонахи обитают в монастырской обители, они поселяются в затворе, то есть какой-то отдельной пещере, далекой келье, вдали от остальной братии;
  • непрестанная молитва – перешедшим в схиму этого типа более не требуется трудиться (хотя, как правило, по возможности они не пренебрегают изнурением плоти), они полностью посвящают себя практике непрестанной молитвы и духовного служения;
  • суровые обеты: принятие схимы ангельского чина, как правило, подразумевает более суровые обеты и духовные подвиги, эти люди по большей части постники, столпники или достигают духовных высот путем других подвигов.

Данное краткое описание позволяет понять, что такое схима у православных христиан. Тем не менее, тема этим не исчерпывается, является весьма глубокой и интересной.

Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/postrig-v-shimu-chto-eto-takoe-v-pravoslavii.html

Схима и схимники: монашеская великая и малая схимы и монахи-схимники в православии

Что такое схима у монахов?

Люди, которые ощущают особую связь с Богом, порой выбирают нелегкий жизненный путь — монашество. Однако стать монахом совсем непросто. Нужно пройти ряд испытаний, чтобы получить высшую степень монашеского пострига.

Рясофор, малая и великая схимы — три этапа монашества, которые выделяет Православная Церковь. Высшей степенью монашества в православии является облачение в великую схиму. Если про нее говорят без уточнения, то подразумевается как раз великая. Многие далекие от монашеской жизни люди хотели бы узнать, кто такие схимонахи.

Что такое схима

Схи́ма (от древне-греческого слова «σχῆμα» — образ, внешний вид) — это зарок соблюдать суровые монашеские правила поведения. Одежда монаха имеет аналогичное название.

Происхождение слова и значение понятия

Для того, чтобы понять значение слова, нужно обратиться к его истокам. Древнее греческое слово shēma переводится как образ, фигура, вид. Производной от этого слова является «схема».

Умирая для простой земной жизни ради соединения с Богом, постригающиеся в схиму приобретают ангельский вид, то есть после принесения обетов они становятся бесплотными ангельскими образами, «схемами». То есть, схема удерживает человека от грехопадения, как некий остов.

Историческая справка

В III-V вв. н. э. на египетских и сирийских территориях появились первые монахи. Целью их являлось обретение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане, отрекаясь от мирской суеты, понимали заповеди Христа и учение апостолов буквально. Поэтому, уходя в Египетские пустыни, они зачастую жили отшельниками.

При отсутствии возможности поселиться вдали от людей, монахи давали обет вселения в затвор, закрываясь в одиноких пещерах как в гробу и тем самым полностью отказывались для мира, оставаясь наедине с Богом. Они и стали называться схимонахами.

Некоторые из них стали основывать монастыри или присоединяться к уже существующим. Таким образом затворничество перестало быть основным обетом.

Первые схимонахи и схимонахини

В практике восточного монашества начала IX века окончательно установилось трехступенное деление монашествующих.

Они разделялись на:

  • новоначальных (послушников);
  • малосхимников;
  • великосхимников.

Уставом патриарха Алексия монахов разных степеней различали друг от друга по одежде.

В России разделение монахов на степени ввел преподобный Феодосий Печерский.

История развития:

  1. С XII по XIV век в богослужебной практике русской церкви господствовала сербская редакция посвящения в ангельский образ, которая шла с Афона и отличалась от греческого оригинала.
  2. С XV в. чин малой схимы был исправлен по греческим молитвословам.
  3. Чинопоследование великого ангельского образа подверглось значительному сокращению лишь в XVII веке.

Иноки — древнее русское название монахов, которое происходит от слова «иной». Чернецом (черницей) иногда называли монахов (монахинь) из-за черного цвета одежды.

Преподобный Пахомий Великий — один из первых схимонахов. Он упорядочил чин пострижения. На четвертом Вселенском Соборе произошло закрепление системы монашества, благодаря которой пустынники, жившие в монастырях, стали называться схимонахами, или затворниками. К лику святых были причислены многие из этих затворников.

Дальнейшая судьба схимонашества

В XVIII-XIX вв. государственная политика была такова, что пострижение в схиму прекратилось. Но в 1887 г. игумения Евфрасия (Лихарева) из Успенского женского монастыря осмелилась просить Владимирскую Духовную Консисторию о пострижении трех монахинь, отличавшихся высокой духовной жизнью, в великую схиму.

Прошение приняли с неподдельным удивлением. В июне того же года после разъяснительной переписки Архиепископом Феогностом (Лебедевым) пострижение было разрешено.

Благодаря сохранившимся в монастыре документам, об этих монахинях-схимницах Евфрасии, Анастасии и Анатолии имеются довольно подробные сведения.

Современное положение

Термин «малосхимники» не употребляют в современном православии. Постриженника в малую схиму называют просто — монах. Великосхимник — это идеальный образ монаха, путь обретения совершенства.

Первоначально схимонахи почти не общались ни с кем и без устали читали молитвы. Но в XIX–XX вв. в мужских и женских монастырях многие старцы и старицы (схимонахи) в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости. По этой причине правящий архиерей благословил схимонахов на утешение приходящего народа.

К схимонахам в Оптину Пустынь, Почаевскую лавру, Псково-Печерский монастырь, Лавру Преподобного Сергия и другие монастыри стали приезжать люди.

Многие схимонахи были причислены к лику святых после своей смерти. Самыми знаменитыми обителями являются Оптина Пустынь и Спасо-Бородинский монастырь.

В ХХ веке в России великий ангельский образ приняли многие монахини. Одна из принявших постриг в 1969 году в Вильнюсе — матушка Варвара, настоятельница Пюхтицкого монастыря. Обычно при постриге дают новое имя, но матушке Варваре оставили ее монашеское имя в честь святой великомученицы Варвары.

Виды схим

Существует два вида монашеских схим — малая и великая.

Малая

Мантия, надеваемая поверх рясы, является отличительной особенностью малосхимника. Облачение его составляют ряса, параман, клобук, мантия, сандалии и четки.

Великая

Великая схима в Православии подразумевает под собой совершеннейшее отрешение от мира для духовного соединения с Богом.

Облачение состоит из рясы, аналава, куколя, мантии, четок, пояса и хитона. Схимонахи в русских монастырях освобождаются от всех монашеских послушаний, кроме литургии и духовничества.

Кто такой монах-схимник

Монаха, принявшего «великий ангельский образ», называют схимником.

Внешний вид

Все одежды монаха предназначены для духовной борьбы (брани) с миром, плотью и дьяволом.

Они являются всеоружием Божьим:

  1. Власяница, или хитон, является напоминанием клятвы нестяжания.
  2. Параман — небольшая четырехугольная плащаница , носимая на спине (хребте), на которой изображены восьмиконечный православный крест, Адамова голова и орудия Христовых страданий. Надпись гласит: “Азъ язвы Господа моего Iисуса Христа на тѣлѣ моемъ ношу “. Ношение этого плата постоянно напоминает о кресте, который взял на себя монах.
  3. Ряса (риза радования) — напоминает об обете послушания.
  4. Пояс кожаный знаменует подпоясание силой истины, обновление духа и умерщвление плоти.
  5. Мантия (паллий) знаменует охраняющую монаха силу Божию, а само облачение называется ангельским.
  6. Клобук (наглавник) — это шлем, который монах, словно воин, надевает для защиты от врагов (искушений) как надежду на спасение. Этот головной убор снимается на шестой день после пострижения. Новопостриженного из храма переводят в келью.
  7. Сандалии знаменуют готовность инока на всякое дело благое и послушание.
  8. Четки (вервица) называются мечом духовным, так как указывают иноку на постоянное пребывание в молитве. Также они нужны для совершения молитвенного правила.
  9. Кукуль (в переводе с древнегреческого означает «чепец, колпак») знаменует шлем спасения и указывает на высшую степень совершенства — младенческое беззлобие. Он является кругообразно расположенным капюшоном, скрывающим голову и плечи, имеет остроконечный верх и украшен крестами. Всего пять крестов: на челе, на груди, на обоих плечах и спине.
  10. Аналав — это украшенная крестами широкая длинная полоса с прорезью посередине. Носится на спине и груди, а надевается через голову. По сути, это то же, что параман для малосхимника.

Правила поведения

У схимонахов остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. То есть, кроме молитвенного служения, они ничем не занимаются.

Рясофор, наоборот, проходит испытание на выдержку, выполняя в обители разноплановые работы наравне с трудниками (проживающими в монастыре работниками).

Обеты

Монах дает при постриге три обета.

Это:

  1. Обет нестяжания (бедности) подразумевает полный отказа от какого-либо личного имущества.
  2. Обет целомудрия — это не только безбрачие, но и отрицание пола вообще.
  3. Обет послушания — отказ от собственной воли.

Принятие схимы

Существует три чина пострижения.

Последовательность постригов:

  • в рясофор — последование во одеяние рясы и камилавки;
  • в мантию;
  • в схиму.

Для чего нужно

Святой Православной Церковью выделяемы три состояния монашеского подвига: послушничество, монашество, схимничество.

Эти состояния определяются как приготовление к подвигу, сам подвиг и высшее исполнение подвига:

  1. Первая ступень — испытания послушников, готовящихся к принятию самого подвига (монашества). Новоначальные живут много лет в монастыре как послушники, изучая все, что должен знать каждый монах, усердно трудясь и пребывая в молитвах.
  2. Монашествующих второй ступени называют малосхимниками, или совершенными.
  3. Третья ступень — это схимонахи, или совершеннейшие.

Постриг в рясофор

Схима с ее двумя ступенями следует сразу после рясофора (по-гречески «носящий рясу») или послушника. При пострижении в рясофор никакие обеты послушником не даются. Над послушником читают специальные молитвы, а волосы крестообразно постригают. При этом постригаемый порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом (иноком).

Послушник получает право носить рясу, которая символизирует:

  • покаяние;
  • плач;
  • отречение от мирской суеты.

Слово «ряса» с греческого переводится как «ветхая, потертая».

Облачение инока состоит из:

  • подрясника;
  • рясы;
  • камилавки;
  • пояса;
  • четок.

На этой ступени инок готовится к принятию малосхимничества.

Постриг в малую схиму

Малая схима (мантия) — это, собственно, и есть монашество.

Продолжительный постриг делится на две части — оглашение и пострижение:

  1. Первая часть состоит из увещания, принесения обетов послушания, нестяжания, целомудрия и аскетизма, наставлений давшему обеты, молитвы и наречения новым именем.
  2. Во второй части обряда совершается сам постриг и облачение в одежды.

Пострижение власов является основным действием при этом постриге и этим самым напоминает собой обряд Крещения. Надевая не один, а два креста (большой деревянный на грудь и второй (параман) на спину), постригаемого нарекают новым христианским именем. В руки дается третий крест. Этот постриг называют вторым крещением.

Монашество — это призвание, а не выбор человека. И если настоятель монастыря не увидит в человеке этого призвания, то постриг может не состояться. Так как ответственность за постриг ложится именно на настоятеля, то он должен определить правильность выбора пути и намерений послушника.

Преподобный Антоний Печерский — один из самых первых монахов на Руси, основавший Киево-Печерский монастырь.

Постриг в великую схиму

Постриг в великий ангельский образ величествен и долог. При пострижении монах дает крайне суровые клятвы: отречение от земной жизни выражено еще сильнее, чем при постриге в малосхимники, ведь монах полностью отрекается от мира. Этот постриг является образом смерти для мирской жизни и начала жизни горней.

Постригаемого облачают в аналав и куколь, вновь нарекая новым именем. При этом за постригаемого теперь молится перед Богом еще один святой: он получает святого покровителя.

Куколь снимается только на восьмой день после пострижения, об этом произносится специальная молитва настоятелем. Это делают для того, чтобы вернуться к телесному труду и рукоделию. Снова надевается он без повторного благословения настоятеля.

Постриг в великую схиму можно увидеть в этом видеоролике.

Первый иноческий постриг со времени возрождения Спасского женского монастыря г. Кобрина — в следующем видео.

Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/shima.html

Кто такой монах схимник и чем он отличается от инока

Что такое схима у монахов?

Чем отличается священник от монаха, и кто таковая схимница? У моей знакомой отпрыск решил предназначить свою жизнь Христу и ушел в монастырь. Дама очень переживала за разлуку с единственным отпрыском, и я решила выяснить о посвящениях в монахи подробнее.

Схимник — это крайняя и наивысшая ступень посвящения и отречения от мира, но поначалу неофит просто живет при монастыре и является послушником. Почему православные христиане стают монахами, что вдохновляет отрекаться от мира? О этом я расскажу для вас в статье.

История монашества

В старину схимников называли отшельниками либо пустынниками, потому что они жили поначалу в пустыне. В V веке отшельничество сменилось затвором, и монахи стали жить в монастырях.

Но со временем затвор закончил быть неотклонимым условием схимничества. Отличить схимника можно было по одежке, потому и заглавие «схима» относилось конкретно к одежке.

Потом к одежке и аскетическому виду жизни прибавились обеты.

В наши деньки великосхимника реально отличить по особенной остроконечной шапочке, которая именуется куколь.

1-ые монахи возникли в Сирии и Египте в IV и III веках нашей эпохи. Целью монашества было обретение спасения через жизнь во Христе.

1-ые христиане практически соображали заповеди Христа и напутствия апостолов, потому отрекались от мирской суеты на сто процентов. По воззрению первых христиан мир заполнен злом, а источником зла является бренное тело.

Конкретно тело поддается бессчетным соблазнам, которые можно преодолеть постом и молитвой.

Монах воспринимал на себя обеты:

  • нестяжания (бедности);
  • целомудрия (безбрачия);
  • повиновения (отказ от своей воли).
  • Обет нестяжания подразумевает полный отказ от какой-нибудь принадлежности. Монаху не принадлежит даже пишущая ручка, у него ничего нет. Это добровольческий отказ от всех вещей мира, поэтому что они стают ненадобными. Это утрата всякого энтузиазма к земным вещам из-за их ненадобности. Монах пользуется вещами лишь по последней необходимости.

    Обет безбрачия не попросту подразумевает отказ от совместной жизни с супругом (ой), но отрицание пола совершенно. Другими словами, для человека имеет значение лишь душа, а она пола не имеет.

    Обет повиновения обозначает, что у человека больше нет собственных желаний. Остается лишь одно желание — повсевременно пребывать с Господом. В монастырской жизни обет реализуется в безоговорочном повиновении настоятелю монастыря. Но безоговорочное повиновение подразумевает не безропотное послушание против своей воли, а удовлетворенное служение.

    1-ые монахи уходили в пещеры либо пустынные места, чтоб проживать вдалеке от мирских соблазнов. С течением времени они стали создавать монашеские общины — монастыри. Они воспринимали новейших членов общины и проводили их через тесты, чтоб проверить твердость намерения жизни во Христе. Тесты подразумевали полное повиновение и отречение от своей воли.

    Монашество на Руси

    На Руси монахов назвали иноками. Это российское заглавие, образованное от слова «другой». Также монахов и монахинь называли чернецом и черницей (из-за темного цвета одежки).

    Почему люди на Руси уходили добровольно в монахи и отрекались от мира? Поэтому что он терял для их свою привлекательность и смысл. 1-ые монахи были отшельниками и пустынниками, они добровольно уходили от людей в собственный «райский уголок».

    Пещера для их являлась райскими кущами, заполненными благодатью и особенным смыслом.

    Если человек чувствует снутри себя особую близость к богу, он воспринимает решение уйти в монастырь на служение. Монашество имеет три ступени посвящения:

  • рясофор (инок);
  • малая схима;
  • величавая схима.
  • При пострижении в иноки монашеского обета не произносят, это степень послушника в монастыре. Инок готовится к постригу в схимники, он изучает божье слово и осваивает азы монашества.

    Послушник получает право носить рясу, которая символизирует покаяние и плач, также отречение от мирской суеты. Дословно с греческого слово «ряса» переводится как «ветхая, потертая».

    Но рясофор может и не получить новейшего имени.

    Одним из первых узнаваемых монахов на Руси был Антоний Печерский, основавший Киево-Печерский монастырь.

    Малая схима подразумевает получение новейшего духовного имени, монах дает обет бедности (нестяжания), девства и повиновения. Малосхимника реально отличить от рясофора наличием специальной накидки без рукавов (мантии), которая одевается поверх рясы. С момента пострига в малую схиму монах дает обет грозного аскетизма.

    У монаха схимника возникают новейшие святые покровители, их намного больше, чем у обычного верующего либо рясофора.

    Величавая схима — это самая высочайшая ступень монашеского посвящения, достигнуть которой может не любой монах.

    Величавая схима подразумевает полное отчуждение от мирской жизни ради единения с Христом. Величавую схиму именуют Величавым Ангельским Образом.

    Монах произносит те же обеты, но должен их делать в наиболее грозной форме. Также при Величавой Схиме дают новое духовное имя.

    Преподобный Нил Мироточивый о монашестве:

    Почему схиму именуют ангельским образом? Поэтому что постригающиеся получают подобие ангелов, потому что на сто процентов отрекаются от мира (вроде бы погибают для него). Они избрали стать схожими ангелам, на сто процентов потерять контакты с миром людей ради общения с богом.

    Благодать схимы называется святыми отцами вторым крещением.

    Для что схимонах получает новое имя? Поэтому что он погибает для земного мира и рождается для новейшего — горнего. Новое имя монах слышит в первый раз при пострижении, его дает духовный наставник. Получив новое имя, монах понимает себя совсем остальным человеком.

    Служение схимников

    Чем отличается повиновение схимников от повиновения рясофоров? У их остается лишь одно повиновение — духовничество и отправление литургии.

    Одним словом, великосхимники не занимаются ничем, не считая молитвенного служения. Рясофор делает в монастыре различные работы вровень с трудниками (живущими в обители работниками).

    Он проходит собственного рода искус — испытание на выдержку.

    Опосля того как искус пройден удачно, начинаются посвящения. Поначалу человека постригают в иноки, потом в схимники.

    Эти посвящения различаются друг от друга числом даваемых обетов и чертами аскетического поведения. Схимники на сто процентов оставляют все земные дела и заботы, чтоб предназначить себя молитве.

    Молитва в христианстве является высшей добродетелью, потому что дозволяет соединяться духом с Господом.

    Схимонах и схимонахиня стараются во всем уподобиться в собственной жизни виду Богочеловека — Иисуса Христа. Это является самым основным и весомым в их жизни. Все другое блекнет по сопоставлению со светом Господа и его благодатью.

    Но период послушничества может растянуться на почти все годы, и человек может умереть послушником. Почему так происходит? Поэтому что монашество — это не выбор человека, а призвание.

    Если настоятель монастыря не лицезреет призвания у человека, постриг так и не состоится. Человек быть может на сто процентов уверен в собственном избрании, но через пару лет может и усомниться в этом.

    Поэтому ответственность за постриг ложится на настоятеля монастыря, который должен найти истинность целей и выбора пути послушника.

    Источник: tayniymir.com

    Источник: https://potokudach.ru/samorazvitie/kto-takoj-monah-shimnik-i-chem-on-otlichaetsja-ot-inoka/

    Что такое схима и ее значение в православии

    Что такое схима у монахов?

    В православном мире монашество, особенно схимники, особенно почитаемы. Схима принимается после посвящения в рясофор, то есть в монахи, которые носят рясу. Слуги Божьи со временем принимают схимничество, в виде малого и великого ангельского образа.

    Что такое схима

    Структура монашества в Православной Церкви, состоит из трех ступеней:

    • рясофор;
    • малая схима;
    • великая схима.Одежда монаха — облачение тех, кто готовится принять малую схиму

    Схимничество часто сравнивают с ангельским образом. Объяснение такому необычному названию кроется в переводе слова «схима». На греческом языке это обозначение образа, фигуры, вида. Люди, умершие для мирской жизни, преобразуются в бесплотные ангельские схимы или образы.

    Также слово «схима» переводится, как сдерживание. Схимники обладают величайшей силой сдерживать себя для греха.

    Важно! Великая схима является самой высокой ступенью монашества, на которой дается обещание полного отчуждения от земной жизни, принятие образа смерти в ожидании Небесной жизни через Крест.

    Что значит принятие схимы

    Христианина, который решил принять постриг монашества, вначале постригают в рясофорные монахи или иноки. В этом обряде на голове будущего инока выстригается крест, но он при этом не произносит монашеские обеты, и его имя не меняется. Иноки носят рясу, черное одеяние, в котором широкие рукава и наглухо застегнутый воротник. Это символ отречения от внешнего мира, покаяние и плач.

    Также инокам разрешено носить камилавку, как символ церковной награды, которая была введена в Православии в 1798 году.

    Награждение правом ношения камилавки священника

    Камилавки (головной убор) у иноков черного цвета, без всяких наметок. По мере продвижения в священнослужении камилавки могут быть фиолетового и белого цвета. Проходит время, инок готовится к принятию великого обета отречения от мира.

    По словам святых отцов, принятие пострига в рясофоры сравнивается со вступлением в отряд войска Небесного для изучения боевого искусства, которое так необходимо на ниве битвы Божьей. Новорукоположенный схимник вначале постригается в малую схиму через дачу обетов послушания, целомудрия, при этом ему дается новое имя.

    Малосхимник получает и новую одежду:

    • мантия без рукавов, надеваемая поверх рясы;
    • параман — прямоугольная накидка черного цвета, на ней изображен крест и орудия страстей Христовых, которая носится на спине;
    • клобук — головной убор в виде камилавки с наметками;
    • сандалии;
    • четки.

    Важно! Принятие малой схимы означает добровольный отказ от прелестей мира и принятие строго аскетического образа жизни.

    Мантия символизирует готовность выступить на войну, демонстрацией военного парада Войска Небесного.

    Великая схима

    Великая схима — посвящение жизни Богу при полном отчуждении от мира.

    Принимая судьбоносное решение, малосхимники снова дают обет, но уже более строгий, и снова их имя меняется. Трижды меняя имя, схимники приобретают большее количество небесных покровителей, в виде ангелов и святых.

    На заметку! Литургия и духовничество — основные служения схимников, живущих в отдельных помещениях монастырей.

    Схиепископами называют схимников, сложивших с себя все управления в епархии.

    Принявший великую схиму не мог совершать богослужения и таинства

    Узнать великосхимников легко:

    • по особому виду парамана — аналаву;
    • остроконечной шапочке, называемой куколь;
    • поясу;
    • хитону.

    Их ноги, как и у малосхимников, обуты в сандалии, а руках всегда присутствуют четки.

    История появления схимников

    По высказыванию Нила Мироточивого, монахи, принявшие великую схиму, символизируют опытное войско, готовое вступить в бой с сатанинскими силами, чтобы защитить православную землю.

    Постригаемый в схиму дает обеты послушания, нестяжания и девства, и получает новое имя

    Великосхимники исторически берут свое начало от отшельников, которые уходили в пустыни для усмирения своей плоти. Первые схимники, которые не имели возможности уединиться в пустыне, вступали в обет, вселяясь в одинокую пещеру — отвор, чтобы остаться наедине с Богом. По прошествии времени отворы были отменены.

    По историческим данным первые схиномонахи появились в 4 веке, первая схима принадлежит Пахомию Великому. На Четвертом Вселенском Соборе было установлены правила, согласно которым многочисленные отшельники, живущие в пустынях, могли селиться в монастырских стенах. Они принимали решение жить в затворах вместо отшельничества. Так возникли монахи великосхимники.

    В современном православии не употребляют слова «малосхимники». Представители Великой Схимы — монахи, которые стремятся познать неизмеримую высоту и глубины христианства через смирение, молчание, постоянное пребывание перед Богом. Для всего монашеского мира посвящение в великосхиничество является идеалом монашества, через которое достигается стяжание совершенства.

    Многие схимники, а среди них было немало прозорливцев, после своей смерти были причислены к лику святых. Самым знаменитыми монастырями, куда к схимникам за советом и благословением, стекается множество народа, были и остаются пустыня Оптина и Спасо-Бородинский монастырь.

    Что такое Великая схима

    Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/shima-v-pravoslavii.html

    Что значит

    Что такое схима у монахов?

    1

    Схимой в Православии называется высшая монашеская степень, которая требует от монаха, принявшего ее, соблюдения суровых аскетических условий.

    Изначально схима представляла собой монашеское облачение особого вида, однако со временем этим словом стали называть торжественную клятву монаха, готового к аскетизму.

    При постриге в послушники, человек обязан отречься от всего мирского, сменив имя, дав обет схимника и облачившись в одежду монаха – схиму.

    Принимая схиму, монах полностью меняет свой образ жизни на монашеский быт и окончательно посвящает себя Богу.

    Традиционно православное монашество состоит из четырех степеней – рясофорства, начальной степени монашества, малой схимы и великой схимы. В начальной степени от послушника не требуют принесения никаких обетов – в отличие от малой схимы, когда будущий монах должен принести обеты послушания, девства и нестяжания, а также сменить имя. Великая схима заключается в принесении обета постоянной…

    2

    Каждому, кто пожелал посвятить свою жизнь иноческому подвигу и достигнуть в этом деле высот, предстоит пройти три этапа, из которых и состоит путь к его вершине.

    Тройственная структура системы монашества включает в себя рясофор, мантию (или малую схиму), а также высшую ступень – великую схиму.

    Чтобы уяснить значение слова «схимник» и понять всю глубину заложенного в нём смысла, рассмотрим все три ступени, ведущие к этому ангельскому чину.

    Пострижение в малую схиму

    Постригаемый в малую схиму должен дать обеты девства (отказ от женитьбы и детей), послушания, нестяжания (отказ от материального богатства),…

    9

    Схимнический постриг в монастыре в первый день Успенского поста

    Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня и начало Успенского поста. В такой памятный день 7 лет назад по приглашению схимитрополита Иувеналия, тогда правящего архиерея, наша община переехала из Подмосковного Волоколамска в Курск.

    У нас день рождения нашего пребывания на Курской земле! Милостию Божией этот день был отмечен великим торжеством – в обители совершился постриг в Великий Ангельский Чин. Монахиня Сергия (Быкова) была пострижена в Великую схиму и наречена Агнией в честь римской девы мученицы (304 г.

    , память 21 января и 5 июля по старому стилю).

    Матушка Сергия недавно вошла в сестричество, но мы знаем ее с волоколамских пор. Долгое время она была алтарницей в храме Преображения Господня села Спас Волоколамского района. Монашество матушка приняла в Троице-Сергиевой Лавре еще в 50-е годы 20 века. Владыка Питирим (Нечаев) знал монахиню Сергию еще со школьной…

    10

    Схимой называется разновидность монашества, отличающаяся особо строгим воздержанием. Впервые схима была установлена на Шестом Вселенском соборе в 680 году. В отличие от обычного монашества, она предполагает полное одиночество. Схимники покидают свою келью только для участия в богослужении или отправления физиологических потребностей.

    Правила перехода от монашества в схиму были приняты в начале IX века. Установили, что монах может перейти в схиму спустя четыре года после пострижения.

    В православной церкви существуют два вида схимы: великая и малая. При пострижении в малую схиму монах не принимал дополнительных обетов. Он снимал традиционный клобук и вместо него облачался в куколь и параман или власяницу.

    Обряд пострижения в великую схиму отличался особой торжественностью. В это время монаху присваивалось новое имя, он заново принимал все монашеские обеты. Считалось, что принявший великую схиму уподобляется отцам и учителям церкви. Поэтому составной частью обряда…

    11

    Принятие великого ангельского образа (греч. –…

    12

    Счастливец женился, а Никита Бичурин принял схиму под именем отца Иакинфа.

    Крыков засмеялся, сказал весело: — Как в сказке сказывается про кота Евстафия: кому скоромно, а нам на здоровье, молвил кот Евстафий, постригшись в монахи, да приняв схиму, да съев впридачу мышку.

    Тисяча лих, тисяча небезпек на одну людську душу Либонь, це тяжче за схиму.

    Когда все уже было кончено и Новгород пал, а Борецкую увозили в монастырь, мать великого князя тоже приняла схиму и в черничестве своем из Марии сделалась Марфой.

    Юношеский восторг как и боязнь ошибиться в греческом давно остались позади, и Сергей Иваныч Федоров давно уже подумывал о том, чтобы принять полную схиму, переменивши имя, а там уже и ожидать твердо обещанного ему в этом случае сперва иерейского, а впоследствии и епископского звания.

    Василисе, многажды приступавшей к мужу с укоризнами, сказал как-то, еще до…

    13

    Некоторые глубоко религиозные люди часто выбирают для себя путь монашествования. Однако стать монахом не так просто – для этого нужно пройти ряд определенных ступеней, на верхушке которой находится статус схимника.

    Схима и ее принятие

    Схимой в Православии называется высшая монашеская степень, которая требует от монаха, принявшего ее, соблюдения суровых аскетических условий.

    Изначально схима представляла собой монашеское облачение особого вида, однако со временем этим словом стали называть торжественную клятву монаха, готового к аскетизму.

    При постриге в послушники, человек обязан отречься от всего мирского, сменив имя, дав обет схимника и облачившись в одежду монаха – схиму.

    Принимая схиму, монах полностью меняет свой образ жизни на монашеский быт и окончательно посвящает себя Богу.

    Традиционно православное монашество состоит из четырех степеней – рясофорства, начальной степени монашества, малой схимы и великой схимы. В начальной степени от послушника…

    Источник: https://e-batyushka.ru/chto-znachit-prinyat-skhimu

    Поделиться:
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.