Что такое МВФ и чем он занимается?

Мировой Валютный Фонд: история развития, цели, задачи, структура, роль в мировой экономике

Что такое МВФ и чем он занимается?

МВФ, или Мировой Валютный Фонд – это особое учреждение, созданное Организацией Объединенных Наций (ООН), способствующее улучшению международного сотрудничества в сфере экономики и финансов, а также регулирующее стабильность валютных отношений.

Кроме того, МВФ интересуется вопросами развития торговли, всеобщей занятостью, улучшением уровня жизни населения стран.

Управление данной структурой осуществляется 188 странами, являющимися членами организации. Несмотря на то, что Фонд создан ООН, как одно из своих подразделений, функционирует он обособленно, имеет отдельный Устав, управленческую и финансовую системы.

История создания и развития Фонда

В 1944 году на одной из конференций, проводимой в г. Бреттон-Вудсе в штате Нью-Хэмпшир (США), комиссией из 44 стран было принято решение создать МВФ. Предпосылками его возникновения стали следующие проблемные вопросы:

  • формирование благоприятной «почвы» для международного сотрудничества на мировой арене;
  • угроза повторной девальвации;
  • «реанимация» мировой валютной системы от последствий Второй мировой войны;
  • и другие.

Однако официально Фонд был создан только в 1945 году. На момент создания в нем насчитывалось 29 стран-участниц. МВФ стал одной из международный финансовых организаций, учрежденной на той конференции.

Другой же стал Всемирный Банк, сфера деятельности которого несколько отличаются от рабочих областей Фонда. Но две эти системы удачно взаимодействуют между собой, а также оказывают содействие друг другу в решении различных вопросов на высочайшем уровне.

Цели и задачи МВФ

При создании МВФ были определены следующие цели его деятельности:

  • развитие сотрудничества стран в сфере международных финансов;
  • стимулирование международной торговли;
  • контроль над стабильностью валютных отношений;
  • участие в создании универсальной системы расчетов;
  • оказание взаимопомощи между государствами-участниками МВФ тем из них, кто находится в трудном финансовом положении (при гарантированном исполнении условий предоставления финансовой помощи).

Важнейшей задачей фонда является регулирование баланса валютно-финансового взаимодействия стран друг с другом, а также предотвращение предпосылок возникновения кризисных ситуаций, контроль над уровнем инфляции, ситуацией на валютном рынке.

Изучение финансовых кризисов прошлых лет показывает, что страны, находясь в таком положении, становятся зависимыми друг от друга, а проблемы различных отраслей одной страны могут отражаться на состоянии данного сектора другой страны, или отрицательно повлиять на ситуацию в целом.

МФВ в этом случае осуществляет надзор и контроль, а также оказывает своевременную финансовую помощь, позволяющую странам проводить необходимую экономическую и валютную политику.

Органы управления МВФ

МВФ развивался под воздействием изменений общей экономической ситуации в мире, поэтому совершенствование структуры управления происходило постепенно.

Итак, современное управление МВФ представлено следующими органами:

  • Вершиной системы является Совет управляющих, который состоит из двух представителей от каждой страны-участницы: управляющего и его заместителя. Этот орган управления собирается единожды в год на Ежегодном Совещании МВФ и Всемирного банка;
  • Следующее звено системы представлено Международным валютно-финансовым комитетом (МВФК), который состоит из 24 представителей, которые встречаются дважды в год;
  • Ежедневно работает Исполнительный совет МВФ, который представлен одним участником от каждой страны, и осуществляет свои функции в штаб-квартире фонда в Вашингтоне.

Описанная выше система управления была утверждена в 1992 году, когда в МВФ вступили бывшие члены Советского Союза, значительно увеличившие количество участников фонда.

Структура МВФ

Пять наиболее крупных государств (Великобритания, Франция, Япония, США, Германия) назначают исполнительных директоров, а оставшиеся 19 стран выбирают остальных.

Первое лицо фонда одновременно является главой персонала и председателем Исполнительного совета фонда, имеет 4-х заместителей, и назначается советом на срок 5 лет.

При этом управляющие могут выдвигать кандидатуры на данный пост, или же самовыдвигаться.

Основные механизмы кредитования

За годы деятельности МВФ разработал несколько способов кредитования, которые прошли испытание на практике.

Каждый из них подходит для определенного финансово-экономического уровня, а также оказывает соответствующее влияние на него:

  • Нельготное кредитование;
  • Кредит стенд-бай (СБА);
  • Гибкая кредитная линия (ГКЛ);
  • Линия превентивной поддержки и ликвидности (ЛПЛ);
  • Механизм расширенного кредитования (ЕФФ);
  • Инструмент для ускоренного финансирования (РФИ);
  • Льготное кредитование.

Страны-участницы

В 1945 году МВФ состоял из 29 стран, но на сегодняшний день их число достигло 188. Из них 187 государств признано участниками фонда полностью, и одно – частично (Косово). Полный список стран-участниц МВФ в свободном доступе опубликован в сети вместе с датами вступления их в фонд.

Условия странам для получения кредита от МВФ:

  • Главное условие для оформления кредита – быть участником МВФ;
  • Сформировавшаяся или возможная кризисная ситуация, при которой отсутствует возможность финансирования платежного баланса.

Кредит, предоставленный фондом, дает возможность осуществить меры по стабилизации кризисной ситуации, проведение реформ для укрепления баланса и улучшить экономическую ситуацию государства в целом. Это станет гарантированным условием возврата такого кредита.

Роль Фонда в мировой экономике

Международный Валютный Фонд выполняет огромную роль в мировой экономике, расширяя сферы влияния мегакоропораций на страны с развивающейся экономикой и кризисным финансовым положением, контролируя валютный обмен и многие другие аспекты макроэкономической политики государств.

С течением времени развитие фонда ведет курс на превращение его в международный орган контроля над финансово-экономической политикой множества стран. Не исключено, что реформы приведут к волне кризисов, однако они пойдут лишь на пользу фонду, увеличив количество кредитов в несколько раз.

Мвф и всемирный банк – в чем различие?

Несмотря на то, что МВФ и Всемирный банк были учреждены примерно в одно и то же время, и имеют общие цели, в их деятельности есть существенные различия, о которых необходимо сказать:

  • Всемирный банк, в отличие от МВФ, занимается вопросами улучшения уровня жизни, финансируя отельные сектора на долгосрочной основе;
  • Финансирование каких-либо мероприятий происходит не только за счет стран-участников, но и с помощью выпуска ценных бумаг;
  • Кроме того, Всемирный банк охватывает более широкий перечень дисциплин и спектров действия, чем Международный Валютный Фонд.

Несмотря на существенные различия, МВФ и Всемирный банк активно сотрудничают в различных областях, например, в помощи странам, находящимся за чертой бедности, проводя при этом совместные совещания и совместно осуществляя анализ их кризисного положения.

Загрузка…

Источник: https://forex365.ru/poleznoe/mvf-rasshifrovka.html

Международный валютный фонд / МВФ

Что такое МВФ и чем он занимается?

Международный валютный фонд — финансовый институт, несмотря на статус спецучреждения ООН снискавший дурную славу. Что из себя представляет МВФ, каковы его функции согласно учредительным документам и на деле, насколько справедливы критики, называющие финансовую помощь фонда губительной для экономики кредитуемых стран?

Создание МВФ, цели фонда

Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.

Датой создания МВФ (англ.

IMF, или International Monetary Fund) стало 27 декабря 1945 года — в этот день представители первых 29 стран МВФ официально подписали окончательный вариант соответствующего соглашения.

Де-факто деятельность организации началась только 1 марта 1947 года, когда первый кредит МВФ взяла Франция. На сегодня МВФ объединяет 188 государств, а штаб-квартира фонда расположена в Вашингтоне.

Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:

  • содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;
  • содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;
  • поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;
  • помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;
  • путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;
  • сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов, одновременно уменьшая масштабы данных нарушений.

Примечательно, что так называемая финансовая помощь фонда оказывается исключительно в виде кредитов, однако на реализацию конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним небольшие (0.

5% годовых), однако зачастую кредитование не способствует развитию реального сектора экономики и производству конкурентоспособной продукции. Ниже показано предоставление средств фонда различным странам с 1972 года за 40 лет, т.е.

с момента окончания действия золотого стандарта:

Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики.

С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом.

Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.

Примечательно, что время перед кризисом 2008 года было наиболее благоприятным в мире и наименее благоприятным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.

Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам.

Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой.

Видно, что кроме спада перед последним мировым кризисом средняя историческая сумма кредитов со временем росла — по сравнению с концом 80-х Европа в 2012 году занимала примерно в 5-6 раз больше.

В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights, SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.

Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют и похож на индекс доллара. Тем не менее отличия есть — главным пожалуй является присутствие китайского юаня в размере почти 11% за счет уменьшения доли евро. На момент статьи курс SDR равен 1.45 доллара США. Посмотреть его можно, например, здесь: http://bankir.ru/kurs/sdr-k-dollar-ssha/.

Период USD EUR CNY JPY GBP2016–2020

(41.73%) (30.93%) (10.92%) (8.33%) (8.09%)

Функции МВФ

Перечень современных функций Международного валютного фонда во многом совпадает с 1-ой статьей Хартии МВФ:

  • расширение международной торговли;
  • помощь странам в виде кредитования;
  • содействие межгосударственному взаимодействию в денежной политике;
  • помощь в подготовке (обучении, стажировке) экономических кадров;
  • стабилизация обменных валютных курсов;
  • консультирование стран-должников;
  • разработка и внедрение стандартов мировой финансовой статистики;
  • сбор, обработка и публикация указанной статистики.

Интересно, что видные экономисты подвергают аргументированной критике не только методы работы МВФ со странами-дебиторами (то есть имеющими непогашенные долги перед организацией), но и качество публикуемой фондом статистики, а также аналитических отчетов.

Управление фондом и решения о выдаче кредитов осуществляют:

  • Совет управляющих — так именуется высший руководящий орган Международного валютного фонда. В него входят по два уполномоченных лица от каждого государства-члена — управляющий и его заместитель;
  • Исполнительный совет в составе 24 директоров, которые представляют некоторые государства-члены либо группы стран. Главой исполнительного органа — распорядительным директором неизменно выступает полпред Европы, а его первым замом — гражданин США. Восемь директоров делегируются государствами с самыми большими квотами в МВФ, остальные 16 — избираются прочими странами-участницами, поделенными на соответствующее количество групп;
  • Международный валютный и финансовый комитет — формально совещательный орган, состоящий из двадцати четырех управляющих, в том числе представителя РФ. Исполняет, в частности, функцию выработки стратегических решений, касающихся мировой валютно-финансовой системы;
  • Комитет по развитию МВФ — еще один совещательный орган с подобными функциями.

Капитализация МВФ и источники средств фонда

На 01.03.2016 г. размер уставного капитала МВФ был около 467,2 млрд. SDR.

Капитал формируется путем взносов в валютный фонд стран-членов, выплачивающих как правило 25% квоты в SDR (либо одной из мировых валют) и остальные 75% — в собственной национальной валюте.

Квоты постоянно пересматриваются — с начала деятельности фонда было уже 15 пересмотров. В 2015 году произошло очередное изменение с делегированием около 6% от развитых стран в сторону развивающихся.

Голоса государств-членов в органах управления МВФ распределяются именно в зависимости от выплачиваемых квот.

Важно: практически все реальные решения принимаются большинством в 85% . При этом примерно 17-процентная квота (на 2016 год взнос около 42 млрд. SDR) принадлежит Соединенным Штатам Америки, давая им эксклюзивное право вето.

У идущей на втором месте Японии квота почти в три раза ниже — около 6%. Доля России — 2.7% (взнос около 6.5 млрд. SDR). Так что критиков организации, утверждающих «МВФ — это США», крайне трудно назвать неправыми либо предвзятыми.

Фактически США и часто поддерживающий их Евросоюз имеют в МВФ достаточную квоту для принятия подавляющего большинства решений.

Старания Китая, России и Индии увеличить квоты в фонде в соответствии с возросшим весом этих стран в мировой экономике встречают противодействие США и их союзников, не желающих терять политическое влияние на другие страны МВФ через «обусловленность» кредитов — предъявление государствам-дебиторам обязательных к выполнению политико-экономических требований.

Тем не менее не следует думать, что финансовые проблемы стран решаются только с помощью денег МВФ. К примеру, недавний кредит Греции в размере более 300 млрд. евро был профинансирован МВФ менее, чем на 10% и в пересчете на евро составил лишь около 20 млрд. €. Гораздо большую сумму — 130 млрд. € — выделил созданный в июне 2010 года европейский фонд финансовой стабильности.

Помимо выплачиваемых странами-участницами квот источниками финансовых ресурсов валютного фонда являются:

  • золотые авуары, по официальным данным составляющие около 90,5 млн унций и оценивающиеся в 3,2 млрд SDR. Организация принимает золото от стран-участниц в основном в качестве оплаты процентов по кредитам, после чего вправе направлять на финансирование новых кредитных траншей;
  • займы у «материально обеспеченных» государств-членов;
  • средства донорских трастовых фондов и кредитных линий, которые открывают фонду страны G7 и G20.

Мвф и россия

Россия присоединилась к МВФ в июне 1992 года, сразу же прибегнув к получению кредита. По воспоминаниям очевидцев, во время одного из первых визитов в Кремль Клинтон был поражен роскошью залов и сказал коллеге: «И эти люди просят у нас денег?».

За 6 лет (с августа 1992 по начало августа 1998 года) Россия в общей сложности заняла у фонда более 32 млрд. долларов — однако займы не помогли нам добиться ни проектного снижения инфляции, ни предотвратить августовский дефолт 1998.

Кредит Россия возвращала с 2000 по 2005 годы, воспользовавшись ростом цен на нефть, и с 2005 года стала кредитором фонда. Таблица ниже показывает распределение кредитов в 90-е годы и требования кредитора к России:

Финансовая помощь или кредитная игла?

Многие эксперты доказывают, что рекомендации фонда-кредитора странам-заемщикам МВФ де-факто кардинально противоречат декларируемым Хартией принципам и целям. Вместо развития производительного потенциала страны-заемщики подсаживаются на кредитную иглу, а реальные доходы населения не увеличиваются — падают.

Критики фонда объясняют, что условиями получения кредитов МВФ часто являются:

  • лишение государства-заемщика права на свободную эмиссию национальной валюты;
  • тотальная приватизация, в том числе в областях естественных монополий (сфера ЖКХ, ж/д транспорт);
  • отказ от протекционистских мер по защите собственных производителей, поддержки среднего и малого бизнеса;
  • свобода передвижения капиталов, допускающая их отток за границу;
  • урезание расходов на социальные программы, ликвидация льгот незащищенным слоям населения, снижение зарплат в госсекторе и пенсий.

Однако перечисленные меры зачастую только усугубляют кризисные явления в экономике, обеднение / обнищание населения ведет к снижению потребления, влекущему спад производства, банкротство предприятий и ухудшение наполняемости госбюджета. Вследствие чего правительству приходится брать новые кредиты, чтобы гасить предыдущие.

Страны, больше всех пострадавшие от МВФ-зависимости:

  • Руанда, где отказ от господдержки фермерских хозяйств и девальвация нацвалюты привели к падению доходов населения, толкнувшую его в пучину гражданской войны хуту и тутси с 1,5 млн жертв;
  • Югославия, развалившаяся из-за проблем по экономическому выравниванию регионов;
  • Аргентина, дважды объявившая дефолт;
  • Мексика — родина одомашненной кукурузы, превратившаяся из экспортера этой с/х культуры в импортера.

По прогнозам этот список может пополниться Украиной, которую фонд-кредитор вынуждает повышать цены на газ.

Его подорожание не только бьет по карманам граждан, но и окончательно сводит на нет конкурентоспособность украинских товаропроизводителей, уже подорванную невыгодным соглашением об Ассоциации с ЕС.

Украина, вместе с Румынией и Венгрией, является крупнейшим актуальным должником Международного валютного фонда.

Но поскольку у истории нет сослагательного наклонения, невозможно оценить, к каким последствиям в разных странах привела бы ситуация отсутствия финансирования со стороны МВФ.

Так что позиция защитников фонда примерно такая — может где-то вышло не очень, но без кредита было бы еще хуже.

Да и критики фонда атакуют скорее не саму идею предоставления кредита, а сопутствующие кредиту условия — которые по факту неоднозначно воздействуют на экономику и не мешают коррупции, но зато во многом выглядят как усиление политического влияния основного кредитора.

И хотя неэффективность действующей системы кредитования понятна практически всем, реальные перемены в такой громоздкой и политически важной структуре не могут случиться «по щелчку пальцев». Чего в настоящий момент больше от МВФ — пользы или вреда — каждый решает сам.

Источник: https://investprofit.info/imf/

Международный валютный фонд (International Monetary Fund) – это

Что такое МВФ и чем он занимается?

Международный валютный фонд – это международная валютно-финансовая Организация в виде специализированного органа Организации Объединенных Наций. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, США.

Международный валютный фонд или МВФ (International Monetary Fund, IMF) является межправительственной валютно-кредитной организацией по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и представления им кредитов.

МВФ – это международная организация,  созданная в 1944 году и направленная на содействие в кооперации стран в области обмена валюты. Кроме того, МВФ предоставляет краткосрочные кредиты, а также практически определяет кредитоспособность  отдельных стран.

Международный валютный фонд (IMF) – это международная валютная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН, созданная в 1944 году по решению валютно-финансовой конференции 44 стран в Бреттон-Вудсе.

Эмблема МВФ

Международный валютный фонд – это международная валютно-финансовая организация, созданная в 1944 г. для содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем:

– регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением;

– контроля многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений;

– предоставления кредитных ресурсов странам-членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.

Не хотим судьбы Аргентины

Международный валютный фонд, МВФ – это специализированное учреждение ООН по упорядочению валютно-финансовых отношений между странами, поддержанию валютных курсов и оказанию кредитной помощи для выравнивания платежных балансов. Основан в 1944. Штаб-квартира – Вашингтон.

Международный валютный фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) – это международная организация, которая следит за стабильностью мировой финансовой системы через обменные валютные курсы и платежные балансы, а также, в случае необходимости, предлагает финансовую и техническую поддержку. Штаб-квартира Международного Валютного Фонда находится в Вашингтоне.

Главный офис МВФ в Вашингтоне

МВФ называет себя «организацией 184 стран, работающей на ускорение мирового монетарного взаимодействия, обеспечение монетарной стабильности, продвижение международной торговли, содействующей высокой занятости и стабильному экономическому росту, а также и снижению нищеты».

За исключением Северной Кореи, Кубы, Лихтенштейна, Андорры, Монако, Тувалу и Науру, все страны-члены Организации Объединенных Наций либо уже являются членам МВФ, либо представлены другими государствами-членами.

Международный Валютный Фонд – это международная экономическая организация, регулирующая валютные отношения между государствами-членами и предоставляющая им кредиты; специализированное учреждение ООН, созданное в 1944 году.

МВФ — это межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и представления им кредитов.

График падения ВВП

Международный валютный фонд (МВФ) – это организация, созданная ООН для решения следующих задач: развитие сотрудничества государств-участников в вопросах денежной политики, стабилизация валютных курсов, расширение международной торговли, кредитование. Кроме того, МВФ традиционно занимается консультированием стран-должников, разрабатывает стандарты и собирает мировую экономическую статистику.

Как правило, при предоставлении кредитов фонд дает государствам рекомендации. При этом сам факт предоставления кредита МВФ – сигнал другим инвесторам о том, что в экономику страны можно вкладывать деньги.

    Критика действий МВФ

Роль Фонда в системе международных экономических отношений оценивается учеными и политиками разных стран неоднозначно. На протяжении всей своей истории МВФ играл большую роль в межгосударственном регулировании валютно-кредитных отношений.

В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед Фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию устойчивости паритетов стран-членов (в золоте или долларах).

Но деятельность Фонда нередко сопровождали крупные финансовые и политические скандалы, поэтому с учетом прошлого опыта цели и задачи Фонда менялись. И сегодня они также находятся в стадии переосмысления и реформирования.

Действия МВФ часто критикуются различными учёными и политиками. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер действий МВФ и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций.

Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85 % . США обладают около 17 % всех . Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение Фонда.

Сенат США может принять законопроект, запрещающий Международному валютному фонду выполнять определённые действия, например, выделять кредиты странам.

Как указывает китайский экономист профессор Ши Цзяньсюнь, перераспределение квот отнюдь не изменяет базовые рамки организации и соотношение сил в ней, доля США остаётся прежней, они обладают правом вето: “Соединенные Штаты, как и раньше, руководят порядком МВФ”.

МВФ предоставляет займы с выдвижением ряда требований — свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе естественных монополий — железнодорожный транспорт и коммунальные услуги), минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы — на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и т. п.; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и т.п.

По утверждению Мишеля Чосудовского:

Спонсируемые МВФ программы с тех пор последовательно продолжали уничтожение индустриального сектора и постепенно демонтировали югославское государство «всеобщего благоденствия». Соглашения о реструктуризации увеличили внешний долг и обеспечили мандат для девальвации югославской валюты, что сильно ударило по уровню жизни югославов.

Этот начальный раунд реструктуризации заложил ее основы. В течение 1980-х годов МВФ периодически прописывал дальнейшие дозы своей горькой «экономической терапии» тогда, как югославская экономика медленно впадала в кому.

Промышленное производство докатилось до 10-процентного падения к 1990 году – со всеми предсказуемыми социальными последствиями.

Кредиты Югославии

Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии в 80-ых годах, ушла на обслуживание этого долга и решение проблем, вызванных выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. человек.

В 1989 году МВФ предоставил Руанде займ при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (что является нормой во многих странах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и, как следствие, кровавую гражданскую войну между хуту и тутси, в которой погибло более полутора миллионов человек.

В 80-ые годы из-за резкого падения цен на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ стал действовать: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т.п.

До 57% государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов. Безработица достигала 40% экономически активного населения.

Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.

Государственный флаг Мексики

В результате реформ Мексика — страна, где впервые была одомашнена кукуруза — стала её импортировать. Полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику.

Предложение взять, а потом выплачивать внешний долг в иностранной валюте ведёт к ориентации экономики исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т.д.).

    История развития Международного валютного фонда

В этой статье мы рассмотрим все аспекты, связанные с такой организацией, как Международный Валютный Фонд, а пока, в качестве краткого обзора или, говоря современным языком, дайджеста всего материала предлагаем вам ключевые пункты:

– число государств-членов МВФ: 188 стран;

– штаб-квартира: Вашингтон, США;

– исполнительный совет: 24 директора, представляющие страны или группы стран;

– число сотрудников: приблизительно 2670 человек;

Источник: https://economic-definition.com/Global_Institutions/Mezhdunarodnyy_valyutnyy_fond_International_Monetary_Fund__eto.html

Международный валютный фонд (МВФ)

Что такое МВФ и чем он занимается?

Международный валютный фонд (МВФ) –ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышениястабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работепо созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войтив число его учредителей.

  • Управляющимот Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской ФедерацииА.Г. Силуанов.
  • ЗаместительУправляющего от России в МВФ – Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительныйдиректор от России в МВФ – А.В. Можин.

Цели и задачи

Цельдеятельности – поддержание стабильности мировой финансовой системы.

ЗадачамиМВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов встранах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютныхограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счетвременного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основнымивопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Советадиректоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК),являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системыуправления, квот и , изменения денежно-кредитной политики развитых страни их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимсярынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовыересурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируютсяглавным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда.

Квотырассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеровэкономики стран-членов.

Размер квоты определяет объем средств, которыйстраны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовыхресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

СотрудничествоРоссийской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержанияустойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. Вянваре 2005 г.

Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, врезультате чего приобрела статус кредитора МВФ.

В связи с этим решением Советадиректоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, темсамым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовыхоперациях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ былаувеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянныйхарактер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квотыРоссийской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участниковМВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования РоссийскойФедерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новыесоглашения о заимствовании (NAB), а такжедвусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФусловиях.

Сотрудничество Российской Федерации сМВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда ипроведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (врамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебныхмероприятий).

СотрудничествоБанка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России – Министрфинансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителемуправляющего в МВФ от России.

В 2010 году функции по финансовому взаимодействиюс МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России.

Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях иосуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функциюдепозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счетаМВФ №1 и №2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, накоторых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселяявляются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов вкапитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке:О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничаетс МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимаютучастие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертномуровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч,консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России(как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводитсяоценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансовогосектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком.

При проведенииоценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этойсвязи необходимо отметить, что программа FSAP2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в РоссийскойФедерации.

При участии Банка России проводится работа по подготовке оценоксоблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs),в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора икорпоративного управления.

В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящеевремя является оценка соответствияроссийского банковского регулирования принципам БКБН (ROSCВСP) и оценка соответствия регулированияфинансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимаютучастие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV УставаФонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы являетсяучастие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютныхограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметитьучастие Банка России в реализацииИнициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовойстатистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указаннойинициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартомна распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежномубалансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами иорганизациями Банком России обеспечивается участие в аналитической иисследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведениипрофильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремитсяпривлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогампрограммы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целяхповышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России иуровня подготовки соответствующих специалистов.

Ресурс МВФ (сайт МВФ)

Соглашение МВФ

Информация ореформе квот и управления МВФ 2010 года

Пресс-релизо вступлении в силу реформы квот и управления МВФ (январь 2016)

Информационнаясправка по процедурам принятия решений в МВФ (апрель 2016)

Материалы консультаций по ст. IV Устава

Заключительноезаявление по завершении миссии сотрудников МВФ 2016 года в соответствии состатьей IV (май 2016)

Пресс-релизпо итогам визита миссии МВФ в Российскую Федерацию (ноябрь 2016)

Заключительное заявление по завершении миссии сотрудников МВФ 2017 года в соответствии со статьей IV (май 2017)

Доклад по итогам консультаций по Статье IV Устава МВФ в 2017 году

Пресс-релиз по итогам визита миссии МВФ в Российскую Федерацию (ноябрь 2017)

Материалыпрограммы FSAP 2015/2016 годов

1. Доклад по ст. 4 AIV (МВФ).

2. Доклад по Российской Федерации (FSSA) (МВФ).

3. Доклад по состоянию финансового сектора Российской Федерации (FSA) (Всемирный банк).

4. ROSC отчет BCP (краткий вариант) (МВФ/Всемирный банк).

5. Детальный оценочный отчет (DAR BCP) (МВФ/Всемирный банк).

6. ROSC отчет IOSCO (краткий вариант) (МВФ).

7. Детальный оценочный отчет (DAR IOSCO) (МВФ).

8. Детальный оценочный обзор (DAO IAIS) (Всемирный банк).

9. Техническая записка AML/CFT (МВФ).

10. Техническая записка по модулю «Макропруденциальный анализ и политика» (МВФ).

11. Техническая записка по модулю «Ликвидация, финансовое оздоровление и страхование вкладов» (МВФ).

12. Техническая записка по модулю «Корпоративное управление и государственные банки» (Всемирный банк).

13. Техническая записка по модулю «Финансовая доступность» (Всемирный банк).

14. Техническая записка по модулю «Инфраструктура финансового рынка и центральный контрагент» (Всемирный банк).

15. Техническая записка по модулю «Стресс-тестирование» (МВФ).

16. Техническая записка по рынку страхования (ВБ).

Данные о финансовой позиции стран-членов МВФ

Раздел сайта МИД России – сотрудничество с МВФ

Источник: https://www.cbr.ru/today/ms/smo/mwf_n/

Что такое МВФ и чем он занимается? – База ответов на любые вопросы

Что такое МВФ и чем он занимается?

Подавляющему большинству нашей страны знакома аббревиатура МВФ. Она часто фигурирует в новостных сообщениях, политических ток-шоу, в интернет-полемике и т.д.

Однако на вопрос, что такое МВФ и чем он занимается, сможет дать внятный ответ далеко не каждый россиянин.

Что такое МВФ?

Незадолго до окончания второй мировой войны ведущие западные государства задумались о том, каким будет мир после окончания войны. Проведенная в 1944 году конференция в американском курортном городке Бреттон-Вудсе позволила союзникам достигнуть предварительной договоренности о том, что основным средством для международных расчетов станет американский доллар.

Спустя год в рамках достигнутого соглашения была создана финансовая организация, заложившая фундамент современного политико-экономического устройства – Международный валютный фонд, сокращенно – МВФ (International Monetary Fund).

Окончательное соглашение о создании МВФ было подписано в 1947 году. В число участников-основателей вошли 29 государств, образовавших основу фонда. Сегодня эта финансовая организация объединяет 188 стран мира, а ее суммарные активы составляют около 500 миллиардов американских долларов.

Цели и функции МВФ

Основные цели деятельности МВФ перечислены в первом пункте Соглашения об его образовании.

1. Фонд обязуется помогать развитию межгосударственного сотрудничества в сфере финансов и валютных операций, обеспечивать их консультирование и совместную деятельность специалистов разных стран.

2. Одна из приоритетных задач – содействие росту торговли между странами, что должно привести к росту занятости в них населения, росту реальных доходов людей и развитию экономической базы государств.

3. Поддержание и упорядочение валютного режима в международной торговле – не менее важная задача МВФ.

4. Фонд будет оказывать помощь в межгосударственных расчетах между его участниками и стремиться к устранению ограничений международной торговли.

5. Уставный капитал МВФ предназначен для предоставления поддержки его участникам и создания у них уверенности в получении финансовой помощи для исправления платежных дисбалансов без ухудшения экономической ситуации.

6. Государства-участники должны стремиться к уменьшению наружных платежных дисбалансов как по продолжительности, так и по их масштабам.

Т.е. задекларированными задачами МВФ является развитие экономик стран-участников, оказание помощи государствам, находящимся в сложной финансовой ситуации путем консультирования и прямой финансовой поддержки.

Уставный капитал, которым располагает МВФ, составляется из взносов стран-участников Фонда. На момент создания наибольшая доля средств была внесена США. Она составляла 20% от общей суммы средств.

Пропорционально этой доле распределяются голоса стран-участников при принятии решений, требующих коллегиальности.

На текущий момент распределение самых крупных долей выглядит следующим образом:

— США – 17%;

— 15 стран ЕС – около 30%;

— Германия – 6%;

— Япония – 6%;

— Британия – 5%;

— Франция – 5%;

— Саудовская Аравия – 3%;

— Китай – 3%;

— Россия – 3%.

Несложно заметить, что США обладают самым большим количеством , поэтому при принятии решений МВФ, как правило, руководствуется не столько благом для мировой экономики, сколько непосредственными интересами Соединенных Штатов. Если Фонд собирается принять неудобное для США решение, их представители в любой момент могут его заблокировать и отозвать.

Примечательно, что все государства-участники Фонда обязаны отчитываться перед его управляющими структурами о состоянии своих экономик, сообщать размеры доходов и расходов, инвестиций в экономики других государств и прочую информацию, чрезвычайно интересную для международного финансового капитала.

Таким образом, через структуры МВФ глобальные финансовые структуры имеют возможность участвовать в управлении практически любой страной, оказывать влияние на ее внешнюю и внутреннюю экономическую политику.

Помощь МВФ развивающимся странам

Если в первые годы своего существования МВФ оказывал действительно позитивное влияние на экономики государств, воспользовавшихся его помощью, то уже с 80-х годов ХХ столетия политика решений Фонда была направлена исключительно на обслуживание финансовых интересов США и их западных партнеров.

Предоставляя займы развивающимся странам, МВФ требует от их правительств проведения жесткой экономической политики, включающей:

— резкое снижение социальных расходов, заморозку социальных программ;

— тотальную приватизацию, в том числе так называемых естественных монополий и стратегических предприятий;

— снятие ограничений для прихода иностранных капиталов;

— устранение правительства от регулирования экономических процессов в стране.

В итоге экономики подавляющего большинства развивающихся стран не только не избавляются от проблем, но напротив, усугубляют свое плачевное положение, а займы МВФ уходят в основном на погашение предыдущих долгов, а не на развитие собственной промышленности.

Государство, обратившееся в МВФ за помощью, многократно увеличивает сумму долга, закабаляя свое население на десятки лет вперед.

Источник: https://www.mnogo-otvetov.ru/finansy/chto-takoe-mvf-i-chem-on-zanimaetsya/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.