Что такое октановое число бензина и на что оно влияет?

Чем грозит мотору дешевый 95-й бензин?

Что такое октановое число бензина и на что оно влияет?

Знатоки вещевых рынков уверяют: в крутых бутиках продают те же шмотки, только в разы дороже. Интересно, распространяется ли это суждение на современные бензины?

Популярный новостной канал с утра сообщил: на бирже цена тонны АИ-92 составила 35 300 рубликов, тонны АИ-95 — 35 700 рублей. То есть оптовая цена литра 92‑го бензина на момент написания статьи — около 25 рублей 40 копеек, а 95‑го — 25,70. Разница совсем незначительная. Тем интереснее разглядывать ценники на АЗС.

Отправились в рейд по заправкам Ленинградской и Псковской областей: 92‑е бензины в начале февраля продавались по 31–32 рубля за литр, 95‑е (без моющих присадок!) — примерно по 35 рублей, а самые крутые — аж за 38 рублей. Но был шанс сэкономить: несколько вполне приличных на вид АЗС предлагали АИ-95 дешевле 32 рублей.

В ходе рейда мы купили шесть образцов бензина АИ-95 по цене от 31 рубля 95 копеек до 34 рублей 40 копеек за литр. В качестве базы для сравнения взяли на одной из питерских заправок образец бензина АИ-95 ЛУКОЙЛ (Евро‑5). В предыдущих экспертизах этот бензин отличался постоянством качества. Цена литра «эталона» — 35 рублей 80 копеек.

Отобранные образцы разлили в одинаковые стеклянные бутылки, пронумеровали и отправили в лабораторию.

Наименее накладный итог длительной езды на плохом бензине: от ферроцена пострадали свечи. Датчикам остаточного кислорода тоже досталось.Наименее накладный итог длительной езды на плохом бензине: от ферроцена пострадали свечи. Датчикам остаточного кислорода тоже досталось.

Что и зачем проверяли

Из многочисленных параметров бензина особое внимание мы уделили тем, чье отклонение от нормы способно максимально навредить мотору. Первый — это октановое число. За него точно берут лишние деньги (ведь оптовые цены на бензины АИ-92 и АИ-95 практически одинаковы).

Низкое октановое число повышает вероятность детонации — разрушительного режима сгорания, быстро и уверенно выводящего мотор из строя. Второй — содержание смол. Они приводят к резкому росту загрязнений на поверхностях впускного тракта, камеры сгорания и топливной аппаратуры, серьезно мешающих двигателю.

Кстати, количество смол не нормируется Техническим регламентом.

Далее — ряд параметров, которые говорят о составе бензина. Давление насыщенных паров прямо влияет на пусковые свойства и возможность образования паровых пробок.

Наличие бензола характеризует экологическую (точнее, канцерогенную) опасность топлива. Количество серы — фактор, определяющий экологическую опасность отработавших газов, их коррозионную активность.

Заметим, что этот параметр прямо влияет на ресурс нейтрализатора отработавших газов.

Что еще? Оценили процент содержания в бензине ароматических и олефиновых углеводородов, характеризующих теплотворную способность, качество сгорания и стабильность топлива при хранении.

Проверили, какие из кислородосодержащих компонентов (оксигенатов) и в каких количествах содержатся в наших образцах. И нет ли там чего запрещенного, например метанола и разных металлов.

Если кислорода много, то растет агрессивность бензина по отношению к уплотнениям, а также резко уменьшается его теплотворная способность. Металлы же лихо убивают свечи и датчики остаточного кислорода.

Чем грозит мотору дешевый 95-й бензин?

Чем опасен метанол?

Метанол — это яд, но ведь бензин не для пития предназначен. Для того чтобы понять, как воспримет мотор «метанольный» бензин, мы провели эксперимент.

На моторном стенде со впрыском топлива прогнали стандартный цикл испытаний — сначала на эталонном бензине, а потом на одном из наспиртованных сверх всякой меры. Стандартный цикл — это когда снимаются показатели мощности, расхода топлива, токсичности отработавших газов в фиксированных (по нагрузке и частоте вращения коленчатого вала) режимах последовательно на обоих испытуемых топливах.

На лукойловском АИ-95 мотор отработал как положено. Эти данные взяли за эталон. Залили подозрительный бензин — и начались чудеса.

Мотор явно колбасило в режимах минимальных оборотов холостого хода и малых нагрузок, да и при полном дросселе мощности явно недобрали! На лукойловском бензине мы получили около 126 Н·м крутящего момента, а при переходе на проверяемый — менее 118 Н·м. При этом расход топлива увеличился на 5–7%.

Здесь поработали смолы. Кроме того, мотор был перегрет медленно горящим бензином — и поршень догнал зависший клапан. Ремонт обойдется в сумму, сопоставимую с ценой машины на вторичном рынке.Здесь поработали смолы. Кроме того, мотор был перегрет медленно горящим бензином — и поршень догнал зависший клапан. Ремонт обойдется в сумму, сопоставимую с ценой машины на вторичном рынке.

остаточных углеводородов СН в отработавших газах резко выросло — а ведь на выпуске стоял каталитический нейтрализатор! Система диагностики показала: чудит лямбда-зонд, при этом смесь то обогащается, то, наоборот, беднеет, и это в стационарном режиме работы двигателя.

Дело в том самом избыточном связанном кислороде, содержание которого практически в три раза выше предельно допустимого. Лямбда-зонд ловит этот лишний кислород на выпуске и соображает: бензина в составе смеси якобы мало! Дается корректировка на увеличение подачи, летит лишнее топливо, сгореть оно полностью не успевает — вот лишние CH и вылезают.

Количество кислорода в выпускной трубе уменьшается — и следует корректировка на уменьшение цикловой подачи. Поэтому мотор и работает неустойчиво.

Нейтрализатор — штука тонкая: эффективно давит токсичность только в узком диапазоне состава смеси, называемом стехиометрическим. А в других условиях он становится бесполезной банкой, лишь увеличивающей газодинамическое сопро- тивление выпуска. Не зря же установлено ограничение по кислороду.

Причина потери мощности тоже ясна. Теплотворная способность метанола в два с лишним раза меньше, чем у бензина. А плотность — выше. Поэтому даже более высокая скорость сгорания при таких концентрациях метанола не может компенсировать снижения теплотворности.

Но и это не всё! То, что не сгорает в цилиндре, летит в нейтрализатор и убивает его. Догорая в «банке» и оплавляя соты активной зоны.

Вероятность выигрыша

Итак, что мы в итоге сэкономили и чем при этом рискуем? Займемся простой арифметикой. Допустим, у нас относительно новый Volkswagen Passat с двигателем 1.8Т — скажем, 2013 года выпуска. Средний расход топлива в смешанном цикле — около 10 л/100 км.

Если вместо дорого- го, но брендового АИ-95 по 38 рублей будем устойчиво лить нечто по 33 рубля, то за 10 000 километров пробега сэкономим на топливе целых 5000 рублей! Почему бы и нет?

Но посмотрим на ситуацию с другой стороны. Если с гарантийной машиной что- то случится, то на сервисе первым делом отберут пробу топлива. И откажут в гарантии при его несоответствии нормам.

Беготня по судам малоперспективна — даже если суд и примет решение в вашу пользу, то случится это через год-полтора-два. А машина будет стоять: пока нет судебного решения, трогать ее нельзя — на случай, если потребуются дополнительные экспертизы.

И решение в пользу страдальца в таких ситуациях суд выносит нечасто.

Посчитаем расходы на ремонт. Для начала обязательно надо слить остатки бодяги, промыть топливную систему и бак — и сразу расстанемся с 10 000 рублей. Теперь допустим, что ситуация относительно простая — топливо содержало ферроцен. Тогда пострадают только свечи и лямбда-зонд.

Их замена у фольксвагеновских дилеров потребует около 16 000 рублей (с запчастями, естественно). А если вы долго ездили на топливе с запредельным содержанием метанола, то придет конец нейтрализатору. За новый придется отдать 145 тысяч.

Можно, конечно, выколотить спёкшуюся керамику и оставить пустую «банку»… Но это тоже недешево: надо повесить обманку второго датчика кислорода, так что готовьте 30–40 тысяч.

Будет не менее весело, если смолы бензина подвесят клапаны. Это — «сталинградская битва» в моторе. Ремонт головки с заменой клапанов — минимум 120–130 тысяч. Если клапаны догонят поршни, то и их менять придется — плюс тысяч двести…

А еще метанол может способствовать разложению масла в картере. За счет протечки газов через поршневое уплотнение на тактах сжатия и в начале расширения часть смеси перетекает в картер — это естественный процесс.

И вместе со смесью просачивается метанол. Чем старее мотор и чем дольше работал на «метаноловом» бензине, тем страшнее последствия. Не миновать замены блока цилиндров вместе с коленчатым валом либо двигателя целиком.

Ну и как, все еще хочется сэкономить?

Русская рулетка и открытие Америки

На первый взгляд, всё очень хорошо: октановое число у всех бензинов в норме, по содержанию серы, ароматики и бензола — класс 5. Вот он, путь к экономии! Но…

Но на второй взгляд оптимизма поубавилось. У трех бензинов (пробы 2, 4 и 5) нехороший состав: строго запрещенного метанола в них до 15%! Оттого и содержание связанного кислорода в три раза выше нормы. Это практически криминал. Нарушение Технического регламента недопустимо и карается проверяющими органами.

Причем эти три бензина, которые куплены на разных АЗС, отстоящих друг от друга чуть ли не на 150 километров, подозрительно похожи по составу. Минимальное содержание ароматических углеводородов обычно характерно для продукции всяких мини-НПЗ, которые изготавливают бензин из газового конденсата. При этом и серы мало, и бензола не очень много.

А поскольку у такого бензина низкое октановое число, его доводят до нормы как раз добавкой дешевого и запрещенного метанола.

Незначительные следы метанола мы обнаружили еще в одном бензине. Вообще-то, добавлять при производстве топлива 0,6% метанола бессмысленно — это ничего не даст, кроме возможных претензий контролеров. Скорее всего, налицо следы смешивания свежего бензина с остатками предыдущей партии, которая была родом с того же «метанольного» производства. А потому и здесь лучше не заправляться.

Очередной неприятный момент: у всех «метанольных» бензинов давление насыщенных паров вылезло под самый порог допуска. То есть пускаться-то двигатель будет нор- мально, а вот при потеплении обеспечены паровые пробки в топливной системе. Кстати, наличие метанола приводит также к нестабильности октанового числа при длительном хранении: спирт испаряется, октан падает…

Так что же получается? Неужели авторы открыли Америку и научно доказали превосходство элитных АЗС над прочими? А вот и нет. Потому что самый дешевый бензин из купленных оказался соответствующим нормам Евро‑5 (или класса 5 по ТР ТС). По всем параметрам! Без наличия смол и с хорошим запасом по октановому числу. Чудеса, да и только.

Мы специально взяли еще один образец бензина фирмы «Евро» — на сей раз на другой АЗС этой сети, но результат повторился: бензины оказались практически одинаковыми. Стало быть, можно иметь нормальную прибыль, не задирая цену сверх меры.

Источник: «Автостат»

Откуда дешевый бензин?

Добавка метанола в газоконденсатный бензин — это лишь один из вариантов получения дешевого топлива. Мы отловили его в Северо-Западном регионе. Но в других регионах могут встретиться иные варианты «бодяжения» — в зависимости от доступности сырья, степени внимания контролирующих органов и других факторов.

Где-то практикуют использование прямогонного бензина, получаемого на старинных НПЗ или вообще в полуподпольных «самоварах», и доводят его до кондиций добавлением железосодержащих антидетонаторов, например ферроцена.

В других местах используют дешевый монометиланилин (ММА) и ему подобные присадки в непомерных концентрациях (допускается содержание не более 1%).

Кстати, избыток того же ММА или других подпольных присадок, как правило, резко увеличивает темп образования загрязнений двигателя.

Байкам о том, что 95‑й бензин — это обычный 80‑й, но с присадками, верить не следует. Серьезные НПЗ «обычный 80‑й» просто не производят.

Правила и исключения

Кто-то возразит: самый дешевый бензин оказался нормальным! На наш взгляд, это то самое исключение, которое лишь подтверждает правило.

Ведь из проверенных образцов, купленных на АЗС пяти разных фирм, три явно опасны для мотора, еще один показал потенциальную возможность проблем. И лишь два (фактически один, поскольку оба бензина продаются на заправках одной фирмы) оказались честными.

Итого 80% риска! В этой русской рулетке вероятность холостого выстрела мала — почти гарантировано самоубийство. Рискнете?

Под конец забавное наблюдение. Когда отбирали пробы, на АЗС с дешевым бензином в очереди стояли «Жигули», «Гранта», а еще Range Rover и Mercedes-Benz. Экономика должна быть экономной — отдав пять миллионов за машину, люди хотят сэкономить двести рублей на заправке. Будем рады, если изложенный выше расклад приведет «экономных» в чувство.

Фотогалерея

Чем грозит мотору дешевый 95-й бензин?

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/784787-chem-grozit-motoru-deshevyj-95-j-benzin/

Октановое число бензина и его влияние на эксплуатацию

Что такое октановое число бензина и на что оно влияет?

На большинстве современных заправочных станций продается бензин 3 разновидностей, обозначаемый А-92, А-95 и А-98. Маркировка, подходящая конкретному автомобилю, прописана в инструкции по эксплуатации.

Многие автолюбители знают, что цифры в названии указывают на октановое число бензина, но не понимают значения и важности данного параметра. Причем ради экономии некоторые водители заправляют горючее более низкой марки, нежели требует производитель авто.

Цель публикации – разъяснить, что означает цифровая характеристика топлива.

Общее понятие

Горючая смесь топлива с воздухом перед воспламенением сжимается в цилиндре. Причем степень сжатия зависит от конструкции двигателя и находится в пределах 7–10. Важный момент: бензин должен воспламениться в определенный момент, когда на электроды свечи зажигания подается искровой разряд.

Справка. Стоит прояснить, что означает степень сжатия двигателя. Это цифра, показывающая, во сколько раз сжимается горючая смесь перед воспламенением. Вычисляется просто: общий литраж цилиндра делится на объем камеры сгорания. В старых моторах данный показатель равен 7, в более современных двигателях достигает 9–10.

Если топливовоздушная смесь вспыхнет раньше времени в процессе сдавливания поршнем (как в дизеле), произойдет следующее:

  1. Самовоспламенение бензина вызывает микровзрыв – горение со слишком высокой скоростью.
  2. Энергия вспышки распространяется в двух направлениях – в сторону поршня и камеры сгорания.
  3. Поскольку все клапаны закрыты, удар отражается от стенок и обрушивается на поршень, продолжающий двигаться вверх. Раздается громкий металлический стук поршневого пальца.

Октановое число бензина характеризует его детонационную стойкость и определяется как процентное соотношение смеси двух углеводородов, входящих в состав топлива:

  • изооктан, практически неспособный к самовозгоранию при высоком давлении;
  • н-гептан, наоборот, вспыхивает при небольшом сжатии.

Детонационная характеристика изооктана принимается равной 100 единицам, н-гептана – нулю. Чем больше доля первого вещества, тем выше стойкость горючего к самостоятельному воспламенению в процессе сдавливания.

Максимальное октановое число 98 единиц в маркировке бензина означает наибольшую детонационную стойкость. Такое горючее предназначено для моторов с наивысшей степенью сжатия – 10. Соответственно, топливо марки 95 подходит двигателям, сжимающим смесь в 9 раз (таковых подавляющее большинство). Устаревающие версии силовых агрегатов со степенью сжатия 8 используют бензин А-92.

Буква «и» в буквенной части маркировки бензина Аи-95 означает, что октановое число измерялось исследовательским методом.

Заправка топливом с пониженным октановым числом

В погоне за экономией денежных средств владельцы машин со средней степенью сжатия 9 нередко заливают в бак более дешевый бензин А-92. Чем чревата постоянная эксплуатация автомобиля на топливе с пониженной детонационной стойкостью:

  1. При увеличении нагрузки на мотор горючее в цилиндрах неизбежно самовоспламеняется. Характерные признаки: после нажатия педали акселератора слышится звонкий металлический перестук поршневых пальцев, мощность мотора падает.
  2. Детонация изнашивает цилиндропоршневую группу очень быстро. От частых микровзрывов и ударов возникает сильная вибрация, деформируются компрессионные кольца и тарелки клапанов.
  3. Если длительное время использовать низкооктановое горючее, детали поршневой группы покрываются слоем нагара, часто выходят из строя свечи зажигания.

На большинстве современных авто, где подачей топлива ведает электроника, установлены датчики детонации.

Получая от такого измерителя сигнал о критической вибрации, контроллер пытается улучшить условия горения – уменьшает угол опережения зажигания и меняет соотношение воздуха и бензина в смеси.

Подобные меры продлевают ресурс двигателя, но не позволяют полностью избавиться от детонации, ведь степень сжатия уменьшить на ходу невозможно.

Примечание. В прежние времена мастеровитые водители уменьшали степень сжатия мотора под низкое октановое число бензина. Суть переделки: под головку блока цилиндров ставится дополнительная прокладка (или две), объем камеры сгорания увеличивается, степень сжатия снижается.

Если в силу различных причин вам довелось заправиться топливом с невысоким октановым числом, старайтесь не нагружать силовой агрегат – избегайте резких нажатий педали газа. Как только услышите металлический стук пальцев, сразу отпускайте акселератор. Обязательно долейте высокооктановый бензин на ближайшей заправочной станции.

Применение высокооктанового бензина

В краткосрочной перспективе заливка бензина с повышенной стойкостью к детонации не приносит вреда автомобильному двигателю, рассчитанному на низкооктановое горючее. Но существует ряд причин, по которым заправляться высокооктановым топливом не рекомендуется:

  1. Экономическая целесообразность. Бензины серии Аи-98 стоят заметно дороже А-95 и А-92.
  2. Температура в камерах сгорания повышается, двигатель постоянно греется.
  3. На практике наблюдались случаи подгорания клапанов и поршней.

Использование бензина Аи-98 на моторе со степенью сжатия 8–9 единиц становится оправданным после случайной заливки низкокачественного топлива. Если вы посетили сомнительную заправку и услышали звон в цилиндрах, разбавьте подозрительное горючее высокооктановым бензином. Размер «спасительной» порции – не менее 50% от заправленного количества.

На территории стран постсоветского пространства остается большое количество техники, рассчитанной под бензины марок А76 и А80, которые сняли с производства.

Подобные моторы плохо переносят новое горючее с октановым числом 92–95. Проблема решается так: оставьте канистру с «девяносто вторым» в открытом состоянии на 1–2 дня.

Альтернативный вариант – добавление небольшой порции очищенного керосина.

Использование присадок – антидетонаторов

Чтобы повысить октановое число бензина и стойкость к детонационным процессам, производители в разные времена использовали такие вещества:

  • метиловые и бутиловые эфиры;
  • соединения этила либо метила со свинцом, например, тетраметилсвинец;
  • углеводородные присадки на основе марганца;
  • антидетонаторы на основе железа;
  • ароматические амины (анилины).

Добавление перечисленных присадок ограничено с целью сбережения окружающей среды либо по технологическим требованиям. Каждое из соединений имеет свои преимущества и недостатки:

  1. Спирты и эфиры неплохо повышают детонационную стойкость горючего, но агрессивны к резинотехническим изделиям и выделяют малое количество энергии при сжигании. Максимально допустимая доля в составе бензина – 15%.
  2. Свинцовые соединения эффективны и дешевы, при этом отличаются токсичностью и склонностью к образованию нагара внутри рабочих камер и выхлопной системы автомобиля.
  3. Вещества, содержащие марганец и железо, вызывают ускоренный износ элементов цилиндропоршневой группы. В плане стойкости к детонации химикаты малоэффективны и потому не используются в настоящий момент.
  4. Анилины дают средний результат, но в процессе эксплуатации покрывают смолянистым налетом стенки камеры сгорания и внутренние поверхности системы питания двигателя.

Наиболее популярные присадки в среде автолюбителей – тетраметилсвинец и тетраэтилсвинец. Количество добавляемой жидкости составляет 0,5–0,8 грамма на 1 кг топлива.

Помимо указанных недостатков, свинцовые соединения имеют существенный минус – они приводят в негодность каталитические нейтрализаторы в максимально короткие сроки.

Стоимость покупки и замены этой дорогостоящей детали явно превышает сэкономленную на низкооктановом бензине сумму.

Отсюда вывод: лучший способ экономии средств – заправка топливом с рекомендуемым октановым числом, которое не сожжет катализатор и не образует нагар в моторе. Горючее, продающееся на проверенных заправочных станциях, уже содержит все необходимые присадки – антидетонаторы.



Источник: https://autochainik.ru/oktanovoe-chislo-benzina.html

Что такое октановое число бензина? 3 способа его повышения

Что такое октановое число бензина и на что оно влияет?

От октанового числа бензина зависят разные характеристики автомобиля, например, динамические или эксплуатационные свойства. Речь идёт о мере стойкости конкретного типа топлива к возгоранию (детонации).

Для разных видов горючего разработаны отдельные стандарты, и именно они учитываются при подборе октанового числа для конкретного типа автомобильного двигателя.

Рассмотрим подробнее, что такое октановое число бензина, как измерить данный параметр, как он влияет на характеристики бензина.

Дополнительно рекомендуем прочитать полезную статью нашего эксперта, в которой он рассказывает, можно ли заливать 92 бензин вместо 95.

Более подробную информацию о плотности дизельного топлива и способах её измерения читайте в материале нашего специалиста.

Понятие октанового числа

Октановое число представлено в виде меры, которая определяет химическую стойкость топлива к автоматическому зажиганию. Детонационная стойкость прямо пропорциональна величине ОЧ.

Топливно-воздушная смесь сжимается под воздействием поршня во время такта сжатия.

Высокое давление может спровоцировать самопроизвольное возгорание смеси, и это проблема, если детонация произошла до того, как свеча зажигания дала искру.

Сопровождается данный процесс шумовым эффектом, напоминающим звон монет в керамической копилке. Объяснить такие звуки можно образованием волн высокого давления, между которыми происходит столкновение.

Последствия самовозгорания могут быть представлены серьёзными повреждениями внутренних элементов мотора, поршневые отверстия могут расправиться, а шатуны погнуться. Двигатель выходит из строя.

С современными двигателями таких неприятностей практически не происходит благодаря наличию специальных компьютерных блоков управления. Соответствующие детонационные датчики монтируются на блок мотора и своевременно определяют частоты, указывающие на риск детонации.

После фиксации подобных частот управляющий КПП модуль возвращает контроль воздушно-топливной смеси. Происходит оттягивание момента появления искры в свечах, снижение уровня наддува в моторе или коррекция состава топливной смеси для предотвращения поломки.

Оч и степень сжатия

Разработки автомобильных концертов ориентированы на предотвращение самовозгорания в узлах мотора, поэтому двигатели производятся с высокой степенью сжатия.

В данном контексте именно октановое число имеет первостепенное значение, поскольку топливо с высоким октановым числом требуется для двигателей с высокой степенью сжатия. Применяются они преимущественно в представительских или спортивных автомобилях.

Степень сжатия в современных авто может составлять 10 к 1, однако встречаются и более высокие показатели.

Конкретное ОЧ разработано заводом-изготовителем отдельно для каждый модели и марки машины. Характеристики такого рода указаны в инструкции по эксплуатации, но к чему приведет игнорирование рекомендаций?

Использование топливной жидкости с меньшим ОЧ, чем требуется, приводит к следующим последствиям:

  • детонация;
  • выход из строя элементов поршневой группы;
  • перегрев мотора;
  • прогорание клапанов;
  • снижение мощности мотора (читайте о роторно-поршневом двигателе Ванкеля);
  • повышение расхода.

Если же октановое число в топливе, наоборот, выше, чем нужно, последствия будут не такими плачевными. Речь идёт о незначительном снижении динамики, поскольку горючая смесь будет сгорать дольше.

Измерение октанового числа (ОЧИ и ОЧМ)

Определение октанового числа бензина возможно двумя методами – исследовательским и моторным. Поскольку полученные в результате данных манипуляций результаты различны, обозначаются они как ОЧИ и ОЧМ, соответственно.

Соблюдение особых условий для реализации обоих методов является обязательной мерой. Первостепенно необходимо подобрать смеси эталонных углеводородов высокого качества с числом 100 (изооктан) и нормального n-гептана с числом 0.

На следующем этапе октановое число определяется с помощью специальной установки.

  1. ОЧИ – исследовательское октановое число, определяемое посредством одноцилиндровой установки с переменной степенью сжатия (УИТ-85 или 65). Частота вращения коленчатого вала должна составлять 60 об/мин, угол опережения зажигания – 13 градусов, а температура всасываемого воздуха – 52 градуса по Цельсию. В данном случае полученный показатель определяет поведение бензина в режимах средних и малых нагрузок.
  2. ОЧМ – моторное октановое число, для определения которого принято также использовать одноцилиндровую установку, однако температура всасываемой смеси должна составлять 149 градусов по Цельсию, а частота вращения коленчатого вала – 900 об/мин при переменном угле опережения зажигания. Значение ОЧМ ниже ОЧИ. В данном случае речь идёт о поведении топлива на режимах высоких нагрузок. Рассматриваемый параметр влияет на детонацию и высокую скорость при движении в гору, работе мотора под нагрузкой и частичном дроссельном ускорении.

Отдельно стоит рассмотреть третий способ определения октанового числа – использование специальных приборов, однако в данном случае стоит сразу ориентироваться на наличие погрешностей, поскольку точность таких измерений зачастую сомнительна.

Использование приборов

Абсолютно все приборы, используемые для измерения величины ОЧ, имеют единый принцип работы – определение диэлектрической проницаемости бензина, поскольку данный параметр пропорционально зависит от величины ОЧ.

Обязательной мерой является составление специальной калибровочной зависимости с целью получения максимально точной величины. Данная зависимость строится с учётом н-гептана и топлива с известной величиной октанового числа.

Среди наиболее распространённых устройств импортного и отечественного производства можно выделить следующие.

  1. ОКТИС – прибор российского производства стоимостью в 3 500 рублей считается наиболее известным и востребованным.
  2. Digatron позиционируется как более надёжное и точное устройство, стоимость достигает 700 евро. Прибор нашёл применение в картинге и других видах спорта.
  3. ОКТАН-ИМ отличается наличием 10 калибровок и встроенной внутренней памятью. Демонстрирует максимально высокую точность показаний.
  4. ОКТАНОМЕТР ПЭ-7300 М обойдётся ориентировочно в 50 — 60 тысяч рублей. Отличается наличием встроенного программного обеспечения и возможностью подключения к ПК. Допускается учёт показателя температурного режима.
  5. SHATOX SX-100M – импортный аналог, стоимость которого достигает 1 800 долларов. Присутствует встроенный датчик определения температуры. Определение данного показателя осуществляется программным методом.

Стоит отметить, что ОЧ согласно измерениям приборов может существенно отличаться в зависимости от производителя топлива из-за разной калибровочной зависимости. Построение индивидуальных калибровок для каждого случая является обязательной мерой. Бензин конкретного производителя принято использовать в качестве стандарта.

Среди недостатков рассматриваемого способа определения ОЧ можно выделить сложность определения разных внешних факторов, которые могут влиять на процесс измерения. Также недостатком считается невозможность анализа неидентифицированного топлива, поскольку анализ изначально основан на сравнении.

Повышение ОЧ

Часто водители интересуются, как повысить октановое число бензина или понизить данный показатель. Повышение ОЧ считается более простым процессом, чем понижение. Это может быть добавление специального антидетонатора или использование сложного технологического процесса. Именно первому варианту принято отдавать предпочтение.

В качестве антидетонаторов могут использоваться следующие вещества.

  1. Спиртовые добавки позволяют добиться повышения ОЧ примерно на 3 единицы, если речь идёт о добавлении 1/10 части этилового спирта в 92 бензин. В итоге мы получим 95 топливо. Токсичность выхлопа также снизится соответствующим образом, однако давление паров быстро возрастёт, из-за чего в системе топливопровода могут образоваться паровые пробки. Также не стоит забывать о гигроскопичности спирта. Полученное таким путём топливо необходимо хранить соответствующим образом и контролировать количество воды в смеси. Если в двигатель попадёт вода, последствия могут потребовать дорогостоящего ремонта.
  2. Тетраэтилсвинец ранее использовался производителями для увеличения стойкости к детонации (с 1921 года). Вещество обладает повышенными антидетонационными показателями, однако относится к категории сверхядовитых и способствует выходу из строя кислородных датчиков выхлопной системы и катализаторов. Химическая формула вещества Pb(C2H5)4, закипает оно при температуре в 2 000 градусов по Цельсию, отличается высокими показателями вязкости. Повышение октанового числа с помощь данной добавки происходит на 17 единиц. Поскольку сгорание вещества приводит к образованию оксида свинца и он оседает на внутренних элементах мотора, вызывая нагар на поршнях и клапанах, в чистом виде его не использовали. В качестве добавки к тетраэтилсвинцу использовались продукты, способствующие выведению оксида свинца – дибромэтан, дибромпропан или бромистый этил.
  3. Более безопасным является использование специальных присадок в виде парафиновых и ароматических углеводородов. В большинстве случаев их использование требует герметичного хранения бензина из-за высокой степени летучести таких компонентов. Повысить ОЧ посредством присадок можно и самостоятельно. Достаточно просто приобрести одну из них и добавить в бензин. Как вариант, можно использовать ASTROhim Октан Плюс, повышающий ОЧ на 3 — 5 единиц, Lavr Next Octane Plus, повышающий ОЧ до 6 единиц, «Октан Плюс» Octane Plus, способствующий повышению ОЧ на 2 — 2,5 единицы, а также метилтретбутиловый эфир.

Понижение ОЧ

Поскольку продажа 76-го и 80-го бензина на заправках от недавнего времени прекратилась, возникла необходимость понижать октановое число топлива, поскольку техника, работающая на бензине с низким октановым числом, эксплуатируется до сих пор. В качестве примера можно привести модели мотоблоков, которые были выпущены 10 лет назад или раньше.

Если залить вместо 76-го или 80-го бензина 92-й, двигатель будет глохнуть или работать неровно, поэтому предварительно ОЧ необходимо понизить. Среди народных способов можно выделить два.

  1. Использование керосина в качестве добавки. Недостаток заключается в сложности подбора оптимальных пропорций. Измерение величины октанового числа является обязательной предварительной мерой.
  2. Хранение канистры с бензином в открытом состоянии приводит к снижению ОЧ на 0,5 единиц каждые сутки.

Выводы

Нельзя назвать измерение октанового числа топлива простой процедурой, однако у рядового водителя редко возникает в этом необходимость, поскольку производители бензина изначально маркируют его, и выбрать подходящее топливо на заправке не составит труда. Не стоит пренебрегать рекомендациями автомобильного завода и использовать для заправки машины топливо с иными значениями октанового числа.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(5 5,00 из 5)
Загрузка…

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

  • Бензин
  • Инструкция
  • Присадки для топлива

Источник: https://motorsguide.ru/advice/oktanovoe-chislo

Что такое октановое число: это должен знать каждый водитель

Что такое октановое число бензина и на что оно влияет?

Всем привет! В этом блоге мы говорим об автомобилях и всем, что с ними связано. Если вы постоянный читатель или подписчик, то знаете об этом не понаслышке.

А без чего не может функционировать автомобильный транспорт? Правильно – без горючего. Самым распространенным является бензин.

Что такое октановое число, и как происходит его измерение – вот то, что я хотел бы обсудить с вами в сегодняшней заметке.

   Суть октана и на что он влияет

Это один из критериев, по которым квалифицируют топливо на различные сорта. От него напрямую зависит качество и стоимость готовой продукции на заправочных станциях.

Всем нам доводилось видеть, что АИ-92 стоит меньше 95-го. Для многих типов двигателей нужно минимальное октановое число, ниже которого не рекомендуется заправлять машину.

Это не только влияет на динамику, но и способно привести к необходимости капитального ремонта.

Основная функция октана — это способность горючего к самовоспламенению. Чем большим будет это число, тем меньшей будет вероятность того, что бензин загорится под воздействием высокого давления.

Он необходим для создания рабочей смеси, которая, в свою очередь, подвергается сжатию в цилиндрах и последующему воспламенению.

В результате этого процесса высвобождается энергия, которая необходима для движения автомобиля.

В чем же суть октанового числа, и какова его роль во всем этом? Как мы уже говорили выше, само понятие означает меру устойчивости топлива к самовозгоранию. Под действием давления оно может самопроизвольно воспламеняться прежде положенного срока, то есть, до момента высечения искры свечой. Как следствие, получаем явление детонации, ничего хорошего не сулящее силовому агрегату в целом.

Более того, могут гнуться шатуны и даже расплавляться поршни. Поэтому всегда нужно прислушиваться к звукам своего мотора, в особенности, к разным подозрительным стукам и звонам. В современных машинах ставят специальные детонационные датчики, задачей которых как раз и является распознавание этих нежелательных явлений.

   Связь октанового показателя и характеристик мотора

Из понятия октанового числа топлива вытекает и степень его сжатия. Она прямо влияет на то, какую мощность способен выдать мотор при потреблении (сжигании) того же самого или даже меньшего количества горючего.

В большинстве современных силовых агрегатов данный показатель находится на уровне примерно 10 к 1. В моторах с функцией прямого впрыска может достигать 12, а в тех, что оснащены наддувом — быть даже немного меньше.

Обычно, чем более производительным и технологичным является движок, тем он требует более высокооктанового бензина. Если раньше машины потребляли 76-й, 80-й, то сегодня мы заливаем нередко 95, 98 сорта топлива. Существует даже мнение, что более высокое число октана снижает расход горючего, однако это бывает верно далеко не во всех случаях.

   Измерение октана и немного о последствиях плохого бензина

Теперь разберемся, для чего делается замер такого числа. Представить это лучше всего сразу в практическом аспекте. Допустим, ваше авто нуждается согласно рекомендации производителя в элитном бензине (например, 98).

На деревенской заправке где-то в глуши вам пришлось залить 92, ибо ничего более стоящего там не нашлось, а бак был почти пустой. Готовьтесь услышать стуки и удары работающего мотора.

Даже, если их не слышно, можете быть уверены в том, что процессы все равно идут.

Что еще получаем? Уменьшается производительность силового агрегата, падают динамические характеристики «железного коня». Одновременно возрастает его аппетит. Выход из ситуации только один — как можно скорее залить в бак топливо с высоким числом октана. В противном случае не избежать дорогостоящего ремонта с заменой ряда деталей движка.

Наконец о самом измерении. Число октана может определяться одним из 2-х основных методов. Один из них принято называть научно-исследовательским ®, а другой — моторным (М).

На основании пары этих значений выводится среднее, которое мы и можем увидеть на табло заправочных станций. Такая проверка наиболее актуальна для моторов спортивных автомобилей, а также тех, что оснащены турбонаддувом.

Требования к качеству горючего в этих случаях на порядок будут выше.

   Добавки для улучшения свойств горючего

Естественно, почти все водители стремятся повысить октановое число, чтобы защитить движок и сделать его более производительным. Отсюда и появились специальные присадки, которые обещают как раз и выполнять такую функцию. Еще они называются октан-корректорами, а производители утверждают, что с их помощью реально «поднять» топливо аж на несколько единиц.

Однако я могу сказать и другое — неоднократно проводились замеры реальных показателей, и они не всегда настолько радужны. Делалось это в специальных лабораториях, и применялись для этих целей профессиональные приборы.

Многие из присадок не давали желаемого результата. Из тех, которые есть на рынке, могу порекомендовать такие бренды, как Hi Gear Octane, Liqui Mol­ly Octane Plus и подобные им за соответствующую цену.

Они успешно прошли проверки и тестирования, и то смогли поднять октановое число на 1–2 единицы.

Нормальные присадки способны, кроме всего прочего, улучшить эксплуатационные качества горючего. Также они уменьшают детонационные явления и устраняют эффект досрочного зажигания. Дополнительно они защищают ряд элементов топливной системы от появления нагар и отложений, снижают расход и восстанавливают утраченные показатели мощности.

Одним словом, друзья, мы смогли узнать больше о характеристиках октанового числа, и о том, что такое степень сжатия топлива. Теперь вы понимаете, зачем существует градация по сорту бензина, и почему не каждый из них можно лить в бак вашей любимой машины.

Рекомендую прочитать статью о том, что будет если смешать 92 и 95 бензин. Советую добавляться к числу постоянных подписчиков данного блога, в рамках которого мы постоянно разбираем новые проблемы из мира автотематики. На этой ноте буду с вами прощаться.

автолюбители!

С уважением, автор блога Андрей Кульпанов

Андрей

Источник: http://avto-kul.ru/poleznoe-ob-avtomobile/chto-takoe-oktanovoe-chislo.html

Октановые числа бензина

Что такое октановое число бензина и на что оно влияет?

Большинство даже новоиспечённых водителей регулярно слышат об октановых числах бензина, однако далеко не все знают о том, для чего они нужны и о чём свидетельствуют.

Для того чтобы правильно выбрать на заправочной станции тот или иной заправочный шланг, на котором указаны какие-то не всем понятные условные цифры, необходимо разобраться с предназначением октанового числа и тем, на что оно влияет.

Октановое число бензина служит прямым свидетельством определённой черты детонации, достигая которой топливо начинает гореть и взрывается, всё это происходит в камере сгорания каждой машины.

Дело в том, что слишком раннее и быстрое горение топлива, начавшееся до закрытия впускных клапанов, не позволяет топливу достичь своей последней отметки, ввиду этого обстоятельства силовой агрегат вынужден функционировать вполсилы, отсутствие полной отдачи и некорректная работоспособность напрямую влияют на некачественную работу всего транспортного средства.

Слишком низкое октановое число со временем потребует от водителя огромных денежных вложений, вероятнее всего, длительное использование вещества негативно скажется практически на всех частях мотора.

В первую очередь пострадают клапана, подверженные раннему износу, затем сёдла. В конце концов всё устройство покроется дополнительным нагаром.

Ещё один «сюрприз», на который способно низкооктановое топливо, не соответствующее определённому мотору, — дополнительная детонация, именно её путают со стуком, возникающим в клапанах.

Составляющие топлива, точнее, их смешение, определяют октановое число. Смесь таких веществ, как изооктан и н-гептан, способна регулировать октановое число. Например, изооктан является абсолютно невзрывоопасным веществом, даже при значительном повышении давления он имеет определённую детонационную стойкость, равную 100 единицам.

Что касается н-гептана, то такого рода средство, наоборот, устойчиво к детонации (является самодетонирующим), оно обладает детонационной стойкостью, равной 0. Кроме предыдущих веществ, в составе бензина присутствует триметилпентан, только октановое число ему практически не подвластно.

Потребитель может приобрести бензин, октановое число которого больше 100 единиц, в такого рода веществе присутствует изооктан, в который добавляется масса различных присадок.

Самые распространённые присадки, повышающие октановое число

В последнее время химики постоянно работают над созданием различного рода присадок, способных максимизировать октановое число бензина. Повышение достигается посредством добавления в основной состав бензина различных ароматических и парафиновых углеводородов, все такие вещества являются алканами с разветвлённым строением.

После добавления таких компонентов, естественно, октановое число возрастает на несколько ступеней, однако приобретённый запах в несколько раз неприятнее низкооктанового бензина. Ещё один минус бензина, оснащённого присадками, — это его летучесть.

Когда топливо длительно хранится в открытой канистре или ёмкость воздействует с окружающей средой, октановое число бензина понижается, ввиду чего такого рода бензин лучше использовать пока он «свежий».

Во времена СССР, чтобы значительно повысить октановое число, в топливо добавляли тетраэтилсвинец, такое вещество являлось ядовитой смесью, одной из составляющих которой был свинец.

Несмотря на прекрасную эффективность, которую тетраэтилсвинец показал на практике, его ядовитые свойства вкупе с быстрым уничтожением каталитических нейтрализаторов и лямбда-зондов, повсеместно встречаемых практически во всех современных машинах, с течением времени заставили учёных отказаться от его активного использования.

Эту присадку впоследствии заменили средства, основанные на марганце, правда, сейчас они тоже находятся под запретом ввиду различных экологических соображений.

Довольно распространено среди «продвинутых» автолюбителей такое вещество, как ферроцен.

Такого рода современная присадка содержит большое количество железа, из-за которого после длительного использования на свечах появляется трудно выводимый налёт, обладающий отличной токопроводностью, заметить его можно по яркому оттенку красноватого цвета. Этот налёт негативно сказывается на эксплуатационных характеристиках автомобиля, одновременно уменьшая работоспособность и срок службы свечей.

Можно встретить бензины, в которых повышение октанового числа достигается добавлением других присадок.

Используемые примеси способны выполнять широкий спектр различных задач, наряду с уменьшением разного рода вредных примесей из топлива (серы и воды) они способны очистить детали силового агрегата и всей топливной системы.

Наиболее безвредной на сегодняшний день для составляющих мотора является антидетонационная примесь, которая называется метилтретбутиловый эфир. С недавнего времени именно эта присадка широко распространена не только в России, но и на Украине, и в Европе.

Посредством качественной примеси автовладелец может получить качественное топливо, такой бензин будет обладать октановым числом со 110 единицами. Стоит отметить, что это разновидность авиационного топлива. В бензин добавляется газовый конденсат, его октановое число всегда превышает отметку в 100 единиц.

Сгорание бензина с разными уровнями октанового числа

Итак, немного выше было рассмотрено, что величина октанового числа напрямую влияет на скорость горения топлива, вернее, на его взрыв. Высокое октановое число бензина позволяет топливу сгорать более длительно.

В связи с этим газ, появляющийся в камере сгорания, не позволяет передавать поршням огромных нагрузок, которые обычно «идут» с ударами и чрезмерной резонансной детонацией. Используя качественный бензин с высоким показателем октанового числа, автовладелец обеспечивает равномерную и плавную работу своего мотора.

Направление современной автопромышленности таково, что производители выпускают модели силовых агрегатов, которые работают только на бензине, обладающем высоким октановым числом.

Определение октанового числа

Чтобы правильно произвести определение октанового числа топлива, необходимо наличие небольшого прибора, который называется октанометром, посредством такого нехитрого агрегата можно высчитать примерное октановое число топлива с погрешностью всего 5–10 единиц. Однако лучше всего проверять качество бензина с помощью специализированных лабораторных исследований.

Имея возможность узнать октановое число в лабораторных условиях, следует прибегнуть к одному из двух возможных способов:

  • MON, т. е. моторный;
  • RON, т. е. исследовательский.

Учёные США, например, чтобы определить октановое число, вернее, его индекс, составляют среднеарифметическое количество всех ранее полученных моторным и исследовательским методом октановых чисел одного и того же бензина.

Японцы пользуются исключительно исследовательским методом, посредством которого они обозначают марки топлива. В России на всех АЗС также указываются октановые числа, полученные только посредством исследовательского метода.

Чем чревато применение низкооктанового бензина для силового агрегата

Не всегда у автовладельца есть возможность и средства покупать исключительно качественное топливо. Если произошло так, что пришлось заправить своего «стального коня» топливом с несоответствующим октановым числом, придётся периодически прислушиваться к работе силового агрегата.

Стабильная работа мотора, который несколько хуже начинает тянуть, требует от владельца простого постепенного израсходования всего низкооктанового бензина и дальнейшей заправки машины топливом с нормативным октановым числом.

Следует постараться избежать динамичной езды, которая вызывает в моторе детонацию.

Если силовой агрегат отзывается непривычными звонкими звуками (не следует их путать со стуком клапанов), по всей видимости, топливная смесь детонирует до того, как полностью закрываются все клапана.

Дело в том, что происходящая в камере сжигания взрывная волна дополнительно «накрывает» блок силового агрегата и выхлопную систему. Такого рода звуки могут свидетельствовать о скором прогорании всех поршней и выпускных клапанов.

Виной всему станет использование низкооктанового бензина.

Произвольная детонация может возникнуть даже тогда, когда автовладелец использует качественное топливо, происходит это в тех случаях, когда силовой агрегат подвергается чрезмерным нагрузкам, при резких подъёмах в гору или движении на высоких передачах.

Следует помнить, что даже такая «естественная» детонация вредна для мотора, недопустимо подвергать его длительным перегрузкам, иначе неизбежен перегрев силового агрегата, результатом которого станет незамедлительное повреждение прокладки головки блока цилиндров или значительное прогорание поршней и клапанов.

Заключение

Несмотря на массу преимуществ, которые позволяет получить качественный высокооктановый бензин, далеко не во все автомобили его можно заправлять. Некоторые силовые агрегаты попросту не рассчитаны на использование такого рода топлива.

Дело в том, что конструкция авто, изначально созданная для использования низкооктановых чисел топлива, абсолютно не подходит для применения высокооктанового бензина, применение которого способно повлечь за собой полнейшую перенастройку как всех впускных, так и выпускных газов.

Наряду с этим понадобится даже замена составляющих мотора. Из-за более длительного времени горения топлива придётся перестраивать поршневую группу, расширение объёма цилиндра — поршня должно по времени совпадать со временем горения бензина, причём происходить всё должно при полном закрытии клапанов.

Вместо выгоды автолюбитель получит значительную потерю мощности, следовательно придётся понизить октановое число бензина.

Источник: https://CarExtra.ru/obzory/oktanovyie-chisla-benzina.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.