Что такое светский гуманизм?

Светский гуманизм

Что такое светский гуманизм?

Светский (секулярный) гуманизм — одна из разновидностей гуманизма, система научных знаний, основными блоками которой являются антропологические, философские, психологические, юридические, экологические и педагогические знания.

Светский гуманизм базируется на научной картине мира (научном мировоззрении), идеях универсальной эволюции, общепринятых (простых) нравственных нормах, методологическом (умеренном или исследовательском) скептицизме, здравом смысле и новейших формах рациональности.

В круг важнейших методологических принципов гуманизма входит принцип свободного критического исследования, включающий идею распространения ресурсов разума и науки на все области природы, общества и человеческого поведения.

Это предполагает недопустимость ограничений на научное познание и экспериментальные исследования во всех областях культуры, включая этику, политику, религию, паранормальные верования, медицину.

При этом такие исследования не должны противоречить законодательству и нарушать базовые этические и экологические принципы, принятые в данном сообществе.

Современный светский гуманизм объединяет свободомыслящих — рационалистов, скептиков, агностиков, индифферентистов, атеистов, игтеистов, нон-теистов, — не поддерживающих теистические взгляды на природу человека и универсума и полагающих, что ни разум, ни наука, ни сколько-нибудь достоверный опыт или эксперимент не обнаруживают реальностей трансцендентного (сверхъестественного) ни в человеке, ни в окружающей его действительности. Вместе с тем, светские гуманисты защищают принципы уважения чувств верующих, свободы совести и отделения церкви от государства и школы. Они выступают против политизации и идеологизации как религиозного, так и гуманистического мировоззрения, поскольку считают ошибочным или даже порочным превращение этих мировоззрений в орудия и средства борьбы за политическую и/или духовную власть в обществе. Такая установка предопределяет наличие существенной правозащитной функции гуманизма как общественного движения и компоненты гражданского общества.

Сторонники светского гуманизма связывают происхождение феномена гуманизма с закономерностями мирового космоэволюционного процесса, то есть гуманизм — естественный результат мировой эволюции.

Гуманизму как осознанной гуманности, естественно свойственной человеку, присущи основные черты мирового развития: творческий и открытый характер, пробабилизм и вероятностность, природная сингулярность. Последнее означает то, что в силу единственности бытия мира имеются единые глубинные природные (онтологические) корни человеческого существа.

Следовательно, природное равенство людей является решающим фактором их равенства друг по отношению к другу, фактором единства человеческого рода. Такого рода равенство составляет первую и исходную предпосылку гуманизма как общечеловеческого мировоззрения, уравнивающего всех людей Земли в их достоинстве, правах и свободах.

Разновидностью светского гуманизма является гражданский гуманизм как мировоззрение, отстаивающее ценности прав человека, общедемократические и экологические ценности.

Исторически светский гуманизм приобрел очевидные теоретические и социальные очертания в середине ХХ века, что зафиксировано в публикации манифестов гуманизма: «Гуманистический Манифест I» (1933), «Гуманистический Манифест II» (1973), «Декларация светского гуманизма» (1980), «Декларация взаимной зависимости» (1988), «Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму» (2000), «Гуманистический Манифест III» (2003). В настоящее время светский гуманизм является наиболее организованным и влиятельным интеллектуальным и моральным движением в мировом гуманизме. Это наиболее ярко выражается в деятельности Международного гуманистического и этического союза (МГЭС — IHEU), объединяющего национальные гуманистические общества более чем 30 стран с общим числом членов более 5 миллионов человек. В России светские гуманисты объединяются вокруг Российского гуманистического общества, издающего журнал «Здравый смысл» и учебно-научную литературу по гуманизму и научному скептицизму.

Литература

  • Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Человечность человека: Основы современного гуманизма. Учебное пособие для вузов. М.: Рос. гуманист. о-во, 2005.
  • Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. 1996—.
  • Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира. Материалы международной научной конференции. Сост. и ред. В. А. Кувакин. — М.: Рос. гуманист. о-во, 2001.
  • Гуманизм на рубеже тысячелетий: Идея, судьба, перспектива // Редколлегия Б. Н. Бессонов, Т. Г. Богатырев, В. Н. Шевченко. — М.: «Гнозис», 1997.
  • Жукоцкий В. Д. Основы современного гуманизма: Российский контекст. Учебное пособие. – М.: Рос. гуманист. о-во, 2006.
  • Кувакин В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). — СПб. «Алетейя», М.: «Логос», 1998.
  • Кудишина А. А. Гуманизм — феномен современной культуры. – М.: Академический Проект, 2005.
  • Куртц П. Искушение потусторонним. — М.: Академический Проект, 1999.
  • Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма. — Изд. 2, исправленное — М.: Рос. гуманист. о-во, 2002.
  • Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. — М.: Рос. гуманист. о-во, 2000.
  • Чёрный Ю.Ю. Современный гуманизм // Философия в ХХ веке. Сб. обзоров в двух частях. Ч. 2. – М.: ИНИОН РАН, 2003.

Духовный гуманизм

Духовный гуманизм — другая разновидность гуманизма и противоположность секулярного гуманизма.

Пример современного духовного гуманизма — мировоззрение Аутентизм.

Категории:

  • Гуманизм
  • Атеизм
  • Эпоха Возрождения

Источник: http://mediaknowledge.ru/d066893e76e5045c.html

Светский гуманизм – что это простыми словами

Что такое светский гуманизм?

Светский гуманизм – одно из течений гуманизма, в котором подчеркивается отсутствие религиозной основы.

Как и в прочих направлениях гуманизма, человек признается высшей ценностью, но основной упор делается на соблюдение этических норм без апелляции к Высшим Силам.

 Гуманизм классический и гуманизм светский

Термин «гуманизм» очень многозначный. Словарь Ожегова, к примеру, дает две трактовки этому слову. Гуманизм это и «человечность в общественной деятельности», и «прогрессивное движение эпохи Возрождения».

Остановимся на втором значении. Когда говорят про гуманизм, то чаще всего подразумевают именно ренессансное течение.

На излете Средних веков, в промежуток между второй половиной XIV в. и серединой XVI в., среди европейских мыслителей, особенно среди итальянцев, стало популярным всестороннее изучение «человека». Человек как бы становился в центр мира, где прежде был Бог.

Первым гуманистом считают великого поэта Петрарку. Также к ним относили английского философа Томаса Мора, описавшего «идеальное» государство в книге Утопия; Мишеля Монтеня, первого автора в жанре эссе; писателя и богослова Эразма Роттердамского.

Бесспорно, что многие мыслители Ренессанса оставались «верными сыновьями» католической церкви. Но их мысли занимали больше вопросы этические, нежели онтологические.

Идеалом был не христианский аскет, а разумный и творческий человек. Добродетель все чаще возвращалась к античному идеалу, отказываясь от строгих религиозных установок.

Таким образом, можно сделать вывод, что гуманизм с самого начала характеризовался, как светское течение. Однако говорить о прямой преемственности ренессансного гуманизма и современного светского гуманизма нельзя.

 Появление «Светского гуманизма»

Религия большую часть истории человечества имела власть над умами. Но в результате развития науки мыслители стали понимать, что жестокие рамки ограничивают познание мира и человека.

В эпоху Нового времени началась критика религии. Не последнюю роль здесь сыграли идеи мыслителей Просвещения.

Роль церкви в различных сферах падала. Священников удалили от политики, ограничили их влияние на образование. Снижалась роль церкви и в исследовании морали.

Взамен приходили новые идеи. Но не все из них были человеколюбивыми. Например, в конце XIX в. возник социал-дарвинизм с лозунгом «Выживает сильнейший».

XX век принес не только прогресс, но и тоталитаризм, основой которого были идеи фашизма и расизма. Но были различные течения, которые ценили человеческую личность и человеческую жизнь.

Одним из них был и современный гуманизм. Он появился в конце XIX в. Первоначально на нем стояла печать религии: гуманистами называли себя представители американской унитарной церкви.

Но впоследствии из современного гуманизма выделился Светский гуманизм, противопоставивший себя религиозному. В 1949 г. мыслитель Уоррен Аллен Смит описал в одном из своих трудов семь видов гуманизма.

Среди них было понятие «натуралистического гуманизма», которое основывалось на установках научной эпохи, направленных на веру в высшую ценность человеческой личности. Именно этот вид гуманизма и стал впоследствии тем, что мы называем светским гуманизмом.

 Светский гуманизм в современном мире

Основные положения светского гуманизма перечислены в «Декларации Светского Гуманизма». Согласно ей свобода исследования, разум, и религиозный скептицизм являются главными ценностями.

При ознакомлении с манифестом может показаться, что светский гуманизм есть форма воинствующего атеизма. Это не так. Светский гуманизм разграничивает этику и религию. Атеизм же направлен исключительно на вопросы веры.

Последний известный документ Светского гуманизма был издан в 2003 г. Он носит название «Гуманизм и его устремления» и содержит шесть тезисов.

Авторы провозглашают опыт и рациональный анализ основой познания мира. Этические ценности могут основываться только на тех потребностях и интересах, которые могут пройти проверку опытом.

Светский гуманизм не ограничивается работой интеллектуалов. Существует несколько организаций. Самая крупная из них – это Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Он объединяет организации из различных стран. В России ведет работу Российское Гуманистическое общество.

Организации гуманистов занимаются просветительской, научной и общественной деятельностью. В данный момент светские гуманисты обеспокоены ростом псевдонауки. РГО сотрудничает с Комиссией РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

Еще одним направлением деятельности является помощь незащищенным членам общества: инвалидам, заключенным, диссидентам.

Источник: https://helpjournal.ru/svetskij-gumanizm-chto-eto-prostymi-slovami/

Принципы гуманизма

Светский гуманизм является одним из направлений гуманизма, и, соответственно, содержит его основные принципы.

Принципы светского гуманизма

Вместе с тем, согласно “Декларации Светского Гуманизма”[1], десятью базовыми принципами мировоззрения также являются:

  • 1. Свободное исследование. – Недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации.
  • 2. Отделение церкви от государства. – Во избежание нарушения принципа свободного исследования необходимо отделить церковь от государства.
  • 3. Идеал свободы. – Недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.
  • 4. Этика, основанная на критическом мышлении. – Независимость этики от религии. Возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения.
  • 5. Моральное образование. – Необходимость нравственного воспитания и образование детей. Недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде, чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие.
  • 6. Религиозный скептицизм. – скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность.
  • 7. Разум.
  • 8. Наука и техника.
  • 9. Эволюция.
  • 10. Образование.

В число важнейших методологических принципов светского гуманизма входит принцип свободного критического исследования, включающий идею приложения ресурсов разума и науки ко всем областям природы, общества и человеческого поведения.

Это предполагает недопустимость каких-либо ограничений научного познания и экспериментальных исследований во всех областях, будь то этика, политика, религия, паранормальные явления или медицина.

При этом такие исследования не должны противоречить закону и нарушать базовые этические и экологические стандарты, принятые в данном сообществе.

Современный светский гуманизм объединяет свободомыслящих — рационалистов, скептиков, агностиков, индифферентистов, атеистов, игтеистов, нон-теистов, — не поддерживающих теистические взгляды на природу человека и универсума и утверждающих, что ни разум, ни наука, ни сколько-нибудь достоверные экспериментальные исследования не обнаруживают реальности трансцендентного (сверхъестественного) ни в человеке, ни в окружающей его действительности. Вместе с тем, светские гуманисты защищают принципы уважения чувств верующих, свободы совести и отделения церкви от государства и школы. Они выступают против политизации и идеологизации как религиозного, так и гуманистического мировоззрения, поскольку считают ошибочным или даже порочным превращение этих мировоззрений в орудия и средства борьбы за политическую и/или духовную власть в обществе. Такая установка предопределяет наличие существенной правозащитной функции гуманизма как общественного движения и компоненты гражданского общества.

Феномен гуманизма

Сторонники светского гуманизма связывают происхождение феномена гуманизма с закономерностями мирового космоэволюционного процесса, считая гуманизм естественным результатом мировой эволюции.

Гуманизму как осознанной гуманности, естественно свойственной человеку, присущи основные черты мирового развития: творческий и открытый характер, вероятностность, природная сингулярность.

Последнее означает то, что в силу единственности бытия мира имеются единые глубинные природные (онтологические) корни человеческого существа.

Следовательно, природное равенство людей является решающим фактором их равенства по отношению друг к другу, фактором единства человеческого рода. Такого рода равенство составляет первую и исходную предпосылку гуманизма как общечеловеческого мировоззрения, уравнивающего всех людей Земли в их достоинстве, правах и свободах.

https://www.youtube.com/watch?v=uUn2UwZb5W0

Разновидностью светского гуманизма является гражданский гуманизм как мировоззрение, отстаивающее ценности прав человека, общедемократические и экологические ценности.

Организационное оформление

Исторически светский гуманизм приобрел очевидные теоретические и социальные очертания в середине ХХ века, что зафиксировано в публикации манифестов гуманизма: «Гуманистического манифеста I» (1933), «Гуманистического манифеста II» (1973), «Декларации светского гуманизма» (1980), «Декларации взаимной зависимости» (1988), «Гуманистического манифеста 2000: Призыва к новому планетарному гуманизму» (2000), «Гуманистического манифеста III» (2003).

В настоящее время светский гуманизм является наиболее организованным и влиятельным интеллектуальным и моральным направлением в мировом гуманизме. Это наиболее ярко выражается в деятельности Международного гуманистического и этического союза (МГЭС — IHEU), объединяющего национальные гуманистические общества более чем 30 стран с общим числом членов более 5 миллионов человек.

Светский гуманизм в России

В России светские гуманисты объединяются вокруг Российского гуманистического общества, издающего журнал «Здравый смысл» и учебно-научную литературу по гуманизму и научному скептицизму.

Примечания

  1. 12 http://hum.offlink.ru/docs-main/docs5/ Введение

Критика светского гуманизма

Литература

  • Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Человечность человека: Основы современного гуманизма. Учебное пособие для вузов. М.: Рос. гуманист. о-во, 2005.
  • Гивишвили Г. В. Гуманизм и гражданское общество: Учебное пособие для средних общеобразовательных учреждений // Под редакцией и с предисловием профессора В. А. Кувакина // Библиотека журнала «Здравый смысл». – М.: Российское гуманистическое общество, – 2003—239 °C.
  • «Гуманистический манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму».
  • Статьи журнала «Здравый смысл»
  • Ежеквартальник «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов»
  • В защиту разума: Против агрессии шарлатанства и паранормальных верований в российскую культуру начала XXI века. — Материалы междунар. симпозиума «Наука, антинаука и паранормальные верования». — Москва, 3-5 октября 2001 г. Сост. и ред. проф. В. А. Кувакин. — Б-ка журнала «Здравый смысл». — М.: РГО, 2003. — 246 с. ISBN 5-87387-004-7Интернет-версия этого сборника см. В защиту разума
  • Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира. Материалы международной научной конференции. Сост. и ред. В. А. Кувакин. — М.: Рос. гуманист. о-во, 2001.
  • Гуманизм на рубеже тысячелетий: Идея, судьба, перспектива // Редколлегия Б. Н. Бессонов, Т. Г. Богатырева, В. Н. Шевченко. — М.: «Гнозис», 1997.
  • Жукоцкий В. Д. Основы современного гуманизма: Российский контекст. Учебное пособие. — М.: Рос. гуманист. о-во, 2006.
  • Кувакин В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). — СПб. «Алетейя», М.: «Логос», 1998.
  • Кудишина А. А. Гуманизм — феномен современной культуры. — М.: Академический Проект, 2005.
  • Куртц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях. — «Вопросы философии», 1990. — № 10. — С. 168—174. (Предисловие к публикации Л. Н. Митрохина.)
  • Куртц П. Искушение потусторонним. — М.: Академический Проект, 1999.
  • Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма. — Изд. 2, исправленное — М.: Рос. гуманист. о-во, 2002.
  • Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. — М.: Рос. гуманист. о-во, 2000.
  • Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание // Пер. с англ. и предисл. В. А. Кувакина. — М.: Наука, 2005. — 306 с. ISBN 5-02-033810-9
  • Кутателадзе С. С. Fidelis et Infidelis
  • Чёрный Ю. Ю. Современный гуманизм // Философия в ХХ веке. Сб. обзоров в двух частях. Ч. 2. — М.: ИНИОН РАН, 2003.

Источник: http://dictionary.sensagent.com/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC/ru-ru/

План:

    Введение

  • 1 Базовые принципы
    • 1.1 Принципы гуманизма
    • 1.2 Принципы светского гуманизма
    • 1.3 Светский гуманизм и атеизм
  • 2 Феномен гуманизма
  • 3 Организационное оформление
    • 3.1 Светский гуманизм в России
  • 4 Критика светского гуманизма
  • 5 Известные светские гуманисты
  • Примечания
    Литература

«Счастливый человек» (Happy Human) выбран в качестве официального символа многими гуманистическими организациями

Светский (секулярный) гуманизм (англ.

 Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью.

Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога.

Светский гуманизм выделился из гуманистического движения в ответ на критику гуманизма религиозными фундаменталистами[1]. От религиозного гуманизма отличается тем, что отвергает религиозную веру как принципиально иллюзорный способ ориентации человека в мире.

1.1. Принципы гуманизма

Светский гуманизм является одним из направлений гуманизма, и, соответственно, содержит его основные принципы. Главным признаком гуманизма является признание человека, его права на счастье высшей ценностью.

При этом гуманизм не представляет человека стоящим над природой, не обожествляет его, напротив, гуманистическая жизненная позиция подразумевает особую ответственность перед человечеством и этические последствия человеческих решений.

1.2. Принципы светского гуманизма

Вместе с тем, согласно «Декларации Светского Гуманизма»[1], десятью базовыми принципами мировоззрения также являются:

  • 1. Свободное исследование. — Недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации.
  • 2. Отделение церкви от государства. — Во избежание нарушения принципа свободного исследования необходимо отделить церковь от государства.
  • 3. Идеал свободы. — Недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.
  • 4. Этика, основанная на критическом мышлении. — Независимость этики от религии. Возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения.
  • 5. Моральное образование. — Необходимость нравственного воспитания и образование детей. Недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде, чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие.
  • 6. Религиозный скептицизм. — скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность.
  • 7. Разум. — Использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности.
  • 8. Наука и техника. — Признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира.
  • 9. Эволюция. — Порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозных доктрин, потому как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно».
  • 10. Образование. — «Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ». Передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать способность к критическому мышлению. Опасность СМИ, как средства навязывания догм.

В число важнейших методологических принципов светского гуманизма входит принцип свободного критического исследования, включающий идею приложения ресурсов разума и науки ко всем областям природы, общества и человеческого поведения.

Это предполагает недопустимость каких-либо ограничений научного познания и экспериментальных исследований во всех областях, будь то этика, политика, религия, паранормальные явления или медицина.

При этом такие исследования не должны противоречить закону и нарушать базовые этические и экологические стандарты, принятые в данном сообществе.

Современный светский гуманизм объединяет свободомыслящих — рационалистов, скептиков, агностиков, индифферентистов, атеистов, игтеистов, нон-теистов, — не поддерживающих теистические взгляды на природу человека и универсума и утверждающих, что ни разум, ни наука, ни сколько-нибудь достоверные экспериментальные исследования не обнаруживают реальности трансцендентного (сверхъестественного) ни в человеке, ни в окружающей его действительности. Вместе с тем, светские гуманисты защищают принципы уважения чувств верующих, свободы совести и отделения церкви от государства и школы. Они выступают против политизации и идеологизации как религиозного, так и гуманистического мировоззрения, поскольку считают ошибочным или даже порочным превращение этих мировоззрений в орудия и средства борьбы за политическую и/или духовную власть в обществе. Такая установка предопределяет наличие существенной правозащитной функции гуманизма как общественного движения и компоненты гражданского общества.

1.3. Светский гуманизм и атеизм

Несмотря на то, что светские гуманисты фактически отрицают существование сверхъестественных явлений, и среди них есть множество атеистов, они не считают борьбу с религией главной целью[2]. Более важной для них является идея прав человека (п.

3 декларации светского гуманизма), в том числе свобода вероисповедания. Светские гуманисты стремятся продемонстрировать правоту собственной точки зрения не путём антирелигиозной деятельности, а путём создания реальной альтернативы религиозным культам.

Например, основывая этические общества, созданные для проведения морального и нравственного образования.

2. Феномен гуманизма

Сторонники светского гуманизма связывают происхождение феномена гуманизма с закономерностями мирового космоэволюционного процесса, считая гуманизм естественным результатом мировой эволюции.

Гуманизму как осознанной гуманности, естественно свойственной человеку, присущи основные черты мирового развития: творческий и открытый характер, вероятностность, природная сингулярность.

Последнее означает то, что в силу единственности бытия мира имеются единые глубинные природные (онтологические) корни человеческого существа.

Следовательно, природное равенство людей является решающим фактором их равенства по отношению друг к другу, фактором единства человеческого рода. Такого рода равенство составляет первую и исходную предпосылку гуманизма как общечеловеческого мировоззрения, уравнивающего всех людей Земли в их достоинстве, правах и свободах.

https://www.youtube.com/watch?v=uUn2UwZb5W0

Разновидностью светского гуманизма является гражданский гуманизм как мировоззрение, отстаивающее ценности прав человека, общедемократические и экологические ценности.

3. Организационное оформление

Исторически светский гуманизм приобрел очевидные теоретические и социальные очертания в середине ХХ века, что зафиксировано в публикации манифестов гуманизма: «Гуманистического манифеста I» (1933), «Гуманистического манифеста II» (1973), «Декларации светского гуманизма» (1980), «Декларации взаимной зависимости» (1988), «Гуманистического манифеста 2000: Призыва к новому планетарному гуманизму» (2000), «Гуманистического манифеста III» (2003).

В настоящее время светский гуманизм является наиболее организованным и влиятельным интеллектуальным и моральным направлением в мировом гуманизме. Это наиболее ярко выражается в деятельности Международного гуманистического и этического союза (МГЭС — IHEU), объединяющего национальные гуманистические общества более чем 30 стран с общим числом членов более 5 миллионов человек.

3.1. Светский гуманизм в России

В России светские гуманисты объединяются вокруг Российского гуманистического общества, издающего журнал «Здравый смысл» и учебно-научную литературу по гуманизму и научному скептицизму.

5. Известные светские гуманисты

  • Корлисс Ламонт (Corliss Lamont, 1902 — 1995)— создатель философии натуралистического гуманизма, предтечи светского гуманизма.
  • Куртц, Пол (Paul Kurtz, род. в 1925) — соавтор гуманистических манифестов, автор более 35 книг о светском гуманизме.
  • Яаап ван Прааг (Jaap P. van Praag, 1911—1981), профессор философии в Утрехте (Голландия), впоследствии первый председатель МГЭС
  • Гарольд Джон Блэкхем (Harold J. Blackham, род. в 1903), Великобритания
  • Кувакин, Валерий Александрович — профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, президент Российского Гуманистического Общества

Примечания

  1. 12 Декларация секулярного гуманизма – hum.offlink.ru/docs-main/docs5/
  2. Юрий Чёрный. Современный гуманизм. Аналитический обзор. Часть 2. – hum.offlink.ru/knowledge/cherniy/sovrgum/sovrgum2/

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 10.07.11 20:33:57
Похожие рефераты: Византийский светский костюм, Гуманизм, Абстрактный гуманизм, Классический гуманизм, Гуманизм и его устремления, Религиозный гуманизм, Ренессансный гуманизм, Гражданский гуманизм.

Категории: Атеизм, Гуманизм.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareA.

Источник: http://wreferat.baza-referat.ru/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Светский гуманизм – мировоззрение, противопоставленное религиозному

Что такое светский гуманизм?

Человечество всегда волновали вопросы веры и нравственности и секулярный гуманизм – это течение, в котором люди предстают, как высшие творения природы. От поступков и мыслей человека зависит не только его собственная жизнь, но и моральное и физическое состояние окружающих людей.

Светский гуманизм – что это?

Базовые принципы мировоззрения формируются в обществе, исходя из опыта предыдущих поколений и потребностей современного человека. Светский гуманизм – это одно их направлений философии гуманизма, провозглашающее ценность человека и его идей, Человек несет ответственность:

  1. За этические последствия своих решений и поступков.
  2. За собственный вклад в развитие современного общества.
  3. За творческие достижения и открытия, совершенные на благо человечества.

Светский гуманизм – мировоззрение

Светский гуманизм не противостоит догматам религиозных учений, но и не признает высшей силы, которая управляет жизнью человека. Он строит свою судьбу сам, опираясь на нравственные и моральные принципы. Религия и светский гуманизм развиваются параллельно и перекликаются только в вопросе формирования этических ценностей. Секулярный гуманизм предлагает следовать следующим принципам:

  1. Возможность свободного исследования (беспрепятственное получение информации).
  2. Государство и церковь существуют раздельно (при ином развитии событий нарушится принцип свободного исследования).
  3. Формирование идеала свободы (отсутствие тотального контроля, право голоса имеют все слои общества).
  4. Этика критического мышления (следование моральным и этическим нормам, сформированным без религиозных откровений).
  5. Моральное образование (дети воспитываются на принципах человеколюбия, при достижении совершеннолетия самостоятельно решают, как относиться к религии).
  6. Религиозный скептицизм (критическое отношение к тому, что высшая сила может вершить человеческие судьбы).
  7. Разум (человек опирается на реальный опыт и рациональное мышление).
  8. Наука и техника (открытия в этих направлениях позволяют обществу двигаться к высшим ступеням развития).
  9. Эволюция (реальные факты существования эволюции видов подтверждают несостоятельность идеи сотворения человека по божественному образу).
  10. Образование (доступность образования и обучения).

Светский гуманизм и атеизм – разница

Различие этих понятий очевидно. Светский гуманизм и атеизм развиваются в схожих направлениях, но пути их достижения различаются. Атеизм категорически отвергает существование высшей силы и ее влияние на судьбу человека. Секулярные гуманизм не препятствует развитию религиозных учений, но и не приветствует их.

Явные противоречия между этими направлениями философии не мешают им иметь схожие принципы. Например, понятие – светский гуманизм – основано на добром отношении к человеку, чувстве любви, сострадании, милосердии.

Те же самые постулаты люди находят в Библии. Приверженцы определенного религиозного течения имеют иллюзорное восприятие жизни.

Это – самообман, и его последствия повергают человека в состояние неопределенности и духовного застоя.

Светский гуманизм – книги

Большое число скептиков, пантеистов, рационалистов, агностиков прошлых веков использовали рациональный подход в решении человеческой дилеммы: что является основополагающим – наука или религия и что значит – светский гуманизм? Работы известных ученых и писателей волнуют умы современников и дают исчерпывающие ответы в вопросах отношений между людьми, зачатия и рождения детей, эвтаназии. Светский гуманизм это атеизм, который не запрещает верить в высший разум, но и не приветствует преданность религиозным учениям. Это:

  1. «Феноменология духа» (написана Гегелем).
  2. «Источник чистого разума» (написана Кантом).
  3. «Наука знания» (написана Фихте) и др.
Что такое сильный человек и какими качествами он должен обладать? Что такое сильный человек? Каковы его манеры поведения и жизненные принципы? Какая сила движет такими людьми, заставляя их двигаться вперед? Этими вопросами задаются специалисты-психологи со всего мира несколько десятилетий. Что такое неуверенность в себе и как от нее избавиться? Человек, который не понимает, что такое неуверенность в себе, но страдает от нее, не может самостоятельно справиться с этой фобией. Он испытывает дискомфорт от боязни отказывать людям в просьбах, выступать перед аудиторией и говорить о своих желаниях.
Что такое гуманизм и человечность в современном обществе? Не все сегодня смогут объяснить, что такое гуманизм и чем он отличается от гуманности. В этих терминах вложена важная информация для общества и человечества в целом. С каждым годом эти понятия терпят изменения, но они все еще не утратили своей актуальности. Теория плоской Земли – реальные факты В последнее время теория плоской Земли взорвала мир, поскольку общество приверженцев этой идеи стало активно распространять доказательства своих слов. Эта тема обсуждается учеными, которые могут с легкостью опровергнуть все факты таких групп.

Источник: https://womanadvice.ru/svetskiy-gumanizm-mirovozzrenie-protivopostavlennoe-religioznomu

Что такое светский гуманизм?

Что такое светский гуманизм?

1«Счастливый человек» (Happy Human) выбран в качестве официального символа многими гуманистическими организациями

Светский (секулярный) гуманизм (англ.

Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью.

Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога.

Светский гуманизм выделился из гуманистического движения в ответ на критику гуманизма религиозными фундаменталистами[1]. От религиозного гуманизма отличается тем, что отвергает религиозную веру как принципиально иллюзорный способ ориентации человека в мире.

Принципы гуманизма

2

За время своего существования человечество прошло долгий и тернистый путь, на котором формировались его сознание и приоритетные ценности.

В разные века взгляды людей менялись, возникали новые идеологии и философские течения, однако существование религиозных течений и их манипулирование верующими не позволяло человеку выйти за рамки инакомыслия.

Со временем противоречия между Священным Писанием и действиями священников заставили многих людей отвернуться от религии и обратиться к эстетическим принципам, что привело к появлению нового философского направления – светского гуманизма.

Что означает слово «гуманизм»?

Понятие «гуманизм» происходит от латинского слова humanitas – «человечность» (homo — «человек»). Термин «светский гуманизм» имеет синоним «секулярный гуманизм» и трактуется в контексте с латинским словосочетанием secular humanism, что в переводе значит «человечность, свободная от церковного влияния». Светский гуманизм тесно связан с атеизмом…

3

Человек всегда стремился к познанию себя и мира. Однако различные религиозные течения и учения, как правило, акцентируют внимание людей не на жизни здесь и сейчас, а на идее освобождения, описании духовного мира, тем саамы отрывая человека от действительности.

Более того, жёсткие рамки, которые устанавливает церковь, не позволяют человеку обрести счастье здесь на Земле, считая это не только не нужным, но и греховным. Происходит некое отрицание жизни настоящей, в которой люди пребывают день ото дня. Жёстко выстроенные рамки не допускают инакомыслия.

По сути, церковь ловко манипулирует людьми, прибегая к священным трактатам, давая свой смысл сказанному.

Современная религия и церковь превратилась постепенно из науки о жизни, о Боге в политику, а миром управляли ещё не так давно не политические, а религиозные деятели, разного рода священники, епископы и т.д. Большая часть войн за последние века произошла именно благодаря им. Все мы хорошо помним о знаменитых Крестовых походах….

4

С момента своего рождения человек стремится познавать окружающий мир, изучать себя, давать объяснения непонятным явлениям. Однако во многих традиционных обществах детям внушается то, что человек не вечен и бессилен как-либо изменить свою жизнь, что существуют высшие божественные силы, управляющие законами этого мира.

Утверждается, что цель человека в этом мире — обрести духовное прозрение, а сделать это можно лишь при условии послушания представителям церкви. В истории много примеров того, как религиозные деятели при помощи подобных манипуляций с сознанием развязывали затяжные кровопролитные войны с инакомыслящими.

Чего стоят только крестовые походы против еретиков или «неверных».

С началом эпохи Ренессанса сознание многих кардинально изменилось. Люди взглянули на мир совершенно другими глазами, тогда и дрогнула вера в религиозные догмы. Именно в то время возникло такое философское учение как гуманизм. Оно определяет человека как наивысшую ценность, а его право на свободу…

5«Счастливый человек» (Happy Human) выбран в качестве официального символа многими гуманистическими организациями.

Светский или секулярный гуманизм (англ. Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью.

Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога.

Светский гуманизм выделился из гуманистического движения в ответ на критику гуманизма религиозными фундаменталистами[1]. От религиозного гуманизма отличается тем, что отвергает религиозную веру как принципиально иллюзорный способ ориентации человека в мире.

Принципы гуманизмаПравить

Светский…

6

Пол Куртц

ЧТО ТАКОЕ СВЕТСКИЙ ГУМАНИЗМ?

Пер. с англ. В. Кувакин, А. Круглов, Д. Медведева

What is Secular Humanism?
by Paul Kurtz

Почетный профессор Университета штата Нью-Йорк (Буффало), президент Между-народной академии гуманизма и директор Транснационального центра исследований Пол Куртц излагает сущность планетарного мировоззрения, называемого светским (се-кулярным или гражданским) гуманизмом.

Ценность этой небольшой работы состоит в кратком, четком и систематическом объяснении содержания, ценностей и целей светского гуманизма как научного, методо-логического, этического, аксиологического, демократического и планетарного феномена, возникшего во второй половине ХХ столетия и в той или иной мере ставшего сегодня образом мышления и повседневной жизни многих миллионов свободных, сознательных и ответственных жителей Земли.

СОДЕРЖАНИЕ

ПредисловиеИсторияКлассические истокиГуманизм Нового времени

7

Часть 4. Окончание обзора.

«Необходимо поддерживать меры, направленные на непосредственное улучшение здоровья и благосостояния беднейших слоев населения, особенно женщин и девушек. Сюда должны быть включены усилия по стабилизации, а в дальнейшем и снижению показателей роста населения.»«международный контроль рождаемости и сдерживание роста народонаселения.»

«Организация Объединенных Наций должна заниматься решением проблем народонаселения, и если будет плохо справляться, то следует создать более мощный планетарный орган.»

Прежде чем объяснить эту идею гуманистов по сдерживанию темпов роста населения Земли и контролю рождаемости, необходимо объяснить возмущённым христианам, к какому результату райской жизни на Земле они бы пришли, если бы первые и последующие люди строго соблюдали совет Бога, не есть неспелый терновник с дерева познания неукротимой диареи, и соответственно, они бы не умерли от диареи в тот же день, когда объелись неспелым терновником (через…

8

Секулярный или светский гуманизм — это мировоззрение, в основе которого лежит атеистическое мышление, отрицающее какой бы то ни было высший смысл и какую бы то ни было духовную реальность.

Секулярный гуманизм признает материальную природу и социальную природу человека, но отрицает духовную. От религиозного гуманизма отличается тем, что отменяет веру в Бога (для своих сторонников) как принцип иллюзорной ориентации человека в реальном мире.

В сторонников светского гуманизма борьба с религией или религиозным мировоззрением не является главной задачей.

Но это мировоззрение в корне неверно, так как оно не отвечает на такие вопросы, откуда появилась душа, и как сформировалась любовь, которая живет в сердце каждого из человека.

Базовые принципы светского гуманизма

Согласно «Декларации секулярного гуманизма» этих принципов — десять:

Свободное исследование. Неприпустимись широкой цензуры и догматизма. Независимость от них прессы и средств коммуникации. Признание…

9Религиозный и светский гуманизм.

Религиозный и светский гуманизм. — раздел Религия, Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Религиозная этика Светский (Секулярный) Гуманизм (Англ. Secular Humanism) — Одно Из Направлений…

Светский (секулярный) гуманизм (англ. Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью.

Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога.

Светский гуманизм выделился из гуманистического движения в ответ на критику гуманизма религиозными фундаменталистами. От религиозного гуманизма отличается тем, что отвергает религиозную веру как принципиально иллюзорный способ…

10Описание настолько понравилось, что даже скопирую себе.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Светский (секулярный) гуманизм (англ. Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью.

Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога.

Светский гуманизм выделился из гуманистического движения в ответ на критику гуманизма религиозными фундаменталистами. От религиозного гуманизма отличается тем, что отвергает религиозную веру как принципиально иллюзорный способ ориентации человека в мире.

Принципы гуманизма

Светский гуманизм является одним из направлений гуманизма, и,…

11

Гуманизм сосредоточен на ценностях и ин тересах человеческих существ. Они сущест вуют как в христианских, так и в нехристианских формах. Среди по следних секулярный гуманизм является доминирующим. Его кредо — «человек есть мера всех вещей». Вместо того чтобы сосредотачиваться на человеческих суще ствах, его философия основывается на че ловеческих ценностях.

Секулярные гуманисты составляют до вольно пестрое общество. В их число входят экзистенциалисты, марксисты, прагматики, эгоцентристы и бихевиористы. Хотя в ту или иную разновидность эволюции верят все гуманисты, Джулиан Хаксли свою систему взглядов именовал «рели гией эволюционного гуманизма».

Корлисса Ламонта (Lamont) можно было бы назвать «культуральным гуманистом». Несмотря на все различия между ними, нехристиан ские гуманисты имеют общее ядро убежде ний.

Последние были сформулированы в двух «Гуманистических манифестах», ко торые отражают взгляды некоей коалиции различных секулярных гуманистов.

Гуманистический…

12Самое близкое к моему мировозрению философское течение:

Светский (секулярный) гуманизм

Светский (секулярный) гуманизм (англ. Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью.

Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога.

При этом религиозная вера оценивается как неверифицированная гипотеза, которая на данный момент не может быть подтверждена (а так же опровергнута), следовательно вопрос религиозной веры это личное дело каждого.

Однако религия должна быть прочно отделена от науки, так как семантика языка науки основана на перепроверке истинности, сопоставлении утверждений и фактов, в тоже время язык религии подразумевает эмотивность, зависимость от эмоций человека.

Главным признаком гуманизма…

Источник: https://e-batyushka.ru/chto-takoe-svetskiy-gumanizm

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.