Что такое метафора?

Что такое метафора: примеры показывающие ее суть

Что такое метафора?

Железные нервы, ледяное сердце и золотые руки заставляли всех завидовать ему черной завистью. Как вам четыре метафоры в одном предложении?

Доброго времени суток, дорогие читатели, если вы попали на мой сайт, значит, вы хотите узнать что-то новое о том, как писать те или иные тексты, продвигать свой сайт или похожую информацию. Сегодня речь пойдет о том, что такое метафора, научимся создавать свои и поймем поймем, как она усиливает текст. Также покажу примеры из литературы.

Как сравнение, но не сравнение

Что же это такое? Метафора – это слово или сочетание слов, которые употребляются в переносном значении. Целью употребления метафоры является сравнение неназванного имени, свойства или значения предмета с другим предметом, свойством или значением, на основании схожих признаков. Все не так сложно, как в формулировке, так что не бойтесь.

Данное языковое средство часто путают со сравнением, но главное их отличие в том, что в сравнении сразу понятно, что и с чем вы сравниваете, например, «он был красив, как цветок». Примером же метафоры будет просто выражение «пурпур розы». Всем понятно, что роза не пурпурная, но обладает ярким цветом, похожим на далекий оттенок пурпурного.

Великий и могучий

На сегодняшний день в современном русском литературном языке огромное количество всевозможных средств, призванных усилить эффект. Такие средства называются художественными приемами и используются в таких стилях речи:

  • Художественный;
  • Публицистический.

В художественном, выразительные словосочетания используются для разбавления сухого текста. В публицистическом – для усиления эффекта и воздействия на читателя, с целью заставить его делать что-то или хотя бы задуматься над смыслом прочитанного.

Учимся создавать

Завел интстаграм. Показываю жизнь копирайтера, прикалываюсь в сторис, давай дружить!ПЕРЕЙТИ В ИНТСАГРАМ

Для того чтобы вы смогли создать классную метафору, необходимо уяснить одно правило: она должна быть понятной массам.

То есть, ее должны понимать. Конечно, некоторым очень нравится думать и гадать, что же все-таки хотел сказать автор, но это малый процент читателей. Большая часть же хочет узнавать в тексте что-то знакомое и ассоциировать с собой.

Уяснив первое правило, стоит также помнить о том, что в современном языке огромное количество клише (очень заезженных фразочек). Они могут очень сильно резать глаз читателю. Посудите сами, как же сильно осточертели такие фразы, как «любовь зла» и «купить недорого». С первым понятно, но второе – это вынужденное клише, которое нужно для оптимизации сайта.

Зачастую на таких сайтах вовсе не получится ничего купить недорого. Что касается метафор-клише, то они оказывают вдвойне отталкивающий эффект. Например, «твои глаза – это океан» — метафора, которой сто лет в обед.

Она не вызовет у читателя никакого эффекта, кроме отвращения. Просто запомните, что нельзя использовать далекие от читателя выражения и те, которые ему уже изрядно надоели.

Постарайтесь найти эту тонкую грань и ваше произведение сразу станет читабельнее и интереснее.

Классификация

На сегодняшний день выделяют несколько видов метафор:

  • Резкая (сводит понятия далекие по смыслу);
  • Развернутая (сводит несколько понятий и воплощается в разных участках текста, например, «автомобильный рынок упал: продукты с авторынка все чаще оказываются несвежими, даже дегустировать их не хочется»);
  • Стертая (метафора, использующаяся в обиходе и уже воспринимающаяся, как так и нужно, например, ручка двери);
  • Метафора-формула (близкая к стертой, но отличается тем, что устоявшиеся выражения выступают в роли фразеологизмов – нерушимых сочетаний слов, например, золотое сердце).

Примеры из литературы

Наши великие предки оставили нам огромный запас знаний, зашифрованных в литературе, и только тот, кто сможет понять все идеи автора, способен добраться до этих знаний. Начать их поиск стоит с того, что вы научитесь разбираться в художественных средствах, которые были использованы в литературе. Также это нужно, чтобы по-настоящему насладится произведениями, а не прочитать и забыть.

Так как речь у нас сегодня о метафорах, попробуем разобраться в них. Например, в стихотворении Сергея Есенина «Не жалею не зову не плачу», метафора «…увяданья золотом охваченный…» подразумевает близость к старости.

Если вы сами до этого додумались, то поздравляю, вы уже можете идентифицировать метафору, а главное, понять ее смысл. Но если вы узнаете и понимаете это языковое средство, совсем не обязательно, что вы сможете создавать их самостоятельно.

Для этого нужно, как минимум, тренировка, а еще лучше – острый ум. Кстати, «острый ум» — это тоже метафора, обозначающее нестандартное мышление.

Выходит, что в бытовой стиль общения тоже подразумевает наличие языковых средств, но метафора тут встречается куда реже, чем, например, сравнения или эпитеты.

Источник: https://copirayter.ru/chto-takoe-metafora-primery-iz-literatury-yazyk-sut/

Метафора в литературе – это скрытое сравнение. Смысл метафоры

Что такое метафора?

Метафорой называют выражение или слово в переносном смысле, основой которого является явление или предмет, обладающий с ним сходством. Если сказать простыми словами, то одно слово заменяется другим, имеющим с ним похожий признак. Метафора в литературе – это один из старейших художественных приемов.

Из чего состоит метафора

Метафора состоит из 4 частей:

  1. Контекст — законченный отрывок текста, объединяющий по смыслу входящие в него отдельные слова или предложения.
  2. Объект.
  3. Процесс, за счет которого выполняется функция.
  4. Применение этого процесса или его пересечение с какими-либо ситуациями.

Понятие метафоры раскрыл еще Аристотель. Благодаря ему, сейчас на нее сформировался взгляд как на необходимую принадлежность языка, позволяющую достигнуть познавательные и другие цели.

Древние философы считали, что метафора дана нам самой природой и настолько утвердилась в обиходной речи, что многие понятия не требуется называть буквально, а ее использование пополняет недостаток слов.

Но после них на нее возлагали функцию дополнительного приложения к механизму языка, а не к его основной форме. Считалось, что для науки она даже вредна, поскольку заводит в тупик при поиске истины.

Вопреки всему продолжала свое существование метафора в литературе, поскольку это необходимо для ее развития. В большей степени она применялась в поэзии.

Только в 20 веке метафора наконец была признана как неотъемлемая часть речи, а научные изыскания с ее использованием стали производиться в новых измерениях.

Этому способствовало такое ее свойство, как способность объединять материалы разной природы.

Что такое метафора в литературе, стало понятно, когда увидели, что расширенное применение этого художественного приема приводит к появлению загадок, пословиц, аллегорий.

Построение метафоры

Метафора создается из 4-х компонентов: двух групп и свойств каждой из них. Признаки одной группы объектов предлагаются к другой группе. Если человека называют львом, значит предполагают, что он наделен похожими характеристиками. Таким образом создается новый образ, где слово “лев” в фигуральном смысле означает “бесстрашный и могучий”.

Метафоры специфичны для разных языков. Если у русских “осел” символизирует глупость и упрямство, то у испанцев — трудолюбие. Метафора в литературе – это понятие, которое может отличаться у разных народов, что следует учитывать при переводе с одного языка на другой.

Функции метафоры

Главной функцией метафоры является яркая эмоциональная оценка и образно-экспрессивная окраска речи. При этом из малосопоставимых объектов создаются богатые и емкие образы.

Другая функция номинативная, заключающаяся в наполнении языка фразеологическими и лексическими конструкциями, например: горлышко бутылки, излучина реки, анютины глазки.

Кроме основных, метафора выполняет много других функций. Это понятие гораздо шире и богаче, чем кажется на первый взгляд.

Какие бывают метафоры

С древних времен метафоры подразделяют на следующие виды:

  1. Резкая — соединяющая понятия, лежащие в разных плоскостях: «Иду по городу, расстрелянный глазами… ».
  2. Стертая — настолько вошедшая в обиход, что фигуральный характер уже не замечается («Уже с утра ко мне тянулись люди»). Она стала настолько привычной, что переносное значение трудно уловить. Оно обнаруживается при переводе с одного языка на другой.
  3. Метафора-формула — исключается ее преобразование в прямой смысл (червь сомнений, колесо фортуны). Она давно стала стереотипом.
  4. Развернутая — содержит большое сообщение в логической последовательности.
  5. Реализованная — применяется по прямому назначению («Пришел в себя, а там опять тупик»).

Что такое метафора в литературе?

Трудно представить современную жизнь без метафорических образов и сравнений. Чаще всего встречается метафора в литературе. Это необходимо для яркого раскрытия образов и сути явлений. В поэзии особенно эффективна метафора развернутого вида, представляемая следующими способами:

  1. Косвенное сообщение с использованием образного выражения или истории с применением сравнения.
  2. Оборот речи с применением слов в переносном смысле, основанный на аналогии, сходстве и сравнении.

Развернутая метафора последовательно раскрывается в текстовом фрагменте: «Мелким дождиком с рассветом умывается заря», «Дарит луна новогодние грезы».

Некоторые классики считали, что метафора в литературе – это отдельное явление, которое приобретает новый смысл за счет ее возникновения. В таком случае она становится целью автора, где метафорический образ выводит читателя к новому смыслу, неожиданному значению. Такие метафоры из художественной литературы можно найти в произведениях классиков.

Взять хотя бы Нос, приобретающий метафорическое значение в рассказе Гоголя. Богаты метафорическими образами произведения Шекспира, где они придают героям и событиям новый смысл. На основании этого можно сказать о том, что далеко не полным является распространенное их определение.

Метафора в литературе является более широким понятием и не только украшает речь, но часто придает ей новый смысл.

Заключение

Что такое метафора в литературе? Она эффективней воздействует на сознание благодаря эмоциональной окраске и образности. Особенно это видно в поэзии. Воздействие метафоры настолько сильное, что этим пользуются психологи, чтобы решить проблемы, связанные с психикой пациентов.

Метафорические образы применяются при создании реклам. Они будят воображение и помогают потребителям сделать нужный выбор. Подобное манипулирование человеком и обществом осуществляется также в политической сфере.

Метафора все больше входит в повседневную жизнь, проявляясь в языке, мышлении и действии. Ее изучение расширяется, охватывая новые области знаний. По образам, создаваемым метафорами, можно судить об эффективности того или иного СМИ.

Источник: http://fb.ru/article/175915/metafora-v-literature---eto-skryitoe-sravnenie-smyisl-metaforyi

Слово метафора

Что такое метафора?

Слово метафора английскими буквами(транслитом) – metafora

Слово метафора состоит из 8 букв: а а е м о р т ф

Значения слова метафора. Что такое метафора?

Метафора

МЕТАФОРА (греч. «перенос»), троп или фигура речи, состоящая в употреблении слова, обозначающего некоторый класс объектов (предметов, лиц, явлений, действий или признаков), для обозначения другого, сходного с данным…

Энциклопедия Кругосвет

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

ru.wikipedia.org

МЕТАФОРА (греч. Μεταφορά — перенесение) — вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии. Так, старость можно назвать вечером или осенью жизни…

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов

МЕТАФОРА En.: Metaphor. Традиционное (со времен Аристотеля) определение таково: скрытое уподобление или образное сближение слов на основе их переносных значений: например, «корабль вспахивает море».

Новый гипноз: Глоссарий

Метафора – это система, при взаимодействии основного и вспомогательного компонентов которой возникает “системный эффект” – иносказательность, появление нового значения.

Термины и определения: Социология. – 2003

МЕТАФОРА (metaphora) — применение описательной фразы термина к явлению, к которому они буквально не применимы (см. также Аналогия). Роль метафоры в социологии и науках в целом значительна (например, понятие легких волн как “частиц”) и, возможно…

Большой толковый социологический словарь. – 2001

МЕТАФОРА (Metaphor; Metapher) – определение и изучение одного путем обращения к образу другого; используется как сознательный литературный или терапевтический прием и всегда употреблялась сказителями и писателями…

Словарь аналитической психологии

Метафора (греч. Μεταφορα, лат. Translatio, “перенесение”) — не в собственном, а в переносном смысле употребленное картинное или образное выражение; представляет собой как бы концентрированное сравнение…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – 1890-1907

МЕТАФОРА ОПТИЧЕСКАЯ

МЕТАФОРА ОПТИЧЕСКАЯ или визуальная (от visus, лат., — зрение, вид, зрелище); метафора зеркала — феномены, выполняющие особые функции в познании и языке, искусстве и науке, религии и философии — культуре в целом.

Энциклопедия культурологии

Метафора сновидения

МЕТАФОРА СНОВИДЕНИЯ представление о сновидении как особом способе косвенного и образного выражения смыслов “невидимого мира” — внутр. жизни нашего сознания и психики.

Энциклопедия культурологии

МЕТАФОРА СНОВИДЕНИЯ — представление о сновидении как особом способе косвенного и образного выражения смыслов “невидимого мира” — внутр. жизни нашего сознания и психики.

Энциклопедия культурологии

Гендерная метафора

Гендерная метафора – это сравнительно новое понятие является, с одной стороны, частным случаем телесной метафоры, с другой, – обозначает перенос не только физических, но и всей совокупности духовных качеств и свойств…

gender.academic.ru

Гендерная метафора – это сравнительно новое понятие является, с одной стороны, частным случаем телесной метафоры, с другой, – обозначает перенос не только физических, но и всей совокупности духовных качеств и свойств…

Гендерный глоссарий

Телесная метафора (концептуальная метафора)

Телесная метафора (концептуальная метафора) – термин, введенный в научное описание представителями когнитивного направления в лингвистике М. Джонсоном и Дж. Лакоффом (Jonson, Lakoff). Согласно когнитивной теории…

gender.academic.ru

Телесная метафора (концептуальная метафора) – термин, введенный в научное описание представителями когнитивного направления в лингвистике М. Джонсоном и Дж. Лакоффом (Jonson, Lakoff). Согласно когнитивной теории…

Гендерный глоссарий

Русский язык

Мета́фор/а.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова метафора

А “земля обетованная” не является географическим понятием, а всего лишь метафора.

На третьей неделе теста в разговоре родилась развернутая метафора.

Для каждого мотива у него есть фирменная визуальная метафора.

И, мне кажется, это метафора города.

Помогать новому диктатору будет целая армия высокоэффективных и горячих ребят, которые умеют плавить все вокруг себя, и это тоже не метафора.

Словом, налицо зрелищная и остроумная метафора, подразумевающая образ всей современной цивилизации.

Это будет символ изменений. Метафора борьбы с мудое**ми.

Источник: https://wordhelp.ru/word/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B0

Метафора: примеры и виды

Что такое метафора?

В литературном языке, как, впрочем, и в разговорном, мы часто используем разнообразные фигуры речи, подчас даже сами того не осознавая. Мало кто думает: «Хм, а вот вверну-ка я сейчас такую метафору…

» Но иногда очень полезно знать, уметь находить в чужой речи и употреблять в собственной разные художественные элементы. Это разнообразит речь, делает её более живой, насыщенной, приятной на слух и своеобразной.

Из этой статьи вы узнаете об одном из самых распространённых тропов речи — метафоре.

Троп

Сперва давайте разберёмся, о чём вообще идёт речь. Что это за тропы и куда они ведут?

Троп (от греческого τρόπος — оборот) – это слово или выражение, которое используется в переносном значении, чтобы усилить, разнообразить речь. Не будь тропов, наша речь была бы похожа на словарную статью или, ещё хуже, на какие-нибудь нормативные акты.

Вот в этих случаях тропы не используются вообще, потому что законы, словари, всякие инструкции, дела и справки должны быть не образными, а как можно более конкретными, не допускающими разночтений.

Во всех остальных случаях: в разговоре, в литературе, в публицистике, авторы насыщают речь разнообразными тропами и фигурами. Это делает речь более художественной, выразительной, интересной, насыщенной.

К тропам относятся такие приёмы, как метафора — мы подробно расскажем про неё ниже, а также метонимия, эпитет, гипербола, сравнение, эвфемизм и так далее.

Метафора

Итак, перейдём ближе к теме. Концепция метафоры дана ещё Аристотелем, а это было довольно-таки давно. Тогда и зародились лексикология и филология. И большинство терминов заимствованы в современный русский язык именно из древнегреческого.

Аристотель

Аристотель определял метафору как «сравнение неназванного предмета с другим на основании какого-то общего признака». А само слово μεταφορά с древнегреческого переводится как «переносное значение». Чтобы вам сразу стало понятно, вот пример, который наверняка знаком всем:

Простой, как валенок (как три рубля, как тапочки).

Это и есть та самая метафора. Но вернёмся к Аристотелю. Он вообще понимал всё искусство как «подражание жизни». То есть, как одну большую, ёмкую метафору. Позднее другие учёные сузили это огромное понятие, выделив в отдельные категории гиперболу (преувеличение), синекдоху (соотношение), простое сравнение и некоторые другие тропы.

Функции метафоры

Учёным-лексикологам нужно не просто определить понятие. Им нужно ещё подробно описать, какие функции оно выполняет, с какой целью употребляется и существует. В своём исследовании в 1992 году В.К. Харченко выделил целых 15 (!) функций метафоры. Основными же, как говорит курс средней школы, являются текстообразующая, жанрообразующая и стилеобразующая функции.

Метафора “Золотые руки”

Иными словами, с помощью метафор можно придать тексту окраску, присущую какому-то отдельному жанру, стилю. Что касается текстообразующей функции, то существует мнение, согласно которому именно метафоры создают подтекст (содержательно-подтекстовую информацию) любого произведения.

Метафора “Серебряные волосы”

В разных контекстах метафоры могут нести различные функции. Например, в поэтических текстах они чаще всего несут функцию эстетическую.

Метафора должна украшать текст и создавать художественный образ. В научных текстах метафоры могут иметь эвристическое (познавательное) значение.

Это помогает описать, осмыслить новый объект исследования через знания об известных, уже описанных объектах.

Метафора “Осень жизни”

В последнее время в лингвистике выделяют также политическую метафору (некоторые исследователи выделяют эту функцию метафоры отдельно), которая призвана придать высказываниям двусмысленность, завуалировать острые и спорные моменты, «минимизируя отвественность говорящего за возможную буквальную интерпретацию его слов адресатом» (И.М. Кобозева, 2001). Появляется новая, манипулятивная функция метафоры. Так развивается язык и наука о нём.

Как создать метафору?

Чтобы создать метафорическое выражение, нужно найти у предметов точки сравнения или сопоставления. Вот так всё просто. Например, берём предмет «заря». С чем бы его сравнить? Заря алая, яркая, горит…

Сравним-ка мы её с огнём! И получится то, что делали миллионы писателей до нас: «огонь зари», «горит восход», «пожар разгорался на востоке».

Действительно, это намного интереснее, чем просто написать «всходило солнце».

Метафора «Горит восход»Самые длинные слова в русском языке

На самом деле, писатели и поэты тратят часы, чтобы найти удачную метафору: меткую, образную, цельную. Не случайно мы так восхищаемся работами классиков литературы. Например, возьмём известное стихотворение Фета:

Дул север. Плакала траваИ ветви о недавнем зное,И роз, проснувшихся едва,

Сжималось сердце молодое.

Или другое — Лермонтова:

Она поет — и звуки тают,Как поцелуи на устах,Глядит — и небеса играют

В ее божественных глазах.

Как видно, в обоих четверостишиях не просто повествуется о каком-то явлении или человеке, а создаётся его объёмный, яркий образ, воплощающий мысль автора, передающий её красочно и художественно.

Метафора “Плакала трава”

Так вот для чего нужны метафоры — для создания образов! Метафорами мы не просто украшаем речь, а создаём картинку для слушателя или читателя. Представьте речь без метафор как карандашный набросок, а обогащённую выразительными средствами — как объёмное изображение, и вы поймёте смысл метафоры.

Какие бывают метафоры?

В современном языкознании различают два вида метафор: диафору и эпифору.

Диафора (резкая метафора) – это метафора, в которой объединяются очень контрастные понятия. В таких метафорах ясно заметна фигуральность, они являются более образными. Само слово на древнегреческом обозначает «спор».

Метафора “Цветок Луны”

Примеры диафоры: “цветок луны”, “медоточивые уста”, “лить бальзам на душу”. Видно, что понятия для сравнения взяты из разных сфер, поэтому такие высказывания нельзя воспринимать буквально, но в контексте произведения их смысл станет ясным, добавив тексту выразительности и красоты.

Эпифора (стёртая метафора) – это привычное выражение, часто клишированное, которое мы уже не всегда воспринимаем как метафорическое. Например: “лес рук”, “как по маслу”, “прирасти к месту”.

Метафора “Лес рук”

К эпифоре близка метафора-формула — ещё более стереотипная конструкция, которую уже вряд ли возможно сделать нефигуральной. Примеры: “ручка двери”, “носок ботинка”, “еловая лапа”. Метафоры также различаются по составу на развёрнутые и простые:

Простые метафоры состоят из одного слова, использованного в переносном значении, или фразеологизма: “сводить концы с концами”, “твои глаза — океан”.

Метафора “Твои глаза — океан”

Развёрнутые метафоры — это целые фразы или даже абзацы, в которых одна метафора влечёт за собой целую цепочку других, связанных друг с другом по смыслу. Эти примеры можно найти в любом произведении классиков. Например, всем известные с детства строчки стихотворения: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком…»

Другие тропы, которые относятся к метафорическим

К метафорическим относят тропы, в которых используется перенос смысла с одного слова на другое.

Гипербола (преувеличение): “я в сотый раз повторяю”, “миллионы человек не могут ошибаться”. Это именно те случаи, когда для усиления послания мы прибегаем к намеренному преувеличению масштабов. Мы не считали, действительно ли что-то говорим в сотый или всего лишь в десятый раз, но использование большого числа делает наше послание как будто более веским.

Метафора “Этот дом похож на замок”

Простое сравнение: “этот дом похож на замок”. Мы видим перед собой просто дом, который просто похож на замок.

Олицетворение: “луна скромно сбежала за тучку”. Заведомо неодушевлённый предмет (луну) мы наделяем человеческими качествами (скромность) и приписываем человеческое поведение (сбежала). На этом приёме основано огромное количество детских сказок со всеми их Михаилами Иванычами, Лисичками-сестричками и Зайками-побегайками.

Метафора “Луна скромно сбежала за тучку”

Синекдоха: “вся маршрутка упала со смеху”. Этот приём сродни гиперболе. Он приписывает части свойства целого. Его любят авторы многочисленных сетевых историй — приведённый здесь пример, думаю, вы видели не раз.

Так же синекдохой называют противоположный приём — перенос названия с частного на общее. Его часто можно узнать по использованию единственного числа вместо множественного, например, «советский солдат победоносно возвращается с войны» или «среднестатистический человек тратит 8 часов в день на сон».

Этот приём любим журналистами и публицистами.

Метафора “Советский солдат победоносно возвращается с войны”

Иногда к метафорическим тропам относят и аллегорию. Многие учёные не соглашаются с этим, относя её в отдельную категорию. Тем не менее, мы можем тут упомянуть о ней, потому что аллегория — это тоже представление одного понятия через другое.

Но аллегория более всеобъемлюща, так например, на ней строится почти вся мифология. Аллегория — это представление понятия или идеи через определённый художественный образ. Все древние боги по сути — аллегории. Гром и молнии — это Перун, Зевс, Юпитер; война — Арес, любовь — Афродита, солнце — Ярило и так далее. Многие произведения являются аллегориями.

Например, многие учёные верят, что Библия и Коран — это чистые аллегории, которые нельзя воспринимать буквально.

Источник: https://24smi.org/news/55591-metafora-primery-i-vidy.html

Что такое Метафора

Что такое метафора?

Метафора — Оборот речи, заключающийся в употреблении слов и выражений в переносном значении для определения предмета или явления на основе аналогии, сравнения или сходства (в литературоведении).

Значение слова Метафора по Ожегову:

Метафора — Оборот речи — употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения

Метафора в Энциклопедическом словаре:

Метафора — (от греч. metaphora — перенесение) — троп, перенесение свойстводного предмета (явления) на другой на основании признака, общего илисходного для обоих сопоставляемых членов («говор волн», «бронза мускулов»).

Значение слова Метафора по Логическому словарю:

Метафора — (от греч, metaphora — перенос, образ)  — перенесе­ние свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой по принципу их сходства в к.-л. отношении или по контра­сту, напр.: «говор волн», «нос самолета», «свинцовые тучи» и т. п. В отличие от сравнения, где присутствуют оба члена сопоставле­ния, М.

— это скрытое сравнение, в котором слова «как», «как будто», «словно» и т. п. опущены, но подразумеваются. В М. различ­ные признаки — то, чему уподобляется предмет, и свойства самого предмета — представлены не в их качественной раздельности, как в сравнении, а сразу даны в новом нерасчлененном единстве.

Обладая неограниченными возможностями в сближении или неожиданном уподоблении самых разных предметов и явлений, по существу по-новому осмысливая предмет, М. позволяет вскрыть, обнажить, про­яснить его внутреннюю природу. В науке М. — необходимое средство научного творчества. Практи­чески всякое новое научное понятие появляется как некая М.

, ста­новясь точным понятием лишь с течением времени. Напр., «свето­вая волна» — это М., уподобляющая свет колебаниям волн на по­верхности воды. «электрический ток» — тоже М., приравнивающая электричество к потоку воды, и т. п.

Часто новое явление обознача­ется старым термином, относящимся к известным явлениям, и в течение некоторого времени этот термин выступает в качестве М., в которой отображаются свойства различных явлений.

Значение слова Метафора по словарю Ушакова:

МЕТАФОРА
метафоры, ж. (греч. metaphora) (лит.). Троп, оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, напр. (из Пушкина): говор волн. змеи сердечной угрызенья. Блестящие метафоры. Неудачная метафора.

Значение слова Метафора по словарю Даля:

Метафора
ж. греч. иноречие, инословие, иносказанье. обиняк. риторический троп, перенос прямого значения к косвенному, по сходству понятой. напр. Острый язычек. У каменного попа не выпросишь и железной просвиры. -рический, к метафоре относящийся, иносказательный.

Значение слова Метафора по словарю Брокгауза и Ефрона:

Метафора (греч. Μεταφορ&#945., лат. Translatio, “перенесение”) — не в собственном, а в переносном смысле употребленное картинное или образное выражение.

представляет собой как бы концентрированное сравнение, причем вместо предмета сравниваемого ставится непосредственно название предмета, с которым желают сравнить, например: розы щек — вместо розовые (т. е. розоподобные) щеки или розовый цвет щек. М. способствует изяществу, силе и блеску речи.

даже в обыденной жизни, в просторечии, выражения страсти без нее почти никогда не обходятся. В особенности для поэтов М. является необходимым вспомогательным средством. Она дает речи особую, высшую прозрачность, облекая даже отвлеченное понятие в живые формы и делая его доступным созерцанию. Различают четыре вида М.

В первом виде одно конкретное (или чувственное) ставится на место другого, например лес мачт, алмазы росы. во втором — одухотворяются или оживляются предметы неодушевленные, силам природы приписываются чувства, действия и состояния, свойственные человеку, например вьюга злится, вьюга плачет. третий вид М. облекает мысли, чувства, страсти и проч.

в видимые формы, например столпы государства, яд сомнения. четвертый вид М. соединяет одно отвлеченное понятие с другим, например горечь разлуки. Если М. очень распространена, она переходит в аллегорию (см.). Ср. Brinkmann, “Die Metaphern. Studien &uuml. ber den Geist der modernen Sprachen” (Бонн, 1878, т. I).

Определение слова «Метафора» по БСЭ:

Метафора (от греч. metaphorб — перенесение)
1) Троп, основанный на принципе сходства. В основе М. — способность слова к своеобразному удвоению (умножению) в речи номинативной (обозначающей) функции. Так, во фразе «сосны подняли в небо свои золотистые свечи» (М.

Горький) последнее слово обозначает одновременно два предмета — стволы и свечи. Тому, что уподобляется (стволы), соответствует переносное значение М., являющееся частью контекста и образующее внутренний, скрытый план её смысловой структуры.

тому, что служит средством уподобления (свечи), соответствует прямое значение, противоречащее контексту и образующее внешний, явный план.
Т. о., в М. оба плана смысловой структуры даны как бы слитно, тогда как в сравнении — раздельно («стволы как свечи»). М. может быть любая знаменательная часть речи: существительное [«в траве брильянты висли».

разновидность — т. н. генитивная конструкция: собственно М. плюс имя существительное в родительном падеже («колоннада рощи», «бронза мускулов»)]. прилагательное («утиный нос» — метафорический эпитет). глагол, в том числе причастие и деепричастие
(«там, где сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры»). В М.

выделяют ряд аспектов: предметный — уподобляемые посредством М. реалии образуют «предметные пары», у которых общим признаком могут быть цвет, форма и др. свойства. логический — М. как операция с соподчинёнными понятиями. психологический — М. как ассоциация представлений, относящихся к различным сферам восприятия, — зрительной, слуховой, вкусовой и пр. (ср.

«кислое настроение» — Синестезия),
лингвистический — трактовка М. с точки зрения семасиологии, грамматики, стилистики. литературоведческий — М. как поэтическое средство, её зависимость от творческой индивидуальности, направления, национальной культуры. Сферы применения М.

: речь нехудожественная — стили обиходно-бытовой (о глупце: «осёл»),
газетно-публицистический («трудовая вахта»), научно-популярный (о соли: «съедобный камень»). речь художественная — фольклор (многие загадки и пословицы метафоричны) и художественная литература, особенно поэзия (в трагедии «Владимир Маяковский» В. В. Маяковского на 10 стр. около 350 М.).

Поэтические М., которые запечатлевают эмоциональное состояние, допускают многообразное понимание и нередко близки к Символу («Над бездонным провалом в вечность, задыхаясь, летит рысак…» А. А. Блок).М. могут быть одиночными и развёрнутыми, охватывающими ряд фраз (уподобление Руси «птице-тройке» у Н. В. Гоголя), абзацев и даже глав.

2) М. называют также употребление слова во вторичном значении, связанном с первичным по принципу сходства. ср. «нос лодки» и «нос покраснел», «поле тяготения» и «поле за лесом».

Здесь, однако, имеет место не переименование, как в М.

, а наименование, используется не два, а лишь одно значение, образно-эмоциональный эффект отсутствует, вследствие чего это явление целесообразнее именовать, например, «метафоризацией».

Ср. Метонимия, Олицетворение, Эпитет.
Лит.: Жирмунский В., Поэзия Александра Блока, в его кн.: Вопросы теории литературы, Л., 1928. Адрианова-Перетц В. П., Очерки поэтического стиля древней Руси, М. — Л., 1947. Мейлах Б., Метафора как элемент художественной системы, в его кн.: Вопросы литературы и эстетики, Л., 1958. Поэтическая фразеология Пушкина. М., 1969. Левин Ю. И., Русская метафора…,
«Уч. зап. Тартус. гос. университета», 1969, в. 236. Корольков В., О внеязыковом и внутриязыковом аспектах исследования метафоры, «Уч. зап. МГПИ Иностранных языков», 1971, т. 58. Foss М., Symbol and metaphor in human experience, Princeton, 1949. Hester М. B., The meaning of poetic metaphor, The Hague — P., 1967. Shibles W. A., Metaphor: an annotated bibliography and history, White-water (Wise), 1971.
В. И. Корольков.

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/metafora.html

Что такое метафора

Что такое метафора?

Русский язык богат на красивые обороты, иносказания, двусмысленные выражения и символические сравнения. Все это хорошо отразилось в литературе. В результате, чтобы понять глубокую мысль поэта или значение написанного писателем, нужно безупречно владеть всеми художественными приемами, среди которых метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и гипербола.

Необходимо четко понимать условия применения того или иного приема, улавливать тонкое различие между ними и уметь анализировать скрытую мысль автора и общее настроение произведения.

Метафора: определение и принцип образования

Метафора — художественный троп в литературе или фигура речи в русском языке, состоящий из словосочетания, в котором одно из слов употреблено в переносном значении для характеристики предмета на основе выявленных общих или контрастных признаков и явлений. Функциональное значение метафорического выражения заключается в придании речи большей выразительности. Термин «метафора», автором которого является Аристотель, с греческого языка переводится как «перенос» или «переносное значение».

Метафора чаще образуется из сравнения. К примеру, сравнение спокойного озера с зеркалом (озеро как зеркало) приводит к образованию метафорического словосочетания «зеркало озера». Из этого примера также видно, что метафора стремится к сокращению словосочетания, пропуская связующие элементы (в данном случае «как»).

Характерным отличием метафоры от сравнения является то, что в ней отражаются устоявшиеся сходства явлений или предметов. Примеры, подтверждающее данное утверждение, следующие: нос ботинка, носик чайника, хвост самолета, хвост вагонного состава.

Эти словосочетания образованы по принципу общности расположения и форме предмета.

При образовании метафорического словосочетания слова ставятся в именительном падеже (примеры: человек футляр, девушка тростинка, тот боец был орел). В редких случаях используется творительный падеж.

Метафоры могут образовываться по принципу отвлечения (хранилище знаний), олицетворения (мороз кусает, воет ветер) и овеществления (стальной взгляд, бронзовый закат).

Чтобы глубже разобраться в вопросе, что такое метафора, необходимо изучить функции метафоры и ее виды.

Основные функции метафоры

Специалисты выделяют следующие функции метафоры:

  • номинативная (заключается в присваивании новому объекту уже известного названия, принцип образования сборных названий растений, праздников, географических объектов);
  • информативная (получение более полной информации о предмете или явлении посредством дополнения психологической окраски или раскрытия прежде скрытых свойств);
  • мнемоническая (способствует лучшему восприятию и усвоению новой информации через ассоциации);
  • стилеобразующая (отражается в художественной литературе в виде придания тексту характерного авторского стиля, для каждого автора свойственна определенная метафоричность слога, а также преимущественное использование отдельных типов метафор);
  • текстообразующая (метафора, благодаря своей панорамности и структурированности, является основой для рождения текста, наглядно эта функция представлена в афоризмах);
  • жанрообразующая (использование метафорических оборотов обязательно в загадках, поговорках, пословицах, одах);
  • эвристическая, или поисковая (метафорический перенос аналогичного описания при создании и объяснении нового научного термина);
  • объяснительная (в учебной литературе часто используют метафорические обороты для лучшего понимания описываемого образа);
  • эмоционально-оценочная (придание речи или тексту образности и выразительности для усиления воздействия на слушателя или читателя);
  • этическая, или воспитательная (не носит специфический характер, а относится ко всем средствам языка);
  • аутосуггестивная (как средство самовнушения, самовоздействия в личных дневниках, молитвах, письмах);
  • кодирующая (используется в секретных документах, военных операциях, при передаче конфиденциальной информации).

Каждая из описанных функций имеет значение в разных ситуациях и характерна для определенных типов метафор.

Классификация метафор в разных теоретических концепциях

Базовым является разделение метафор на традиционные виды:

  1. резкая метафора — объединяет слова с отдаленными понятиями, основывается на контрасте;
  2. стертая метафора — вошедшее в общий обиход словосочетание, уже потерявшее метафоричность;
  3. стереотипная фигуральная конструкция — слова в структуре уже невозможно разделить;
  4. развернутая метафора — идея и фрагменты оборота проходят через всю мысль;
  5. реализованная метафора — использование выражения без учета его фигурального характера, не опасаясь двусмысленности и тавтологии.

Классификация Арутюновой Н. Д. предлагает следующие виды: номинативная (участвует в образовании омонимов), образная (развитие синонимов), генерализующая и когнитивная метафора (способствует развитию многозначности слова).

В когнитивной теории Маккормака метафора рассматривается как познавательный процесс. Им выделялась концептуальная метафора, в которой слова приобретали новый смысл. Другие лингвисты, развив эту теорию, пришли к выводу, что концептуальная метафора является своеобразным приемом мышления и мировосприятия.

В результате концептуальная метафора получила следующее определение: один из способов познания и объяснения окружающего мира, заключающийся в понимании объекта через другой объект путем сопоставления его свойств.

Концептуальная метафора тесно связана со способностью человека улавливать сходства между разными классами объектов.

Таким образом, когнитивная метафора, концептуальная метафора и развернутая метафора являются самыми сложными по форме средствами «переноса значения».

Применение других тропов, близких к метафоре

Многие примеры метафорических выражений легко спутать с такими близкими формами, как эпитет, гипербола и олицетворение. В русском словообразовании все эти обороты играют одинаково важную роль. Рассмотрим определение каждого из терминов и разберем примеры из художественной речи.

Эпитет — образная окраска предмета или явления. На эпитет накладывается роль распространения свойств и качеств предмета, расширяя представление о нем.

Эпитеты — слова, дополняющие смысловое и эмоциональное описание объекта.

Эпитеты могут быть трех видов: общеязыковые (глухая ночь, кровавый закат, лебединая верность), народнопоэтические (добрый молодец, ясное солнышко) и авторские.

Гипербола — образные слова и выражения, содержащие чрезмерное преувеличение качеств и свойств предмета или явления. Примером гиперболического выражения является «талия тонка как трость», «море слез», «орлиная зоркость».

Под олицетворением, понимают слова, свойственные одушевленным предметам, но используемые для характеристики неодушевленных. К примеру, такие привычные выражения, как «плакучая ива», «одинокая скала», «веселый ручей», «дождь стучит по стеклам».

Метафора, как средство выразительности речи, является сложной и многогранной словоформой. Выделение ее из текста часто затруднено из-за глубокой трансформации.

про то что такое метафора

Источник: http://ellewoman.ru/chto-takoe-metafora/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.