Что такое светосила объектива и на что она влияет?

Светосила объектива: что это такое? – Фотография.Инфо

Что такое светосила объектива и на что она влияет?

Любой объектив характеризуется той или иной светосилой. Под этим параметром понимают степень ослабления объективом попадающего в него светового потока. На светосилу влияет прозрачность линз, диаметр раскрытия диафрагмы и некоторые другие характеристики оптики.

Но если вы придете в магазин электроники и спросите у продавца о светосиле того или иного объектива, то получите странный ответ. Человек вам просто назовет максимальное значение диафрагмы. Дело в том, что в наш век повсеместного упрощения люди начинают подразумевать под светосилой именно величину диафрагмы. Этот урок расскажет вам как раз о диафрагме.

Мы постараемся объяснить, зачем при съемке нужно этот параметр регулировать и на что он влияет.

Если вы регулярно знакомитесь с нашими уроками, то уже знаете, как в характеристиках указывается максимальная величина раскрытия диафрагмы. Вот и светосила объектива — это f число и если быть точным, то f, деленное на то или иное число. Ведь под f подразумевается фокусное расстояние.

А величина раскрытия диафрагмы — это число, на которое поделено выставленное фокусное расстояние.

Светосилу обязательно указывают в характеристиках любого объектива. Имеется в виду не обязательно отдельно продающаяся оптика. Эти слова касаются даже компактных фотокамер со встроенным объективом.

Более того, сейчас параметр «Диафрагма» или «Светосила» можно найти даже в характеристиках флагманских смартфонов. Ведь в производстве встроенных в них камер используются всё более продвинутые линзы. В результате аппарат получает светосильную оптику, а снимки становятся очень яркими.

Но хватит слов о создании оптики.

Давайте подойдем к светосиле объектива с другой стороны. Сейчас нам нужно понять, зачем вообще покупатели обращают внимание на этот параметр. А всё оказывается очень просто. Если диафрагма способна раскрываться очень широко, то и света на матрицу попадает очень много. Некоторые объективы предоставляют диафрагму f/1,4.

При таком параметре можно воспользоваться выдержкой 1/4000 секунды, света матрице при этом хватит.Повышенная светосила благоприятно влияет на качество портретных фотографий. Чем сильнее раскрывается диафрагма — тем меньше становится зона резкости. В результате можно добиться красиво размытого фона. Этот эффект ещё называют словом «боке».

Именно поэтому опытные фотографы используют для съемки портретов светосильные объективы. Всяческую зум-оптику они оставляют для съемки пейзажей.
Также стекла с хорошим числом f нужны для вечерней фотосъемки. При недостатке освещения требуется или длительная выдержка, или широко раскрытая диафрагма.

Увеличить выдержку никто не помешает, но это не позволит зафиксировать в кадре движущиеся объекты. Поэтому лучше раскрыть диафрагму до значения f/1,8 или f/1,4. Но и этот способ не всегда работает. Ведь при таком значении зона резкости сужается, а иногда это не соответствует задумке фотографа.

Светосильный объектив для Canon и Nikon

В магазинах в больших количествах продаются фотоаппараты с китовой оптикой. И редкий покупатель понимает, что в комплект производитель кладет объектив со средней, а подчас даже ужасной светосилой. Особенно сильно это касается оптики с широким диапазоном фокусных расстояний.

Поэтому на различных форумах и специализированных ресурсах рекомендуют людям приобретать «тушку». Таким словом называют комплект, в котором присутствует лишь камера. Ну а затем отдельно покупается светосильный объектив. В результате так тратится чуть большая сумма, чем за комплект с китовой оптикой, но результат порадует намного сильнее.

К сожалению, не каждый продающийся в магазине объектив является светосильным. Обязательно смотрите в характеристиках на значение светосилы. При 50-миллиметровом фокусном расстоянии светосильной будет считаться оптика с диафрагмой f/1,8. Чем выше фокусное расстояние — тем меньше бывает максимальное раскрытие диафрагмы.

Вспомните объективы, которые используют фотографы, работающие на футбольных матчах. Они бы всё отдали за значение светосилы f/2. Но достичь его пока технически невозможно.Давайте рассмотрим хорошие светосильные объективы, которые сейчас можно найти в магазинах. При этом нам сейчас интересна недорогая оптика для камер от двух самых известных производителей — Canon и Nikon.

Начнем со светосильных объективов для Canon и тут большой популярностью сейчас пользуется стекло Canon EF 50mm f1.8 II. Это уже второе поколение данной оптики. Как видно из названия, объектив обладает фиксированным 50-миллиметровым фокусным расстоянием. Это может смутить начинающих фотографов. Но зато диафрагма способна раскрываться вплоть до значения f/1.8.

Увы, объектив не самый лучший. Многие покупатели придираются к его корпусу. Но это не должно удивлять, так как ничего другого от бюджетного стекла ожидать невозможно (его можно купить за 4000 рублей).

В четыре с лишним раза дороже стоит Canon EF 50mm f1.4 USM. Иногда такой объектив приобретают даже опытные профессионалы. Они отмечают очень высокую светосилу и красивое боке, получаемое на снимках.

Если же говорить о светосильных объективах для Nikon — их тоже создано немало и в основном высокое значение диафрагмы имеется у экземпляров с фиксированным фокусным расстоянием. За 5 тысяч рублей предлагается купить Nikon 50mm f1.8D AF Nikkor.
Эта оптика предоставляет популярное 50-миллиметровое фокусное расстояние.

Она отлично подходит для фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5. Но с корпусом тоже наблюдаются проблемы, объектив чрезвычайно хлипкий.

Очень любопытным решением выглядит Nikon 24-85mm f2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor. Это уже объектив с переменным фокусным расстоянием. На минимальном зуме диафрагма может раскрываться до приемлемого значения f/2,8. Но при увеличении фокусного расстояния светосила ухудшается. Это беда любого недорогого зум-объектива.

Хотя бюджетным это решение назвать нельзя, за стекло просят в российских магазинах более 24 тысяч рублей.

Владельцы полнокадровых зеркалок должны заинтересоваться объективом Nikon 24-70mm f2.8G ED AF-S Nikkor. Эта оптика схожа с предыдущей, только диапазон фокусных расстояний чуть уже.

Но светосила здесь при использовании зума не изменяется! Присутствуют и другие улучшения. Но стоит данный объектив очень много — 65 тысяч рублей.

Итоги: светосила объектива — что это?

Пора подводить итоги нашего урока: светосила объектива — что это такое и как это правильно понимать? Если интересует правильный ответ, то это степень ослабления светового потока, проходящего сквозь объектив. Но чаще всего под словом «светосила» подразумевают величину раскрытия диафрагмы.
Высокая светосила нужна для получения ярких фотографий при скоростной выдержке.

Также широко раскрытая диафрагма нужна для максимального размытия фона, благодаря чему рождаются на свет прекрасные портреты. Хорошей светосилой обладают объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Если же вас интересует светосильная оптика с возможностью зума, то готовьтесь потратить очень много денег. И чем больший зум интересует, тем более крупная сумма потребуется.

Связано это со сложностями изготовления подобных объективов.

На этом наши уроки, посвященные диафрагме, заканчиваются. Регулярно посещайте наш сайт, тогда вы не пропустите следующие уроки. В них мы рассмотрим фотоаппарат во всех деталях и узнаем, какие характеристики являются самыми важными.

ISO в фотоаппарате

Что такое ISO в фотоаппарате?Не все понимают, что такое ISO в фотоаппарате и зачастую …

20.08.2014

Обзор фотоаппаратов Sony

Обзор цифровых фотоаппаратов SonyНаибольшей популярностью пользуются компактные фотоаппараты …

Источник: https://fotografiya.info/?p=1676

Влияние объектива на цветопередачу

Что такое светосила объектива и на что она влияет?

При создании фотографии большую роль играют два основных пункта: мастерство фотографа и его камера. Остальное – дело случая. Любую погоду можно использовать для получения художественных снимков, под любое количество освещения можно настроить камеру или добавить вспышки, каждый пейзаж или объект можно снять с миллиона разных ракурсов.

Кроме того, один и тот же фотограф на разных фотоаппаратах выдаст немного разные результаты, как и на одной камере два мастера вряд ли смогут снять идентичные картинки. Это что касается качества, смысловой наполненности и композиционных приемов.

Свойства, напрямую зависящие от «мощности» камеры, сложно скорректировать опытом и дополнительным оборудованием. Например, ГРИП, он конечно зависит от расстояния до объекта и степени открытия диафрагмы и многих других параметров, но для одной камеры он будет фиксированный.

Если фокусной расстояние камеры фиксированное, то вряд ли удастся взять от фотоаппарата те же снимки, что и от «телевика».

На параметр цветопередачи напрямую влияют несколько факторов:

– строение матрица камеры и ее состояние;

– состояние всех стеклянных элементов аппарата, в том числе и системы зеркал;

– объектив;

– настройки камеры для съемки;

– как ни странно, дисплей фотоаппарата может выводить изображение с неправильными цветами, что заставляет менять настройки или оптику.

При просмотре снимков с экрана добавляются еще и характеристики монитора, а при печати на бумажном носителе – принтера. Чтобы понять на каком этапе цвет «убежал», нужно опытным путем выявлять источник проблемы.

Что же такое цветопередача?

Из термина понятно, что это цвета, воспринимаемые глазом человека. То, каким мы видим снимок и каждый оттенок на нем. Бывает, что по вине фотографа изменяются настройки камеры, или монитор передает их немного не правильно, и снимок начинаем «синеть» или «краснеть».

Тогда их можно скорректировать фильтрами. Если проблема в мониторе, его можно откалибровать. Существует еще погрешность стекол объектива. Она часто незначительная, но ощутимая на большом формате печати.

Некоторые фотографы умышленно приобретаются фильтры и объективы, изменяющие цвета или придающие определенные оттенки всей фотографии.

Цветопередача – один из качественных показателей фотографии, даже для простых потребителей заметны ошибки в оттенках. Чем больше матрица камеры, тем меньше шансов получить резкие переходы цветов или заметные искажения.

Объективы, изменяющие цветопередачу

Все объективы каким либо образом изменяют цветопередачу, хорошие и качественные делают это незаметно для человеческого глаза. Все искажения можно условно поделить на 3 группы:

– задумка фотографа, тогда подбирается объектив и комплект светофильтров к нему, чтобы все снимки получались с определенным оттенком;

– неправильная подборка настроек и объектива, вследствие чего получаются некачественные снимки;

– некачественная техника, затертые стекла или дешевые объективы часто дают погрешности в цвете априори из-за качества сборки и материалов.

Рассмотрим каждый вариант подробнее.

Объективы и светофильтры, изменяющие оттенки умышленно

Цветовые эффекты с выделением одного фрагмента на черно-белом снимке, наложение на всю картинку одного оттенка или сильное преимущественное усиление одного цвета – являются замечательным инструментом в арсенале фотографа.

Использовать такой прием можно в любом жанре фотографии: цветочки на зеленой поляне в пейзаже, глаза и схожие по цвету украшения в портрете, акцентирование внимания на детали натюрморта и многие другие варианты.

Для этого есть Photoshop, накладные фильтры или естественные погрешности стекол объектива.

Существуют объективы с креплениями для светофильтров и возможность приобрести подходящие того же производителя в комплект. Это модели с резьбой, на которые эти фильтры навинчиваются и при необходимости быстро меняются.

Качество линз и функциональных элементов объективов

Кроме умышленного изменения цвета или оттенков на снимке, каждый фотограф сталкивался с неприятными ситуациями появления на фото цветных бликов, или явного искажения цветопередачи. Они могут возникать из-за неправильных настроек камеры, неподходящего объектива, покрытия самих функциональных деталей, или низкого качества стеклянных элементов оборудования.

Стекла плохого качества со временем теряют свои свойства передавать информацию с нужным искажением. И начинают давать помехи, нарушать четкость снимка, создавать дисперсионные шумы на фотографии. На снимке 10х15 см и большинстве мониторов такие недочеты не всегда можно разглядеть и ощутить.

А вот при широкоформатной печати или просмотре на большом экране будут заметны.

Одним из таких неприятных для фотографа явлений является хроматическая аберрация и шумы. Это появление цветные участков по контуру четко очерченного предмета на достаточно светлом фоне, цветные блики или “смазывание” границ объекта.

Ситуация неприятна еще и тем, что на экране дисплея фотоаппарата ее отследить достаточно сложно, а исправить в процессе постобработки практически нереально.

Чтобы избежать или минимизировать появление хроматических аберраций, нужно корректировать настройки камеры:

– располагайте важные элементы максимально близко к центру снимка, негативные эффекты усиливаются к периферии линзы;

– используйте максимально возможные значения диафрагмы, то есть закрывайте створки, чтобы минимизировать количество света и шанс появления искажений цветопередачи;

– снимайте в средних значения фокуса для объектива, широкофокусные объективы имеют значительные искажения цветопередачи в крайних значениях фокусировки;

– выбирайте ракурс не на прямые солнечные лучи, именно они дают сильные искажения цветопередачи.

У большинства качественных (равно “дорогих”) объективов процент искажения настолько минимальный, что практически не стоит упоминания.

Как правильно выбрать объектив?

Точность цветопередачи напрямую зависит от объектива и других функциональных элементов камеры, поэтому выбор правильной оптики – один из вариантов решении проблемы искажения цветов на фотографии. Если изменить технические возможности и параметры камеры достаточно сложно, то можно сменить аксессуары и дополнительное оборудование. По каким параметрам следует выбирать модель объектива:

– цена не является панацеей от всех проблем, но дорогой объектив с большей вероятностью выдаст реальные цвета, нежели дешевый;

– бренд, ситуация схожа с предыдущим пунктом – именитые производители выпускают модели для начинающих и опытных фотографов, для богатых и не очень. Качество снимков также будет разниться.

– Фокусное расстояние. В средних значениях фокуса все объективы выдают наиболее качественный результат. Чем шире диапазон работы, тем больше искажений будут на снимке в крайних значениях, то есть максимально близко и наиболее далеко от камеры.

– Возможность крепить навинчивающиеся светофильтры- резьба.

– Светосила объектива напрямую влияет на качество снимков. При прочих равных параметрах светосильные модели подают больше информации на матрицу, соответственно и шумов.

– Система внутренней стабилизации – немаловажный фактор при выборе модели объектива. Она позволяет снизить уровень шумов и улучшить качество фотографии.

Настройки камеры для цветокоррекции

Причины и предпосылки для нарушения цветопередачи вполне понятны, осталось разобраться, как снизить их влияние на качество снимка. Приемов великое множеств, каждый фотограф имеет свои «джентельментский набор» способов убрать цветовые искажения.

Кто-то подбирает оборудование, кто-то докупает дополнительные аксессуары, а кому-то достаточно ручного режима баланса белого и графического редактора. Начинающим фотографам можно посоветовать начать со следующих мероприятий:

– Корректировка, или калибровка по серому. Для этого можно приобрести специальную бумагу – карту, с коэффициентом отражения 18% и нейтрально серого цвета.

– Ручной режим баланса белого. При автоматических настройках, каждый фотоаппарат используют свой собственный алгоритм. При создании профессиональных снимков или для заказчика не стоит полагаться на беспристрастный взгляд фотоаппарата.

– Широко раскрытая диафрагма захватывает большой объем информации, в том числе и «мусор». Чем сильнее открывается диафрагма, тем меньше должно быть время экспозиции, то есть выдержка.

– Высокие значения параметра светопоглощения имеют такие же побочные эффекты, что и диафрагма – информация тащит за собой и цветовой мусор.

– Выдержка предопределяет время открытия матрицы, чем дольше она открыта, тем больше шумов и бликом можно получить.

– Автоматические режимы, сюда можно отнести баланс по каждому цвету, встроенные фильтры и стили съемок. Каждый из них имеет свой набор параметров, в том числе и в цветопередаче.

– Внутренние стабилизаторы камеры и штатив значительно снижают уровень шумов, вызванных дрожанием рук и движениями камеры в процессе экспозиции.

Подытожим вышесказанное

Цветопередача – это восприятие отраженных лучей света глазом. Когда свет улавливается не зрачком, а матрицей камеры, есть шансы получить искажения и неточности. Получается это из-за свойства стекол, качества материалов сборки, а также цифровых эффектов, наложенных на информацию.

Если все сделать правильно и учесть все параметры, то искажение цвета на снимке по сравнению с реальным объектом будет минимальное, иногда даже незаметное глазу. Исправить цветопередачу можно следующими методами:

  • Выбор оптимальной модели объектива;Поиск оптимального ракурса и источников света;Ручная настройка баланса белого;Расположение главных объектов по центру снимка в средних значения фокуса объектива;Минимально возможные значения диафрагмы, светочувствительности и выдержки;Грамотная постобработка файлов формата RAW в графическом редакторе.

Не бывает одинаковых снимков, даже с идентичными параметрами, поэтому процесс переноса цвета на бумагу – вопрос опыта и профессионализма. Делайте максимальное количество снимков на каждой фотосессии, пробуйте разные настройки, снимайте в RAW и смотрите снимки на качественно откалиброванных мониторах, тогда искажения цветопередачи будут минимальными.

Источник: http://top100photo.ru/blog/sovety-po-vyboru-fototekhniki/vlijanie-obektiva-na-cvetoperedachu

Как выбрать объектив часть 2 — светосила

Что такое светосила объектива и на что она влияет?

Год назад, когда написал первую часть статьи про выбор объектива, думал, что остальные напишу где-то за месяц. Но сколько раз ни начинал все никак не получалось спокойно сесть и продолжить тему.

Сейчас появилось некоторое время для того, чтобы расставить характеристики оптики, что называется по полочкам, и вторая часть перед вами. Напомню, что в предыдущей статье речь шла о фокусном расстоянии и его пересчете с учетом кропа.

Сегодня подробно рассмотрим светосилу и ее производные —  выдержку и глубину резкости.

Светосила

После того, как вы определились с необходимым фокусным расстоянием, светосила — второй по важности параметр объектива. На что же она влият? Прежде всего на выдержку — чем выше светосила, тем меньше выдержка, а значит можно снимать в более темных условиях без штатива.

Второе — это размытие фона, при прочих равных чем выше светосила, тем меньше глубина резкости и тем больше размывается фон.

Подробно я на этом вопросе останавливался в статье «Глубина резкости или красивое размытие фона«, поэтому здесь особенно повторятся не буду, но в двух словах все-таки расскажу.

Светосила объектива по сути обусловлена тем, насколько широко открыта диафрагма. В маркировке, например Canon EF 50mm f/1.4 USM, максимальное значение диафрагмы указано как f/1.4. За редким исключение, у Canon есть объектив с диафрагмой 1.

2 и вроде бы готовился со значением 1, все остальные объективы имеют более «узкую» диафрагму например 3,5 или 4 или даже 5,6. Максимальные значения могут быть постоянными для высококачественной оптики (указана одна цифра) или переменными в зависимости от фокусного расстояния для оптики классом ниже (цифры указаны через дефис).

Для снимка слева использовалась диафрагма 2.2, даже для многих профессиональных объективов серии L такой уровень размытия недоступен.

Влияние светосилы на выдержку

Думаю теперь с определением значения светосилы проблем возникать не должно, поэтому поговорим о том, для чего нам это нужно в реальных условиях, а не в теории. Малое значение диафрагмы делает объектив более светлым или быстрым, как вам больше нравится, по сравнению с большим. Иными словами объектив со светосилой 2.

8 лучше подойдет для работы в сумерках или для съемки динамичного футбольного матча, чем оптика со светосилой 4. Меньшая выдержка в первом случае позволит получить четкие светлые снимки с рук, т.к. при более широкой диафрагме, света за тоже время на матрицу попадет больше. А во втором остановит момент игры, т.к.

выдержка будет совсем маленькой и фотоаппарат поймает самое быстрое движение, не размыв при этом игроков.

В качестве иллюстрации приведу фотографию вверху. Параметры съемки были следующие — выдержка 1/1000с, диафрагма 4.0. Эти значения позволили получить четкую фотографию спортсмена, хотя скорость при приземлении была весьма ощутимой. Но если бы было темнее, то выдержка бы выросла и фигура прыгуна получилась бы размазанной, вот тут-то и пригодилась бы более светосильная оптика.

Светосила объектива и размытие фона

Надеюсь с этим понятно, теперь второй аспект — размытие фона. Если коротко, то — хотите красивое размытие фона — берите светосильный объектив. Для съемки архитектуры, пейзажей, предметной съемки и работы в студии вполне подойдут недорогие китовые объективы и объективы серии L со значением диафрагмы 4.0.

В этих жанрах резкость должна быть у всех объектов в кадре и размытие фона скорее мешает. А вот если вы хотите снимать портреты, то отделить модель от заднего плана становится очень важной задачей и тут как раз приходит на выручку оптика с широкой диафрагмой, ведь чем шире открыта диафрагма, тем больше размывается фон.

Так же малая глубина резкости может пригодится и в макросъемке.

Для примера посмотрим на фотографию ящерицы. Значение диафрагмы — 2.8, задний фон размыт и внимание зрителя сконцентрированно на рептилии. Уже при диафрагме 4.0 размытие значительно меньше, что сделает фотографию более плоской и отвлечет от главного объекта съемки.

Оптический стабилизатор

Объективы для камер Canon и Nikon могут оснащаться стабилизатором изображения. Обозначается буквами IS для Canon и VR для Nikon. Подробнее можно прочитать зачем нужен стабилизатор в другой моей статье в разделе «выдержка». У Sony стабилизатор встроен в саму камеру и соответственно выбор объектива несколько проще.

Это отступление появилось в статье о светосиле не просто так. Если для вас не важно размытие фона, но довольно часто бывают съемки при недостаточной освещенности, то наличие стабилизатора позволяет довольно сильно съэкономить на покупке объектива.

Вы можете взять менее светосильный объектив, но со стабилизатором, при этом значения выдержек, при которых будут получаться несмазанные фотографии, остануться примерно одинаковыми.

Кроме этого объективы с меньшей диафрагмой обычно проще конструктивно, что позволяет заметно снизить их вес, а это иногда бывает большим преимуществом.

Чтобы подвести некий итог статье, сформулирую краткий вывод по светосиле объективов. Чем выше светосила объектива, тем шире диапазон возможных условий освещения и тем более красивое размытие фона можно получить, оборотная сторона медали — это конечно цена, которая растет вместе со светосилой.

Мне нравится!

Источник: http://www.xela.ru/kak-vybrat-obektiv-chast-2-svetosila/

Характеристики объектива. Фокусное расстояние, светосила. | ДРУГ ФОТОАППАРАТ

Что такое светосила объектива и на что она влияет?

{lang: ‘ru’}

Продолжаем рассмотрение устройства и характеристик важного элемента фотоаппарата — объектива. Из описания недостатков линз и объективов — аберраций следовало, что их исправление требует дополнительных конструктивных решений, в частности включение в конструкцию дополнительных линз. По этой и другим причинам объектив — довольно сложное устройство.

Рассмотрим основные характеристики объектива, которые непосредственно влияют на качество получаемого с его помощью изображения.

К таким характеристикам можно отнести следующие:

  • фокусное расстояние;
  • относительное отверстие;
  • светосила объектива;
  • поле зрения;
  • поле изображения;
  • разрешающая сила.

Далее рассмотрим эти характеристики подробнее.

Фокусное расстояние объектива

Фокусное расстояние — это расстояние от задней главной плоскости до заднего фокуса объектива.

Напомню фокусом линзы или объектива называется точка на главной оптической оси линзы (объектива), в которой собираются лучи света, падающие на линзу параллельно оптической оси.

Задняя главная плоскость может находиться внутри объектива или вне его,

см. рис. 1.

Рис.1. Схема фокусного расстояния объектива.

Рис. 2. Оптические схемы объективов с разными фокусными расстояниями.

Задним фокусом называют плоскость, перпендикулярную оптической оси и проходящую через точку заднего фокуса, в которой после преломления в объективе пересекаются лучи, идущие параллельно оптической оси.

Фокусное расстояние выражается в мм. Величина фокусного расстояния указывается на оправе объектива (округленно), см. рис.3.

Рис.3. Обозначение характеристик объектива на его обойме.

От величины фокусного расстояния зависит масштаб (zoom) изображения, т. е. степень линейного уменьшения объекта при его оптическом изображения.

И тут зависимость такая:

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем крупнее изображение объекта при его фотографировании, – чем короче фокусное расстояние, тем мельче изображение объекта при его фотографировании с одной и той же точки.

Длиннофокусные объективы как бы приближают объект.

Относительное отверстие

Относительное отверстие — это отношение диаметра действующего (светового) отверстия объектива (d) к его фокусному расстоянию (f). За диаметр действующего отверстия (для объективов простой конструкции) принимают диаметр первой линзы объектива.

Количественно относительное отверстие определяют по формуле: 1/: d.

Величина относительного отверстия выражается в виде дробного числа, в числителе которого 1. Обычно его изображают в виде отношения ( например,        1 : 2;  1 : 2,8 и т. д.). Величина 1 : 2 обозначает, что у данного объектива в 2 раза больше диаметра действующего отверстия.

Светосила объектива

Светосила объектива — это способность объектива создавать изображение определенной освещенности. Светосила определяется отношением освещенности поля изображения, создаваемой объективом, к яркости фотографируемого объекта.

Светосила — показатель переменный, т. к. между линзами объектива помещена диафрагма, которая изменяет диаметр светового отверстия см. рис.

Диафрагма состоит из нескольких дугообразных лепестков (ламелей), помещенных в оправу, имеющую снаружи специальное кольцо.

На оправу объектива часто выносится шкала значений относительных отверстий, на которой указываются только знаменатели дробного числа, называемые диафрагменными числами (для упрощения мы их называем диафрагмой), см. рис.4.

Рис.4. Условное изображение диафрагмы и диафрагменные числа на кольце диафрагмы объектива.

Рис.5.  На объективе верхняя шкала – шкала значений диафрагм.  Верхнее кольцо – регулировка диафрагмы.

Показатели диафрагменных чисел стандартизованы и имеют значения в виде следующего ряда:

0,7;  1,0;  1,4;  2;  2,8;  4;  5,6;  8;  11;  16;  22;  32;  45  и  64.

Этот ряд подчиняется определенному закону, по которому при переходе от одного диафрагменного числа к соседнему количество пропускаемого объективом света изменяется в два раза.

Максимальное относительное отверстие обычно обозначается на оправе объектива (или в паспорте на объектив или фотоаппарат), например в виде такой надписи «2,8/50», где 2,8 — диафрагменное число, а 50 — фокусное расстояние объектива, выраженное в мм. Диафрагменное число максимального относительного отверстия часто называют светосилой объектива. По такой терминологии рассмотренный объектив имеет светосилу 2,8.

Фотолюбителям следует иметь в виду, что светосила объектива уменьшается, если съемка происходит на очень близком расстоянии (макросъемка) от объекта. Например при съемке в масштабе 1 : 1 светосила объектива уменьшается в четыре раза!

Это объясняется тем, что при приближении объектива к объекту плоскость изображения отодвигается от задней главной плоскости объектива и располагается на расстоянии, превышающем фокусное расстояние.

При съемке объекта в увеличенном масштабе светосила объектива понижается тем больше, чем крупнее масштаб изображения (чем ближе объектив к объекту). При расстояниях до объекта менее 10 фокусных расстояний в показатель светосилы должна быть внесена поправка: (1 + 1/М) .

В таблице 1 приведены коэффициенты, показывающие во сколько раз происходит уменьшение светосилы при фотографировании на дистанции от 10 до двух фокусных расстояний:

Таблица 1.

Иногда максимальное значение относительного отверстия не совпадает с предусмотренными в стандартном ряде, например: 1 : 1,5; 1 3,5; 1 : 4,5 и т.д

Если необходимо выяснить, насколько светосильнее будет объектив при диафрагме 3,5 по сравнению со следующим показателем диафрагмы, имеющим цифру 4, можно произвести следующий расчет: (1/3,5) 2 (¼) 2 = 1,3

 Пользуясь подобным расчетом, можно сравнивать два объектива по светосиле.

Пути повышения светосилы объектива и качества изображения, получаемого с его помощью рассмотрены здесь.

в соц. сетях

Продолжаем рассмотрение устройства и характеристик важного элемента фотоаппарата — объектива. Из описания недоста”,”word_count”:1,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://makal47.ru/instrumentyi-fotografa/harakteristiki-obektiva-fokusnoe-rasstoyanie-svetosila

Светосила объектива – что это такое

Что такое светосила объектива и на что она влияет?

Светосила объектива – что это такое? Светосила – это величина, характеризующая яркость оптического изображения, которую выдаёт объектив. Грамотное, вроде бы, определение. Для тех, кто особо сильно разбирается в теории фотографии. А Вы, человек нормальный, мгновенно поняли, что такое светосила объектива?

Поэтому и расскажу Вам, об этом термине фотографическом, на простом языке.
Чтобы продвинулись Вы ещё на один шаг в понимании того, как научиться фотографировать.

Светосила – это способность объектива помочь Вам создать фотографию.
Светосила – это величина яркости (интенсивность) изображения, которую выдаёт объектив сквозь свои линзы.

Вы включаете фотоаппарат.
Смотрите в окошко видоискателя или на ж/к монитор.
Выбираете нужный Вам фрагмент изображения и…
Затвор фотоаппарата, после нажатия на кнопку спуска, открывается, позволяя изображению, сквозь объектив, попасть на матрицу.

Причём здесь светосила?

А при том, что качество Вашей будущей фотографии, во многом, зависит от качества оптики Вашего фотоаппарата.
И, что важно, чем больше светосила Вашего объектива, тем лучше. Для вас. И фотографии тоже.

Приступим?
Сегодня, надеюсь, Ваше воображение снова работает.

Светосила.

Вот и представьте, что перед Вами 2 объектива. Один из них светосильный. Другой – не очень.

Присоедините к своему зеркальному фотоаппарату светосильный портретник. Зовут его – Canon EF 85 mm f/1.2L II USM.
Портретник, который Вы купили тысяч за 70 рублей.

Подумаешь, 70 тысяч… Некоторые, штатник покупают за двести. Мечтаем дальше.
Этот портретник, при максимально открытой апертуре, во время создания фотографии, пропустит, сквозь себя и подарит матрице довольно много света.

Светосильный он, потому что. На оправе его (корпусе) так и написано – светосила f/1.2.
А теперь, поменяете светосильный Canon 85 mm f/1.2 на другой –

То есть, менее светосильный. По имени Canon EF-S 18-55 mm f/3.5-5.6 IS II.
Тот самый! Весьма недорогой и горячо любимый всеми, кто занимается продажей фототехники.

Который Вы, сдавшись под натиском рекламы и продавцов, купили тысячи за четыре. Рублей.

Тот самый объектив, который называют Kit.
Универсальный ЗУМ «начального» уровня, которым оснащают недорогие зеркальные фотоаппараты фирмы Кэнон.

Что там, у КИТа, на корпусе написано?
А написано, что в режиме портретной фотосъёмки (в длиннофокусном режиме или на «длинном» конце ЗУМа) он обладает светосилой f/5.6.
Насколько меньше светосила этого ZOOM объектива, по сравнению со светосилой дорогого портретного, с постоянным фокусным расстоянием?

Насколько меньше этот ЗУМ пропускает сквозь себя света, по сравнению с дискретным?
Давайте посчитаем «ступени» диафрагмы. Открывая, или закрывая апертуру объектива.

Светосила и диафрагма.

Каждая соседняя величина диафрагмы уменьшает или увеличивает количество света, которое пройдёт сквозь линзы, в 2 раза.

Дорогой портретник может «работать» на этих диафрагмах:
1.2 – 1.8 – 2,5 – 3.5 – 4,5 – 6,7 – 9,5 – 13 – 16.
Максимальное количество света доставляется к матрице при значении диафрагмы – f/1.2.
Минимальное – при значении f/16.

Когда Вы закрываете апертуру на 1 ступень, от величины f/1.2 до f/1.8, количество света, проходящего сквозь линзы, уменьшается в 2 раза.
Закроете ещё на 1 ступень, от f/1.8 до f/2.5, количество света уменьшится ещё в два раза. И так далее.
Недорогой универсальный ZOOM (в портретном режиме) «работает» так:
5.6 – 8 – 11 и так далее.

Он не может «работать» на диафрагмах 1.2 – 1.8 – 2,5 – 3.5 – 4,5.

Вы не можете открыть апертуру (отверстие, сквозь которое проходит свет) до величин 1.2 – 1.8 – 2,5 – 3.5 – 4,5, чтобы увеличить количество света.
Нет такой возможности.

И что?
А то, что постоянная светосила (специального) портретного объектива на 5 ступеней больше светосилы универсального.

И это значит, что сквозь EF 85 mm f/1.2, при максимально открытой диафрагме, пройдёт в 10 раз больше

Чем через объектив Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 (в режиме длиннофокусника), с максимально открытой диафрагмой.
Вот одна из причин, почему оптика, обладающая большой светосилой, стоит дорого.
Ведь эти объективы, обладая высокой пропускной способностью (светосилой) позволят Вам фотографировать в условиях низкой освещённости.

И зачем Вам это знать?
Могу только предположить.
Ситуацию, когда Ваш фотоаппарат, оснащённый объективом с малой светосилой, не сможет сфокусироваться на объекте.
И, как назло, в тот момент, когда вам меньше всего хотелось бы этого.

А ещё?

Вы не сможете создавать прекрасные портреты, имея оптику с малой светосилой.
Постоянные «пролёты» с трепетом ожидают Вас в репортажной, и в свадебной фотосъёмке.
Вам будет трудно фотографировать объекты природы.
Даже простая предметная фотосъёмка станет непростой и не комфортной.
Теперь понятно, как связаны друг с другом светосила и диафрагма?

А что показывает практика?

Светосила фотоаппарата.

Почти все начинающие фотографы предпочитают покупать оптику не дорогую и универсальную.

Помните, экранизацию повести Михаил Булгакова?
В смысле, чтобы всё в одном.

В одном корпусе и портретный объектив, и штатный, и широкоугольный, и длиннофокусный. А можно ещё макро?
Можно, конечно! И всего за 4 тысячи. Главное – купите сейчас и у нас.
Юные (душой) фотолюбители покупают, вначале, самые дешёвые грабли. ЗУМы, что попроще.

И давай на них наступать!
Чтобы по-настоящему испытать и закалить крепость верхней своей части.
Почти на каждой серьёзной фотосъёмке.
А когда лоб привыкает, и острота ощущений теряется, покупают «грабли» покруче.

И, опять же, ЗУМы. Средней ценовой категории. Чтобы поднялась светосила фотоаппарата.

И «прут» в профессиональную фотографию. «Бабло» срубить, которого не меряно.
А здесь их уже ждут. Далеко не всегда лёгкие деньги.
Но, зато, быстрые, многочисленные и хронические проблемы.
И не только в материальной жизни. Но, об этом не сегодня.

Проходят годы.

У кого-то крепчает лобная кость.
А у тех, кто стремится достичь вершин в фотографии, наступает просветленье и осознанье.
Не знаю, зачем Вам?
Знаю, зачем мне дорогой портретник, обладающий изящным рисунком.

Кстати, вопрос!
Светосила в фотоаппаратенаходится?

Светосила в фотоаппарате.

А, может, в голове?

Так уж, случилось.
Светобезсильная оптика заполонила умы и кофры соотечественников наших.
Позывы к стремительной коммерциализации, усиленные потугами страстной монетизации уже дали свои результаты.
Желающих «рубить капусту», в фотографии, с приложением минимальных вложений и усилий, развелось критическое множество.

И не заметите, как грянет час.

Время, когда начнут побеждать те, кто технически оснащён и в голове своей светел.
Грамотные, обученные, творящие на уровне ощущения, подпитывающие себя позитивными эмоциями успеха.
Способные выдавать фотографии наивысшего уровня, недоступного для тех, кто, не чувствуя настоящего, сидит в прошлом, облизываясь на будущее.

Думайте. И чувствуйте. В чьём фотоаппарате светосила находится.

Светосила объектива.

Смотрите. Оба снимка сняты одним объективом. Светосильным.

Тем самым – Canon EF 85 mm f/1.2L II USM.
Левый снимок снят на диафрагме f/5.6 со вспышкой, а правый на диафрагме f/1.2 и без вспышки. Надеюсь и верю, Вы видите разницу.
И понимаете, что можно «сфоткать» граблями, а что создать хорошим объективом.

В общем, как сказал, когда-то, кто-то…

В чём сила, спрашиваете? Светосила в объективе!

Чем более светосильный объектив у Вас на «вооружении», тем быстрее Вы научитесь создавать изящные фотографии, а не делать просто фото.
Потому, что, когда есть светосильная оптика, у Вас много возможностей.
В реализации одной и той же фотографической задачи разными способами.
А когда у Вас недорогой и «тёмный» объектив, возможности весьма ограничены.

Вот и делайте выбор.
Быть ли в плену светобезсилия или творить в своё удовольствие, наслаждаясь преимуществом, которое даёт светосила объектива.

Кстати.
Есть соображения на этот счёт. Здесь они. В статье “Как выбрать портретный объектив”.

Где бы Вы ни жили, что бы ни фотографировали, осознанный ответ на вопрос: «Светосила объектива – что это такое?», реализованный в фототехнике Вашей, материализует Вам результат. И, не важно, каким он будет. Важно место, которое Вы будете занимать в этом мире. По итогам. Сейчас.

Виталий Гребенников, сайт “Русская фотография”

Ну, что? Увидели разницу между светосилой и светобезсилием?

Не наступайте на грабли и посоветуйте не делать этого Вашим друзьям.
Надеюсь увидеть Ваши отзывы и комментарии. Спасибо!

Источник: https://zimfor.ru/chto-takoe-svetosila.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.