Что такое перфоманс в искусстве?

Что такое искусство перформанса?

Что такое перфоманс в искусстве?

Простой, казалось бы, вопрос «что такое искусство» вызывает сегодня массу дискуссий. С традиционным искусством, положим, все понятно.

К примеру, в живописи это «классические» пейзажи, натюрморты, портреты, картины на мифологические и исторические сюжеты и так далее — все узнаваемое, привычное.

А вот современное искусство — что это такое? И что такое выступления-перформансы, без которых сегодня обходится редкая выставка современного искусства?

Характерные черты современного искусства

Современное, или, как его еще называют, актуальное, искусство имеет настолько размытые границы, что обозначить их не под силу даже самым опытным профессионалам.

Оно, можно сказать, представляет собой сплошной эксперимент. Происходит нескончаемый поиск новых идей, образов, приемов, средств выразительности.

Искусство постоянно трансформируется и стремится к новизне, вплоть до потери материальности объекта творчества.

Очень часто в основу современного искусства ставится концепт, идея как форма познания реальности — именно поэтому сегодня искусство близко философии, как никогда.

Концепт — явление сугубо интеллектуальное, таким образом, осмысление становится важнее эмоционального переживания зрителя.

В таком случае искусство оказывается вправе не принимать привычные формы, и им может стать что угодно: случайная фраза, фотография, чертеж или процесс, событие, явление.

Как известно, мир меняется, и искусство вместе с ним.

Но почему же настолько кардинально? Поль Валери, французский поэт и художественный критик, еще в начале прошлого века объяснял трансформации современного искусства тем, что оно утратило свою основу, первоначальное сакральное значение.

Кроме того, Поль Валери считал, что ситуация усугубилась тем, что на арт-сцене голос получила техника — машины, порой подчиняющие себе волю человека, и сами зрители, до недавнего времени совершенно пассивные по отношению к художественному процессу.

Перформанс на фестивале SKIF-2017 в Санкт-Петербурге.
Яна Барабанова

Наверное, в этом и стоит искать причины возникновения бесконечного количества разнообразных форм искусства, которые мы имеем сегодня.

Помимо концептуального искусства, о котором мы уже упоминали выше, в 70-х годах прошлого века был популярен минимализм с его любовью к простоте, однотонности, повторяемости, затем в 80-х и 90-х произошел новый всплеск интереса к цвету, изобразительности, фигуративности.

Еще позднее получили известность движения, основанные как на образах общества потребления, массовой культуры, так и на технических новшествах. До сих пор остаются популярными визуальные формы современного искусства, среди которых выделяется нашумевший перформанс, разновидность т.н. акционистского искусства (от слова акция, т.е. действие).

Искусство перформанса

Что такое перформанс, определить так же трудно, как и обозначить границы современного искусства. Он может быть совершенно разным.

Пожалуй, единственная константа — это акцент не на статический художественный объект, а на действие, то есть на сам процесс созидания произведения.

Для этого должны быть в наличии четыре составляющие (время, пространство, сам художник и зритель), благодаря которым произведение внезапно получает динамику и оживает.

Перформанс проще всего сравнить с театром, говорящим языком изобразительного искусства. Они оба оперируют пластикой тела и выразительностью, но между ними есть существенная разница. В отличие от театра, перформанс существует в реальном, а не условном месте и времени.

Первые перформансы появились в середине 1950-х гг., когда Д. Поллок, а за ним Ж. Матье превратили традиционно сокрытый от посторонних глаз процесс творчества в публичное действие. Но их настоящие истоки нужно искать еще раньше, в начале XX в.

 — в уличных провокациях футуристов, расписывающих свои лица, подобно холстам, в выходках отрицающих рационализм и логику дадаистов, в постановках Баухауза из геометрических фигур. В то время живопись уже начала рваться с полотна наружу, и подобные представления помогли ей преодолеть пространство картины.

В 1960-е перформансы устраивали Ив Кляйн, Крис Бурден, Йоко Оно, Вито Аккончи, Йозеф Бойс.

В наши дни к деятелям перформативного искусства относятся Марина Абрамович, Ваграм Зарян, Стивен Коэн. А в России это Олег Кулик, Елизавета Морозова, Андрей Кузькин, Елена Ковылина, Стас Барецкий и др.

Да-да, перформанс как форма современного искусства за все эти годы совершенно не устарел и до сих пор остается весьма популярным. Посудите сами, в 2014 г.

«Арт Базель», самая известная ярмарка современного искусства, знакомил публику с творчеством аж 14 художников-перформансистов.

Сегодня перформанс стал привычной и порой необходимой составляющей выставочного пространства, которая организует его (как открытое — open space, так и замкнутое в интерьерах), а также налаживает построение коммуникации между художником и зрителем, что особенно актуально в наше время.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://sciencepop.ru/performans-kak-odna-iz-form-sovremennogo-iskusstva/

Перформанс — это

Что такое перфоманс в искусстве?

Реклама – это не маркетинг. В оригинале: Stress testing. ПЕРФОРМАНС — (перфоманс) (англ. performance букв. представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изо искусства и театра.

Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В афише этого концерта значилось — перформанс.

Словосочетание performance-based и понятие перформанс – это про разных «тараканов» в голове диджитал специалистов.

Перформанс родился из уличных выступлений футуристов, клоунады дадаистов, театра Баухауза. Появление перформанса связано с проблемами живописи авангарда: преодоление живописного пространства картины, выход к конструкции как основная тенденция авангардного искусства.

В отличие от хепенинга, перформанс отказывается от непосредственного вовлечения в действие зрителей, от скандально-шокирующих элементов. ПЕРФОРМАНС — (performance англ.: исполнение) публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не искусства, не требующее специальных проф. навыков и не претендующее на долговечность.

Прообразом перформансов были представления «живых картин». Главной особенностью перформанса является наличие в игре актеров, которые направляют игровой процесс, при этом часто вступают во взаимодействие с игроками путем диалога или даже телесного контакта.

Особое внимание на перформансах уделяется атмосфере игрового помещения: использование световых и звуковых спецэффектов дополняет проработанную легенду. Еще одной особенностью перформанса является то, что ощущение реальности происходящего не покидает участников до последнего момента. Учтите, поверить в то, что это не игра, проще простого.

Что такое перфоманс в искусстве?

Коллекционер» успешно проработал до конца декабря 2016 года, успев вдохновить многих организаторов на создание страшных перформансов по всей России. В Москве к концу 2016 года открыто более сотни перформансов: особой популярностью продолжают пользоваться хорроры, однако порой встречаются интересные игры в жанрах фэнтези и постапокалипсис.

ПЕРФОРМАНС АРТ, искусство акций, производимых художниками перед зрителями.

Акции могли иметь разные формы и обозначались по-разному (от «живописи действия» до боди арта и хэппенингов), но ко всем ним применим общий термин – перформанс.

Это английское слово (в переводе – исполнение, действие, представление, спектакль) используется также и в театре, поскольку очевидно его родство с акционной деятельностью художников.

Как же performance-based advertising превратилось в перформанс-маркетинг?

Это был всего лишь пролог хотя эпатирующего, но игрового характера. Коллективные акции, строящиеся на взаимодействии двух или более участников, включают в себя хэппенинги (англ.: случай, событие) и собственно перформансы.

Что же такое на самом деле перформанс в маркетинге?

Наконец, все упомянутые выше мастера – от Капроу до Монастырского, создавая свои хэппенинги или перформансы, стремились так или иначе вовлекать в происходящее зрителей. Крайним проявлением этой тенденции стали акции зрителей-участников, производимые ими без видимого присутствия художника, но им организованные и спровоцированные.

После внимательного прочтения данной статьи вы узнаете про перфоманс, что это такое и чем он отличается от традиционного искусства.

В первую очередь он ориентирован на визуальное восприятие, перфоманс является своеобразным синтезом различных эффектов, громкой музыки и театра. В перфомансе сам художник является произведением искусства.

Если в иных течениях искусства основную роль играют статуи и картины, то в перфомансе творением искусства считается сам индивид.

Смотреть что такое «ПЕРФОРМАНС» в других словарях:

Перфоманс очень высоко ценит как эксперта данного искусства не только постоянного зрителя, но и случайного прохожего. Многие люди знают такие слова как перфоманс и инсталляция.

И какие определяют перед собой цели и важные задачи живописцы, действующие в данных направлениях. Множество инсталляционно-подобных вещей было в разное время, а особенно в эпоху стилей рококо и барокко.

При этом прохожие не завлекаются в данный процесс, а являются только зрителями.

Обычно он бывает нескольких типов и в первую очередь зависит от поставленной задачи и значения выступления. Главное различие классического искусства от современного перфоманса состоит в предмете творения. Если спектакль требует длительной репетиции, то перфоманс хотя и обдумывается до мелочей, но предполагает самопроизвольные деяния и эффект полной неожиданности в час выступления.

Что за термин перформанс-маркетинг в среде диджитал компаний?

Вот честно, даже не задумывался над значением этого слова никогда раньше. Статью прочитал ради любопытства, зато теперь хоть буду иметь представление об этом понятии. Например, выступление артистов на сцене — тоже перформанс.

В чем же ошибка диджитал перформанс-маркетологов?

Большинство уверено, что в “перформансе” речь идет только о максимальных нагрузках, и в чем-то право. Вообще, мнения о том, что подразумевает “перформанс-тестинг”, слегка очень сильно расходятся. Этому есть здравое, нижележащее объяснение.

Перформанс-тестированию можно подвергнуть любое приложение или изделие (например, изделие №2), но здесь и далее подразумевается только тестирование веб-ориентированных приложений.

Эмулирование пользовательских запросов к тестируемому сайту на минимальных, средних, и максимальных величинах (которые должны быть определены ДО начала перформанс-тестинга).

В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом. Перформанс, Джесси Рассел. Что же входит в сферу компетенций перформанс агентств?

Источник: http://amanfertul.ru/performans-yeto/

Перформативное искусство: от авангарда до наших дней — Моноклер

Что такое перфоманс в искусстве?

Сегодня на «Моноклере» публичные лекции, из которых вы узнаете, что такое перформативное искусство, в чём его смысл, какие эксперименты дадаистов и футуристов стали предвестниками современных перформансов и как появление современных технологий помогло воплотить в реальность самые смелые фантазии авангардистов.

Перформанс — самая неоднозначная и провокационная форма искусства на сегодняшний день. Оно ценится, в основном, в очень узких кругах знатоков, в то время как многим, случайно столкнувшимся с перформансом, кажется, что «мир сошел с ума».

Безумные театральные представления, состоящие из одного слова «Занавес!»,  концерты, на которых царит полная тишина («4:33» минуты тишины Джона Кейджа), консервы с фекалиями художников («Merdа d’artista» Пьеро Мадзони), истерзанное зрителями тело художника («Ритм 0» Марины Абрамович), человек, публично отрезающий себе мочку уха («Отделение» Петра Павленского) — все эти «представления» в разное время старались освободить искусство от условностей, вытолкнуть обывателя/зрителя из его привычной колеи, спокойствия, включить во взаимодействие с искусством и жизнью, сделать частью произведения искусства и, возможно, заставить посмотреть с радикально иной точки зрения на себя, жизнь и происходящее в мире.

При этом исследователи сходятся во мнении, что перформативное искусство берёт своё начало в радикальных экспериментах авангардистов, которые по следам открытий импрессионистов провозгласили, что мир не таков, каким мы привыкли его воспринимать, и стали разрабатывать концепцию нового видения и отношения художника и зрителя.

ПОДРОБНЕЕ: Радикальное искусство: от Венского акционизма до наших дней

На фото: работа Дюшана «Фонтан»/ © Wikipedia.

Почему это важно? Как отмечает российский искусствовед Ольга Шишко, в искусстве, которое всегда делилось на очень большие периоды (Средневековье, Новое время и т.д.), с момента появления авангарда начался новый период, который, возможно, продлится несколько столетий.

В этом смысле современное перформативное искусство — не временное явление, а закономерный этап, который ещё долго будет иметь большое значение.

И чем лучше мы поймём основу перформанса, предпосылки его появления и первые сто лет существования, тем легче нам будет понять современное искусство и ориентироваться в следующих инновациях, которые нас непременно ждут.

Научитесь видеть прекрасное в двух мазках, или зачем нам современное искусство

Сегодня «Моноклер» представляет вашему вниманию две замечательные лекции, которые недавно прошли в «Еврейском музее и центре толерантности» и на которых речь шла об истоках современного перформативного искусства, в частности об экспериментах с цветом, светом, звуком и действием авангардистов и практиках футуризма и дадаизма.

Что такое перформативное искусство? Как оно возникло? Какие формы приобрело? Какие эксперименты дадаистов и футуристов были предвестниками современных перформансов? В чем смысл переноса театральных действий в  обычную жизнь? Какие виды и жанры современного искусства появились благодаря авангарду? И как появление современных технологий помогло воплотить в реальность самые смелые фантазии авангардистов? Смотрим и разбираемся со всем этим.

Перформативные открытия русского авангарда

Специфической характеристикой художественного языка ХХ – ХХI вв. является его способность к метаморфозам и комбинациям. Мир трансформируется с возрастающей скоростью, но искусство подчас даже опережает эти изменения.

Кажется, что за рождением его новых видов не успевают уследить не только зрители, но и профессионалы. Такое стремление к бесконечным изменениям берёт свое начало в экспериментах авангардистов начала ХХ века.

И сегодня разнообразие этих идей приобретает новое значение.

На примере работ Ксении Пертрухиной, Юрия Календарева, Рагнара Кьярторсона, Петра Айду Йоханны Биллинг, Тимофея Ради, медиагруппы «Битники» специалист в области русского авангарда и искусства новых технологий Ольга Шишко рассказывает о перформативности современных художественных процессов.

Протоперформанс в футуризме и дадаизме

Истоки искусства перформанса принято возводить к историческому авангарду, в первую очередь, к футуризму и дадаизму.

Знаменитые футуристские вечера и диспуты начала 1910-х и дадаистские выступления в «Кабаре Вольтер» превращают поэтическую декламацию в род сценического искусства, активизирующего выразительные возможности голоса и тела.

Размывая границы искусства и жизни и понятие произведения, они инициируют понимание искусства как события и процесса и активно взаимодействуют с аудиторией.

На лекции «Протоперформанс в футуризме и дадаизме» кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, специалист по итальянскому футуризму и русскому авангарду Еватерина Лазарева рассказывает о ранних авангардных экспериментах, предвосхищающих перформанс 1960-1970-х, – от шумовых концертов, футуристского танца и невероятных банкетов футуристской кухни до фигур, сделавших из своей жизни произведение искусства.

Источник: Еврейский музей и центр толерантности/ .

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

искусствопубличные лекции

Источник: https://monocler.ru/performativnoe-iskusstvo/

Что такое перфоманс?

Что такое перфоманс в искусстве?

Краткое содержание статьи:

За последние полвека искусство претерпело колоссальные изменения, но, к сожалению, не в лучшую сторону. После внимательного прочтения данной статьи вы узнаете про перфоманс, что это такое и чем он отличается от традиционного искусства.

Перфоманс – что это значит?

Данное понятие весьма растяжимое, перфомансом можно окрестить всевозможные публичные акции. Например, знаменитый заокеанский живописец Джексон Поллак постелил на дороге ватман, стал на него голыми ногами и разбрызгал на бумаге разноцветные краски, а российский живописец Олег Кулик вжился в образ человека-пса и бросался, на людей громко рыча.

Есть несколько определений термина «перфоманс»:

  • Модель искусства, в котором основное действие составляет один или несколько человек;
  • Небольшое театральное представление, которое показывает профессионал с маленькой группой добровольцев. Обычно выступление происходит практически без слов, потому что главное в перфомансе – визуальная часть;
  • В первую очередь он ориентирован на визуальное восприятие, перфоманс является своеобразным синтезом различных эффектов, громкой музыки и театра.

В перфомансе сам художник является произведением искусства.

Чем отличается инсталляция от перфоманса?

Многие люди знают такие слова как перфоманс и инсталляция. Но, к сожалению, не часто можно услышать положительные отзывы об данных модных направлениях. Так чем же отличается перфоманс от инсталляции? И какие определяют перед собой цели и важные задачи живописцы, действующие в данных направлениях.

Слово «инсталляция» произошло из английского языка из глагола «to install», что в переводе на русский язык означает – «устанавливать», что в какой-то степени изображает технические критерии выработки инсталляции: её не «изображают» и не «сочиняют», а именно определяют, образовывают и собирают из раздельных разрезанных фрагментов.

Искусство инсталляции – пространственная композиция, сделанная живописцем из разнообразных элементов:

  1. Зрительной информации;
  2. Текстовой информации;
  3. Естественных объектов;
  4. Индустриальных мануфактур;
  5. Индустриальных изделий;
  6. Объектов быта.

Разнообразные возведения алтарного вида в культурных помещениях считаются самыми античными предшественниками инсталляции. Множество инсталляционно-подобных вещей было в разное время, а особенно в эпоху стилей рококо и барокко. Инсталляция, всё-таки, систематизировалась и жанрово была осмыслена совсем недавно, когда почти полностью разрушились образные и жанровые рубежи внутри искусств.

Родоначальниками инсталляции были сюрреалист и дадаист из Франции Марсель Дюшан.

Наравне с предметами, акциями, хеппенингами, перфомансами, инвайронментом и лэнд-артом, инсталляция являет своего рода плавающий, в жанровом и пластичном отношении, вид занятий, где преобладающими являются предопределяющий жест, живописец и расширенный отрывок проецирования.

Основные элемента перфоманса

Он содержит в себе 4 основных элемента, которые выделяют перфоманс на фоне остальных классических объектов искусства, таких как изваяние или холст.

К данным элементам причисляются:

  • Сам исполнитель;
  • Одновременное взаимодействие случайного свидетеля и гениального исполнителя;
  • Время;
  • Пространство.

Опираясь на эти элементы, можно с уверенностью утверждать, что перфоманс – это некое живое изображение, продемонстрированное зрителям в определённый час и в определённом месте.

Он предполагает обусловленный план, где с точностью продуманы все мельчайшие движения.

Автор облачает себя в образ какого-нибудь героя и чётко следует определённому типу поведения, который дозволяет сформулировать идею его выступления при помощи разнообразных атрибутов, поз и жестов.

При этом прохожие не завлекаются в данный процесс, а являются только зрителями. Очень часто герой нашей статьи представляет собой сатирическое действие, рассчитанное на весьма сильное впечатление случайного свидетеля.

Какие бывают виды перфоманса?

Обычно он бывает нескольких типов и в первую очередь зависит от поставленной задачи и значения выступления. Чаще всего зрителям предлагают увидеть современное исполнение, но лишь иногда на городских улочках возможно наблюдать такие своеобразные действия, как провокационный или соц-арт перфоманс.

В первом случае выступление основывается на желании исполнителя изобразить истинную достоверность всего, что происходит на данный момент. Во втором случае показать зрителям свой неукротимый нрав и пробудить у людей сильное потрясение от просмотренного или даже ввести зрителя в состояние шока.

Чем перфоманс отличается от классического искусства?

Главное различие классического искусства от современного перфоманса состоит в предмете творения. Если в классическом искусстве в центре заинтересованности стоит безличный объект (холст, изваяние), сотворённый талантливым исполнителем, то в перфомансе основным является сам исполнитель.

Если спектакль требует длительной репетиции, то перфоманс хотя и обдумывается до мелочей, но предполагает самопроизвольные деяния и эффект полной неожиданности в час выступления. В перфомансе напрочь отсутствует известное всем понятие «главная роль».

То, что производит автор, является, скорее всего, определённой моделью поведения, то есть в час своего выступления он в реальности ощущает сотворённую им ситуацию и очень глубоко окунается в реальность.

За последние десятилетия в современном искусстве стали появляется всевозможные течения в данной статье мы приоткрыли завесу тайны и узнали про перфоманс, что это такое действие, в котором сам исполнитель является произведением искусства.

-перфоманс «Хочу шубу»

В этом ролике художник Вероника Орлова покажет «кровавый перфоманс» на площади в Санкт-Петербурге в защиту пушных животных, из которых человек изготавливает меховые изделия:

Источник: https://1-vopros.ru/651-perfomans-chto-ehto.html

Перформанс – что это такое простыми словами?

Что такое перфоманс в искусстве?

Сегодня все чаще можно услышать, как элемент повседневности нарекается “искусством”. Искусство становится все более разнородным, вызывающим, провокационным.

В XX в. главным выражением этих событий, а может и самого искусства стали работы Энди Уорхола и его экспозиций состоящих из предметов массового потребления. Сегодня искусство характеризует то, что на языке масс-медиа называется “перформанс”.

Что такое перформанс

Перформанс – разновидность современного авангардного искусства, для которого присущи живость действия, активность всех его “экспонатов” и объектов выставки, для которого неприемлема статичность и постоянство. Этот вид искусства был создан чтобы воздействовать на зрителя как самим разворачивающимся действием актеров и участников, так и за счёт действий и участия его автора.

Иначе говоря, перформанс – это провокативное выступление одного или группы лиц, отражающее в себе какое-то неоднозначное событие вызывающее в обществе резонанс. В России, самыми знаменитыми перфомансами стали “постановки” художника Петра Павленского, акционисток коллектива “Война”, ставшего впоследствии известных как “Pussy Riot”.

Первый прославился тем, что прибил свои гениталии гвоздем к брусчатке на Красной площади, стоит как бы должно было означать выражение и эмоциональное состояние многих граждан России. Коллектив Pussy Riot” прославился рядом громких выступлений в одном московском университете и библиотеке, а также костюмированным рок-представлением в Храме Христа Спасителя.

Данные выступления были неоднозначно восприняты публикой, а в дальнейшем стали причиной уголовного дела в каждом случае. Таким образом становится очевидным, что основной целью подобного вида искусства становится выработка и создание нового информационного повода и концентрации “хайпа” вокруг фигуры автора.

В чем суть?

Цель любого перфоманса – вызвать максимально яркий эмоциональный отклик у зрителя. К постановке перфомансов прибегают в тех случаях, когда автор желает выйти в средства массовой информации с какой-то важной общественной проблемой или прорывной идеей в чем либо.

Реже, перформанс бывает “позитивным”, а его содержание и форма призваны помочь зрителю расслабиться и развлечься. Примером позитивного перформанса являются уличные музыканты, которые решают начать исполнять какие-либо песни на необычных музыкальных инструментах.

Перформанс в истории

Само слово появилось во второй половине прошлого столетия, если быть точнее, то в 1950-х. Впервые его употребил композитор Дж. Кейдж, исполнивший пьесу “4’33” в 1952 году.

Однако, идейные истоки этого движения обнаруживают себя ещё на рубеже XX века.

Такой вид искусства восходит к творчеству иконоборцев-футуристов и некоторых конструктивистов, расцвет которых пришелся на канун Первой Мировой войны.

Эти художники, впечатленные скоростью технического и идейного прогресса занимали должности оформителей в ряде популярных изданий. Своим неординарным творческим подходом они, с помощью многочисленных экспериментов, старались вызвать у читателей яркий эмоциональный отклик на события повседневности.

Следующим поколением авторов перформансов можно без сомнениях считать таких провокаторов общественного мнения как уже упомянутый Энди Уорхол и Йоко Оно, которые прославились тем, как часто они демонстративно срывали фанатские встречи. Пренебрегая всеми рамками приличия, они пользовались своею зрительской аудиторией как неотъемлемой частью собственных постановок, что в последующем подхватили многие другие звёзды шоу-бизнеса.

О структуре

У перформанса есть несколько неотъемлемых структурных компонентов – тело автора, его отношение с аудиторией, а также время и место в которых разворачивается действо.

Данные условия являются основными специфическими особенностями, отличающими этот вид искусства от выставки картин или скульптур, где все определяется характером выставочных объектов.

Основные виды

Сегодня искусствоведами выделяется два основных вида перформансов – экзистенциальный и концептуальный. Специфической особенностью первого является в направленности на экстравагантные формы тактильного садизма, подвижный сценарий выраженный в четкой фиксации его развязки.

Самыми известными действами такого рода стали “Мужчина/женщина…” Брюса Наумана и ”Балканское барокко” Марины Абрамович.

Под концептуальным перфомансом чаще подразумеваются различные виды политических и социальных пароли “на злобу дня”. Идея такого действа заключается в нарушении социальных стереотипов и представлений путем вторжения в границы индивидуальности конкретных личностей.

Следует отметить, что подобный вид перфоманса на сегодня самый доступный для исполнения и очень популярен среди поклонников жанра.

Источник: https://portalinform.ru/performans-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/

Важнейшее из искусств: 5 главных перформансов XXI века

Что такое перфоманс в искусстве?

21 ноября 2013, 11:30

16115

О пяти главных работах на выставке «Performance Now. Антология 2000-х» — в материале проекта Weekend.

Сегодня в Еврейском музее и Центре толерантности открывается выставка «Performance Now. Антология 2000-х», исследующая эволюцию этого жанра за последнее десятилетие. 

В последние годы внимание к перформансу достигло небывалых масштабов. Марина Абрамович сотрудничает с Леди Гагой, Петр Павленский прибивает свои гениталии к брусчатке на Красной площади, Pussy Riot отбывают «двушечку» за свой панк-молебен.

Сегодня произведения главных художников жанра принадлежат галереям, документация тиражируется, а художники зарабатывают миллионы, хотя изначально перформанс не предназначался для продажи и задумывался исключительно как «искусство ради искусства».

По мнению главного куратора Еврейского музея Марии Насимовой, все это – признаки стагнации, поэтому в ближайшее время нас ждут перемены.

«При подготовке выставки нам было очень важно зафиксировать то, что происходит сейчас, чтобы в будущем мы могли отследить, в чем произошли изменения, — говорит она. — В перформансе сейчас та стадия, когда художники стремятся к одному и тому же – выставляться в крупных музеях и быть узнаваемыми.

Это желание возникло с расцветом YBA (Young British Artists, «Молодые британские художники», группа художников из Великобритании, заявивших о себе после  выставки Freeze, организованной в 1988 самым коммерческим художником современности Дэмиеном Херстом – прим. ред.), когда авторы заявили, что они хотят зарабатывать на своем искусстве.

На мой взгляд, проблема перформанса заключается в его популярности, ведь именно это привело к коммерциализации».

К открытию выставки проект Weekend попросил Марию Насимову выбрать пять наиболее значимых работ, повлиявших на становление и развитие перформативного искусства XXI века.

1. Аллора и Кальсадилья, «Stop, Repair, Prepare: Variations on «Ode to Joy» for a Prepared Piano» (2008)

Художники Дженнифер Аллора и Гильермо Кальсадилья в 2011 году представляли Америку на Венецианской биеннале современного искусства.

  Этот дуэт нельзя назвать радикальным, они скорее показывают нам нас самих.

В своих работах Аллора и Кальсадилья анализируют такие понятия, как  власть, милитаризм, война, национальность, доказывая важность своих метафор с помощью видео, звука и пластики человеческого тела.

На выставке в Еврейском музее представлен перформанс «Stop, Repair, Prepare: Variations on «Ode to Joy» for a Prepared Piano», в ходе которого участник, находясь внутри фортепиано, исполняет Симфонию № 9 Бетховена.

Таким образом, клавиатура располагается перед исполнителем вверх ногами, при этом инструмент, снабженный колесами, еще и двигается по помещению, а музыка звучит так же прекрасно, как если бы участник перформанса играл в обычном для пианиста положении.

Важен здесь и выбор произведения, ведь «Ода к радости», входящая в состав 9-й Симфонии, является официальным гимном Евросоюза.

«Мне кажется, это яркий пример того, что искусство делает с человеком.

Либо ты задумываешься о том, что происходит в твоей жизни, и что-то кардинально меняешь, либо настолько впечатлен, что просто смотришь, затаив дыхание», — комментирует эту работу Мария Насимова.

 — Эта метафора крайне важна для любого зрителя, поскольку музыка – один из наиболее выразительных средств передачи идеи произведения. Музыка может пробирать до дрожи гораздо сильнее, чем визуальное искусство».

2. Уильям Кентридж, «Drawing Lesson 47» (2010)

Этот перформанс Кентриджа, известного своими политическими высказываниями, анимированными работами и видеоартом, выступающего также в качестве театрального постановщика, представляет собой остроумную дискуссию художника с самим собой. Уильям Кентридж берет у себя интервью для New York Studio School, рассказывая о своей жизни, творчестве и вдохновении, перебивая и активно жестикулируя.

«Стоит отметить, что Уильям Кентридж всегда сам отрисовывает своих персонажей своих видео. Это крайне важно сегодня, когда большинство работ создается с помощью компьютерных технологий. В этом контексте работы Кентриджа имеют огромную художественную ценность».

3. Сантьяго Сьерра, «The Trap» (2007)

Испанец Сьерра — один из главных провокаторов нашего времени. Он не участвует в своих акциях, а нанимает людей, которые готовы на любые мучения ради денег. Участники его акций – бедняки, эмигранты и беженцы, проститутки и наркоманы.

В одной из своих работ Сьерра расставил 30 обнаженных рабочих различных национальностей в ряд в порядке градации цвета их кожи, в другом – выбрил двум наркоманам по полосе на затылке в обмен на «дозу», в третьем – организовал газовую камеру в синагоге в Пулхейме, заставив содрогнуться еврейское сообщество.

Для выставки «Performance Now. Антология 2000-х» был выбран перформанс «The Trap» («Ловушка»). В нем задействовано 13 известных чилийцев: президент конгресса, министр обороны, известные журналисты и другие персоны, к которым обычно добавляют приставку VIP.

  Своих ничего не подозревающих гостей Сьерра отправляет прямо по коридору, в конце которого их встречает толпа разъяренных люмпенов.

Объединяя в одном зале представителей разных социальных классов, художник дает понять, как чувствуют себя сильные мира сего, столкнувшись лицом к лицу с теми, чьи интересы они должны представлять.

«Сантьяго Сьерра – знаковый художник не только 2000-х, но и всей второй половины XX века, — считает Насимова. — В отличие от другой знаменитости, Марины Абрамович, которая воплощала свои идеи с помощью собственного тела, Сьерра ничего не делает сам. Для него главное – идея, которую нужно правильно раскрыть».

Кстати, работа Марины Абрамович тоже представлена на выставке – это акция «Семь простых кусков», в рамках которой «бабушка перформанса» в 2005 году в нью-йоркском Гуггенхайме повторила семь хрестоматийных перформансов – своих и других авторов.

По иронии судьбы именно эта работа стала единственной, на которой не сошлись создатели выставки – главный куратор Еврейского музея Мария Насимова и теоретик перформанса, куратор, основатель биеннале PERFORMA Розли Голдберг.

По мнению Марии Насимовой, «Семь простых кусков» менее всего отражает творчество Марины Абрамович в период 2000-х, с чем категорически не согласилась Голдберг.

4. Клэр Фонтен, «Situations» (2011)

28 июля 2012, 15:35

Марсель Дюшан. По следам, которых нет28 июля исполняется 125 лет со дня рождения Марселя Дюшана – художника, скандалиста, новатора, смельчака, который вошел в историю искусства, отрицая в нем самое важное – эстетику, хороший вкус, мастерство художника (в том смысле, что его произведения не всегда были созданы им же).

Парадокс вполне в духе знаменитого дадаиста, считавшего, что «искусство может быть хорошим, плохим или никаким, но что, каков бы ни был употребленный эпитет, мы должны называть его искусством». РИА Новости проводит параллели между Дюшаном и художниками, творившими после него.

Клэр Фонтен — это дуэт двух французских неоконцептуалистов – Фульвии и Джеймса Торнхилла Они называют себя художниками реди-мейд, намекая на дюшановскую теорию о том, что современное искусство сегодня сводится к субъективному мнению самого художника, в руках которого любой предмет вдруг объявляется произведением искусства. 

На выставке они показывают беззвучную работу – своеобразная тренировка по боксу, в которой принимают участие четыре человека с разным цветом кожи. В ходе того, как на площадке инсценируются различные ситуации (драка в баре, нападение с ножом, самозащита), зрителям предлагается наблюдать за тем, как каждый человек реагирует на них и на своих противников.

«В боксе ведь важен не сам удар, важно разозлиться, понять, насколько ты готов к агрессии — объясняет Мария Насимова. – В этом видео мы наблюдаем, как художники пытаются достать эту агрессию из участников перформанса. Кроме того, здесь имеют значение и расовые различия – это никак не описано в документации, но, думаю, они играют и на этом».

Американская художница Лори Симмонс изначально работала с фотографией и пластическим жанром, она известна тем, что во многих своих работах использовала кукол. В 2000-х Лори обратила внимание на перформанс.

В экспозицию выставки в Еврейском музее вошла ее работа «Музыка сожаления» (The Music of Regret)  — фильм-мюзикл в трех действиях.

Первое – это кукольное представление о хрупкой дружбе двух семей, во втором действии оживает кукла-манекен (ожившую куклу играет Мерил Стрип), а в третьем главными героями становятся предметы — Дом, Торт, Пистолет, Книга и Карманные часы на человеческих ножках.

«Сначала зритель не понимает, что здесь делают все эти объекты, гуляющие сами по себе в сюрреалистичном пространстве, — рассказывает Мария Насимова.

– Но потом они выстраиваются в определенном порядке, и мы понимаем, что эти предметы не что иное, как наши слабости.

Художница показывает их нам в таком гипертрофированном виде, что мы сами над собой смеемся, а это, согласитесь, дорогого стоит. Очень ценно, когда художнику удается достичь такого эффекта».

Подготовила Елена Костомарова

Источник: https://ria.ru/20131121/978577636.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.