Что такое лютеранство и кто такие лютеране?

Лютеранство

Что такое лютеранство и кто такие лютеране?

ЛЮТЕРАНСТВО – одно из главных направлений протестантизма, сложившееся в ходе Реформации в Германии в 16 веке. Распространено в Германии, Скандинавских странах, Северной Америке и в др. странах. В СССР лютеранские евангелические церкви имеются в прибалтийских республиках.

Начало лютеранству положил виттенбергский монах Маргин Лютер (1483-1546), обнародовав в 1517 году 95 тезисов, направленных против продажи индульгенций в католической церкви.

Лютер выдвинул принцип «оправдание верой», согласно которому спасение достигается не с помощью церкви, не «добрыми делами», а только личной верой.

ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РОССИИ. Начало проникновения лютеран в Россию относится к 16 веку, вскоре после того как они появились на Западе. Евангелическо-лютеранская община в России существовала в Москве уже в 1559 году (известно имя пастора).

Первое упоминание о сооружении в Москве лютеранской кирхи относится к 1576 году. Лютеранство считалось в России иностранной религией, поскольку объединяло членов нерусских этнических групп, иностранцев-эмигрантов и их потомков.

До эпохи Петра I лютеранские общины не входили в сферу внимания русского правительства.

ПРАЗДНИКИ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ (ЕЛЦ).

Праздничный календарь Евангелическо-лютеранской церкви, которая генетически наиболее непосредственно связана с римско-католической церковью, в своих основных моментах близок или совпадает с календарем церковных праздников последней (см.

Праздники римско-католической церкви). Церковный год ЕЛЦ начинается в 1-е воскресенье Адвента (т. е. в 4-е воскресенье до праздника Рождества Христова) и условно делится на две половины: праздничную и воскресную.

ОБЪЕДИНЁННАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕРМАНИИ (ОЕЛЦГ) — имеет в своем составе 8 церквей: евангелическо-лютеранскую церковь Бадена, евангелическо-лютеранскую церковь Баварии, евангелическо-лютеранскую церковь Брауншвейга, евангелически-лютеранскую церковь Ганновера, Северо-Эльбскую евангелическо-лютеранскую церковь, евангелическо-лютеранскую церковь Ольденбурга, евангелическо-лютеранскую земельную церковь Шайнбург-Липпе и евангелическо-лютеранскую земельную церковь в Виттенберге. Во главе, объединения — президент, епископ.

ЛЮТЕРАНСТВО – одно из главных направлений протестантизма, возникшего в результате реформационного движения в Европе в 16 веке. Основные принципы вероучения лютеранства сформулированы М. Лютером и его сподвижниками, прежде всего Ф. Меланхтоном.

Они изложены в Аугсбургском исповедании, первоначально отвергнутом императором – Карлом V в 1530 году.

После длительной войны между немецкими протестантами и католиками, закончившейся в 1555 году Аугсбургским религиозным миром, было заключено соглашение по принципу «чья страна, того и вера».

ЛЮТЕРАНСКИЕ ЦЕРКВИ В США — имеется 3 крупных и 9 малых объединений лютеранских церквей.

Самая влиятельная организация — лютеранская церковь в Америке — возникла в 1962 году в результате слияния «Синода Августина», основана в 1860 году, американской евангелической лютеранской церкви (датской лютеранской церкви), основана в 1878 году, Суомского синода (финской евангелической лютеранской церкви), основана в 1890 году, и объединенной лютеранской церкви в Америке, основана в 1918 году. Насчитывает около 3,5 млн членов.

ЛЮТЕРАНСТВО – одно из основных направлений протестантизма, воплотившее в церковной практике учение М. Лютера. Единственным священным (богодухновенным) источником вероучения лютеранство провозглашает «апостольские и пророческие» книги Ветхого и Нового Заветов в специфической интерпретации Лютера и его последователей (прежде всего Ф. Меланхтона).

Всякое посредничество церкви в деле спасения («оправдания») отвергаются: спасают не добрые дела и подвиги благочестия, а только личная вера (sola fide) в искупительную жертву Иисуса Христа, которая даруется не по заслугам человека, но по абсолютно свободной воле Бога как проявление его безграничной справедливости и милосердия.

Лютеранство отвергает чистилище, заупокойные молитвы, монашество, поклонение святым и их мощам, иконам…

ЛЮТЕРАНСТВО [нем.

Luther] — крупнейшее направление протестантизма, основанное в начале XVI века Мартином Лютером (1483-1546); в Лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма (отвергавшие основные догматы католицизма), однако воплощены они в жизнь менее последовательно, чем в кальвинизме; Лютеранство наиболее распространено в скандинавских и прибалтийских странах, Германии и США.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 207.

Наиболее крупным протестантским течением является лютеранство. Лютеранские евангелические церкви существуют во многих странах. В Европе они наиболее влиятельны в скандинавских странах — Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, в Финляндии и Германии.

Много лютеранских церквей в Северной Америке. В Южной Америке позиции лютеранских церквей слабы. Крупнейшей является лютеранская церковь Бразилии.

В странах Азии лютеран мало, сильнее чувствуется их влияние в Африке, где лютеранские церкви имеются в таких странах, как Эфиопия, Судан, Камерун, Либерия и др.

Источник: http://ponjatija.ru/taxonomy/term/1476

Зеленогорск СПб:Лютеранский приход

Что такое лютеранство и кто такие лютеране?

Очень часто при общении с людьми мне приходится объяснять, кто такие лютеране и в чем состоит их основное отличие от католиков и православных. В действительности ответ на этот вопрос не так уж и прост.

Для того чтобы хоть как-то определиться, чем отличаются лютеране от других христианских конфессий, и какую роль они играют в современном религиозном мире, следует, прежде всего, поговорить об истории христианской церкви в целом, а также рассмотреть ее культурологическое многообразие.

Учитывая тот факт, что в двух словах всю историю христианской церкви не опишешь, мы лишь отметим, что изначально христианский мир поддерживал общее единство, как восточного, так и западного епископатов. Однако уже в середине IX столетия взаимоотношения между западом и востоком кардинально изменились.

Собственно говоря, это было обусловлено не столько религиозными разногласиями, сколько политическими нюансами. Восток всегда отличался от Запада.

Его культура была более философична и в тоже время не лишена своеобразного рационализма, в то время как Запад был более склонен учитывать практические аспекты управления, и не утруждал себя формулированием догматов ортодоксии. Большинство разногласий 325 – 451 годов появились на Востоке, но те же самые проблемы, как правило, не вызывали сложностей на Западе.

Еще одно, очень важное, различие между двумя епископатами касалось целибата (безбрачия духовенства). На Востоке всегда был разрешен брак “белого” духовенства, не принимавшего обеты монашества, а на Западе духовенству, кроме перманентных диаконов, не разрешалось жениться. Были и другие весьма не маловажные отличия.

Однако, не смотря на все это, оба епископата, как Римский, так и Константинопольский, поддерживали духовное и евхаристическое общение. Наследие этого единства до сих пор прослеживается, как в Богослужебной, так и догматической практике Католического и Православного миров.

В 867 году между Римом и Константинополем возникли богословские споры по поводу филиокве (filioque). Византийский патриарх Фотий обвинил Николая Римского и Церковь на Западе в ереси, после изменений сделанных в Никейском Символе веры.

Затем разногласия продолжались до 1054 года, когда Михаил Керуларий, патриарх Константинополя, осудил Римских христиан за использование в евхаристии опресноков (облаток, пресного хлеба). Опресноки вошли в практику на Западе с IX века. Папа Лев IX послал кардинала Гумберта и двух других легатов в Византию, чтобы разрешить этот спор. Однако различия во взглядах были настолько существенны, что 16 июля 1054 года римские легаты возложили на алтарь в Константинополе грамоту об отлучении патриарха и его последователей. Патриарх не собирался оставаться в долгу и на соборе предал анафеме папу Римского и его иерархию. Этот первый великий раскол христианства 1054 года нарушил единство церкви. Обоюдное отлучение продолжалось до 7 декабря 1965 года, когда оно было отменено Павлом VI и Афинагором.

Главный вывод состоит в том, что до XI века христианская церковь Рима и Византии была едина.

Спустя четыре столетия в среде католической церкви начались разногласия, связанные со злоупотреблениями Римской курии. Многие католические священники и академические деятели XIV – XV столетий выступали против злоупотреблений в религиозной жизни Римско-католического мира.

Торговля индульгенциями (отпущение грехов за деньги), платные частные мессы, неограниченная власть папы и симония (продажа иерейского сана за деньги) вызывали негодование многих.

Это привело к тому, что в начале XVI столетия во многих европейских странах, где господствовала католическая церковь, стали раздаваться призывы к реорганизации церковной жизни (реформации). Одним из представителей движения реформации был католический священник и монах Мартин Лютер (1483 – 1546).

Будучи священником, в городе Виттенберге, он изначально негодовал против торговли индульгенциями. Поэтому когда в 1517 году один из католических агентов, архиепископа Альбрехта, начал продавать индульгенции около Виттенберга Лютер публично выступил против этого.

31 октября 1517 года он вывесил на воротах церкви в Виттенберге 95 тезисов, осуждающих торговлю индульгенциями. Впоследствии Лютера предали отлучению, однако, негодование римской курией (папским самоуправством) было настолько велико, что постепенно многие католические приходы вышли из-под власти папы Римского.

Именно в честь католического священника Мартина Лютера всех тех, кто поддержал его идеи, стали именовать лютеранами. Позже католические епископаты Скандинавии и Дании перестали подчиняться власти папы Римского, и перешли в подчинение королю.

Поскольку власть папы более не распространялась на эти епископаты, ничто не мешало распространению лютеранства на территории Германии и Скандинавских стран. Таким образом, скандинавские католические епископы и священники постепенно стали лютеранами. Поскольку в Скандинавии реформа прошла более спокойно, чем в Германии, лютеранские церкви этих стран унаследовали традиции католической церкви без особых изменений. В отличие от немецких лютеран, в этих церквах сохранилась епископальная иерархическая система и апостольская преемственность.

В качестве изложения истинной христианской веры лютеране признают три древних христианских Символа веры: Апостольский, Никейский и Афанасьевский.

Для сохранения истинного и полного единодушия в учении все церкви лютеранского вероисповедания признают лютеранские исповедные книги, написанные деятелями Реформации для правильного истолкования Слова Божьего: Аугсбургское исповедание, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы, Трактат о власти и примате папы, Краткий и Большой Катехизисы Лютера и Формула Согласия. Лютеране широко пользуются духовными трудами отцов древней церкви, а также многовековым духовным наследием всей христианской церкви в целом.

Символы веры

Лютеранская церковь никогда не отказывалась от постановлений вселенских соборов (с IV по XII столетия) и основывает свою веру на Библии и учении святых апостолов. В лютеранской церкви с уважением почитаются три Символа веры:

1.       Апостольский

2.       Никейский

3.       Афанасьевский

(Эти символы веры используются в Божественной литургии.)

Божественная Литургия (Главное Богослужение, Святая Месса)

Лютеранская церковь является литургической церковью, поскольку никогда не отказывалась от тех Богослужебных традиций, которые существовали в западном христианском мире. Таким образом, богослужение Лютеранской церкви основано на традициях католической мессы. Отличия весьма несущественны и связанны только лишь с доктринальными и догматическими положениями.

Главное богослужение в лютеранской церкви совершается в воскресенье и содержит чинопоследование, которое соответствует традициям как западной, так и восточной церкви. Во время мессы священнослужители и их помощники (чтецы, пономари, катехеты) одеты в литургические облачения. Богослужебные одеяния лютеранской церкви унаследованы из католической традиции и обладают своим уникальным символизмом.

Также существует традиция цветового оформления богослужебного зала и алтарного предела в соответствии с периодом церковного года. Главной частью лютеранской мессы является литургия верных (анафора), т.е. таинство святого причастия (святая евхаристия).

Во время богослужения используется музыкальное сопровождение (преимущественно орган), псалмодия, антифонное пение, а также каждение в праздничные дни.

В устройстве богослужения в лютеранских церквях в разных странах допускается определенная свобода, поэтому оно не всегда может иметь один и тот же вид среди разных народов и культур.

Однако в литургии, главном воскресном богослужении, обычно присутствуют: общая исповедь, отпущение грехов, чтение Св.

Писания, проповедь, чтение Символа веры, Причастие (там, где оно совершается каждое воскресенье), молитвы, пение гимнов (как правило, под органную музыку).

Таинства

Многие склонны считать, что лютеране совсем не признают учения о семи таинствах церкви, однако это убеждение ошибочно. В соответствии с “Книгой Согласия” (символическая книга лютеранской церкви) учение Петра Ломбардского о семи таинствах принимается лютеранами в иной форме.

Вообще вопрос о таинствах и их количестве всегда представляется камнем преткновения для богословов. В Книге Согласия очень четко отмечено, что лютеране признают три таинства.

В отношении оставшихся четырех лютеранские церкви придерживаются умеренного отношения, воспринимая их как добрую церковную традицию.

Таким образом, лютеране признают как таинства:

1.       Крещение (во имя Отца и Сына, и Святого Духа)

2.       Причастие (евхаристию)

3.       Исповедь

В отношении рукоположения (хиротонии), в большинстве лютеранских церквей существует тенденция считать данный обряд очень важной вехой в жизни каждого священника и обязательным событием в жизни церкви.

Поскольку совершать таинства могут только лишь призванные и посвященные священнослужители церкви, рукоположение является обязательным и важным фактом в церковной структуре и церковной жизни.

Все это, так или иначе, позволяет предположить, что в лютеранском мире рукоположение можно назвать таинством, особенно в тех церквях, где присутствует епископальная система управления.

Для сравнительного анализа ниже представлены семь таинств католической и православной церквей:

1.       Крещение (во имя Отца и Сына, и Святого Духа)

2.       Причастие (евхаристия)

3.       Исповедь

4.       Рукоположение (хиротония)

5.       Венчание

6.       Миропомазание (конфирмация)

7.       Елеосвящение (соборование)

Для лютеранской церкви три последних таинства (венчание, миропомазание (конфирмация), елеосвящение) являются священнодействиями, но отличаются от святых таинств по природе.

Храмово убранство

В лютеранской церкви, как это уже было отмечено выше, присутствуют традиции западной католической церкви. Вследствие этого большинство лютеранских церквей напоминают именно католические церкви. Однако внутреннее убранство заметно отличается.

В большинстве лютеранских соборов и церквей господствует простота и пространство. Поскольку лютеране не поклоняются мощам и иконам (изображениям), но почитают их, в храмовом пространстве присутствует умеренное количество картин.

Однако нельзя утверждать, что лютеране полностью отказываются от употребления изображений. Во всех лютеранских церквях присутствуют картинные изображения Спасителя и апостолов. В некоторых старинных соборах, можно видеть величественное алтарное убранство.

Так как лютеране придерживаются учения о таинствах, главной частью в храмовом пространстве является алтарь. Также в лютеранских храмах активно используется распятие, священный огонь (лампада) и свечи.

Заключение

В заключение можно сказать, что лютеранская церковь всячески стремится поддерживать то апостольское наследие, которое всегда присутствовало в христианском мире. Лютеране – это христианская церковь, одно из главных христианских вероисповеданий, существующих в мире.

Как и все христиане, лютеране веруют в Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа. Лютеране признают все канонические книги Библии (Ветхий и Новый Завет) Словом Божьим, написанным святыми людьми под воздействием Святого Духа.

Это Священное Писание является для лютеран высшим авторитетом, единственным источником вероучения и лучшим учебником христианской жизни.

(Статья подготовлена попечителем Евангелическо-лютеранского прихода Терийоки диаконом Александром Асоновым )

Для более подробной информации о лютеранских церквях следует обратиться по следующим адресам:

http://www.concordia.ru

http://bohm.narod.ru/books/eresy_schism.html

Источник: https://terijoki.spb.ru/lutheran/luth_about.php

Именование

Впервые термин «лютеране» использовал Иоганн Экк в 1520 году в своей полемике против Лютера и его сторонников. Причём это определение было использовано в уничижительном смысле. Лишь со временем название приобрело нейтральный оттенок. Лютер использовал его редко, в Книге Согласия оно не встречается.

Ещё в начале XVII века термин не был общепринятым — теолог Филипп Николаи удивлялся тому, что в Голландии так называли немецких протестантов. Более широко это название стало употребляться только после окончания Тридцатилетней войны.

Тем не менее более корректным являются термины «евангелическое христианство» и «евангелические христиане»[1].

История

Основная статья: История лютеранства

Вероучение

Вероучение (конфессия) изложена в Книге Согласия.

Лютеране относят себя к теистам-тринитариям и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми.

Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха, который может быть преодолен исключительно действием благодати (лат. Sola Gratia), выражаемой в вере (лат. Sola Fide).

Вместе с тем отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог все знает, но не все предопределяет). Главным критерием правильности веры они считают Библию (лат. Sola Scriptura), хотя в качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают Священному Преданию Отцов Церкви.

Лютеране признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания причисляет к таинствам и исповедь, арт. XIII). Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере.

Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками) и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит свое преемство к апостольским временам.

Помимо этого лютеране практикуют обряды, которые не обладают статусом таинства: конфирмация, венчание, отпевание и ординация.

Литургическая практика

Основная статья: Лютеранское богослужение

Лютеране празднуют Литургию, как наивысшую Божественную службу, включая исповедь и отпущение грехов, благословениями знаком св. креста, традиционными литургическими песнопениями (Kyrie, Gloria, Sanctus, Agnus Dei).

Solo Christo — «Единственно во Христе»: Иисус Христос, который действительно объединил божественную и человеческую природы в одной Своей Ипостаси, является единственной нашей надеждой на Божью милость, а также предметом нашей веры, которая необходима для спасения. Ибо только во Христе и только через Христа мы можем быть спасены. Один Христос победил для нас смерть, и только Он один даёт жизнь с Богом тем, кто с верою к нему обращается.

Soli Deo Gloria! — «Одному Богу слава!»: Хотя память Богородицы и других святых людей Божьих дорога всем настоящим христианам, а почитание святых полезно для воспитания и укрепления нашей веры — то есть для благодарности Богу, как примеры благочестивой жизни, а также как свидетельства благодеяний и благодати Божьей для искренне в Него верующих (Апология Аугсб. Исп., XXI: 4-6) — однако, согласно Св. Писанию, только Богу одному надлежит восславление и поклонение, Ему одному надлежит молитва и только Его следует молитвенно призывать, через Иисуса Христа, Господа нашего. (См. Аугсбургское Исповедание, XXI; Апология Аугсб. Исп., XXI, 31).

Современное состояние

К лютеранству причисляют себя более 85 миллионов человек во всём мире[2]. Однако вследствие географических, исторических и догматических причин лютеранство не представляет собой единой церкви.

Существует несколько крупных церковных объединений, весьма сильно отличающихся между собой в догматических и практических вопросах — Всемирная Лютеранская Федерация, Международный Лютеранский Совет, Конфессиональная Евангелическая Лютеранская Конференция, а также есть ряд лютеранских деноминаций, не входящих ни в какие объединения. Формально крупнейшей лютеранской деноминацией в настоящее время является Церковь Швеции (около 6,9 миллионов человек) [3]. Лютеранство гораздо менее однородно, чем прочие группы церквей, признающих апостольскую преемственность. Собственно в лютеранстве есть и «высокоцерковное» направление, считающее (и небезосновательно) себя реформированными католиками.

Либеральные деноминации

Либералы, формально составляющие большинство, считают принадлежность к Евангелической Церкви доброй традицией. Многие из них не посещают или крайне редко посещают богослужения[4].

В некоторых либеральных общинах иногда проводятся довольно необычные богослужения — например, с присутствием домашних животных (что мотивируется общностью и ценностью всех живых существ)[5]. Большинство либеральных деноминаций объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию.

В данное объединение входят в том числе «старые» государственные (или бывшие ранее государственными) Церкви Старого Света.

Либеральное направление старается включить в церковь всех людей, невзирая на библейские тексты, буквальное прочтение которых оправдывает исключение из церкви довольно многих слоёв современного общества (наиболее последовательной в этом отношении оказалась Церковь Швеции). В то же время, нельзя сказать, что либералы составляют в ВЛФ большинство, тем не менее они наиболее заметны и влиятельны.

Конфессиональные деноминации

Конфессиональные лютеране более консервативны, не признают не только женского священства и однополых браков, но даже интеркомьюниона с англиканами и кальвинистами.

В своей полемике с либералами аппелируют к Библии и «Книге Согласия». Большинство конфессиональных церквей входят в Международный Лютеранский Совет.

Наиболее консервативные объединены в Конфессиональную Евангелическо-Лютеранскую Конференцию.

Дискуссионные вопросы

Предметом ожесточенных споров являются такие нововведения либеральных лютеранских деноминаций как ординация женщин и благословение однополых браков, которые отвергаются конфессионалами. Лютеранский епископ Гуннар Стаалсет подверг критике позицию католиков, которые запрещают пользоваться презервативами[6].

Взаимоотношение лютеран с другими конфессиями

Лютеране, как и другие протестанты, подвергались гонениям, осуществлявшихся католической церковью в период Контрреформации. Осуществлял эту инквизицию специально основанный Игнатием Лойолой “Общество Иисуса”, цель которого была силой восстановить былые догматы католицизма среди всего населения, приносившие огромные прибыли католической церкви.

Лютеранство в странах СНГ

Полная статья: Лютеранство в России.

Лютеранство на территории России появилось ещё в XVI веке, благодаря немецким переселенцам.

В 1832 году все течения и организации лютеранства (за исключением собственно Финляндии и Польши) были объединены в Евангелическо-лютеранскую церковь в России (ЕЛЦР), которая получила единый устав, согласно ему главой церкви являлся российский император, но оговаривалось его невмешательство в религиозные дела. В советское время церковь к 1938 была уничтожена.

В сентябре 1948 была зарегистрирована евангелическо-лютеранская община в Латвии, первая в СССР, а затем в Эстонии. В 1980 году насчитывалось около 80 зарегистрированных лютеранских общин. Однако все они были независимы друг от друга, не объединены в церковь. Во время перестройки государство признало всю Церковь и было необходимо воссоздать структуру управления.

Главой новообразованной церкви стал Харальд Калныньш (который ранее долгое время по собственной инициативе посещал общины в России), посвящённый епископом в Риге. Воссозданная церковь получила название «Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в Советском Союзе». В 1990 была создана Консистория (управляющая церковью).

После распада СССР в большинстве вновь образованных государств возникли формально самостоятельные лютеранские деноминации, которые однако объединились в один союз — ЕЛКРАС. Однако финны-ингерманландцы образовали отдельную деноминацию — Церковь Ингрии. Помимо этих основных объединений существует достаточно большое количество более мелких (иногда существующих только на бумаге и в виртуальном пространстве).

Архитектура

Основная статья: Кирха

Интерьер финской церкви Темппелиаукио, вырубленной в скале

В отличие от многих протестантских конфессий лютеране большое значению придавали и придают архитектуре, в результате большинство кирх если не архитектурные шедевры, то достопримечательности населённых пунктов, в которых они находятся.

Часть зданий перешла к лютеранам от католиков (правда, далеко не всегда мирным путём), затем строились здания в стиле барокко, классицизма, а с конца XIX века очень активно — в стиле неоготики.

В XX веке построено большое количество церквей в стиле модерн.

Музыка

Для лютеранских богослужебных собраний характерно хоровое исполнение гимнов (в том числе всеми собравшимися, а их может быть несколько тысяч), а также активное использование органной музыки, которая может как сопровождать пение хоралов, так и исполняться отдельно. Один из наиболее известных и плодовитых композиторов, сочинявших музыку для лютеранских собраний — Иоганн Себастьян Бах. В XX и XXI веках стали активно использоваться современные музыкальные стили, в том числе с 2004 года в Финляндии проводятся металлические мессы.

Живопись

Потолочная мозаика в церкви Вознесения в Иерусалиме

В отличие от кальвинистов, лютеране никогда не отвергали церковную живопись, однако так как ей не придавалось такого сакрального значения, как у католиков, жанр большой значимости не имел.

Обычно изображения в кирхах ограничиваются наличием заалтарной картины или мозаики, однако существуют и исключения из этого правила — богато украшенные Церковь Вознесения в Иерусалиме, Меморальная церковь Протестации в Шпайере и т.д.

Помимо росписи зданий существует портретная лютеранская живопись. Так внешность многих деятелей Реформации известна по произведениям, созданным в том числе Альбрехтом Дюрером и Лукасом Кранахом Старшим.

Графика

Данный жанр получил развитие в том числе в связи с необходимостью иллюстрирования печатных книг, в том числе Библии.

Подобная тенденция появилась уже в период Реформации, но не прекращалась и в последующие века.

Например, в XIX веке немецкий художник-романтик Юлиус Шнорр фон Карольсфельд создал цикл гравюр на различные библейские сюжеты, который активно переиздаётся и по настоящее время.

Примечания

В Википедии есть портал«Лютеранство»
  • Лютер, Мартин
  • Реформация
  • Кальвинизм

Источник: http://dictionary.sensagent.com/%D0%9B%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/ru-ru/

Лютеранин – это… Вероисповедание, храмы, история

Что такое лютеранство и кто такие лютеране?

В силу определенных причин христианство как изначальная религия разделилось на несколько ветвей, которых друг от друга отличают догматические и культовые особенности. К ним относят православие, католицизм и протестантизм.

Именно о последнем направлении мы и поговорим, а точнее о лютеранстве как о его подвиде.

В этой статье вы найдете ответ на вопрос: “Лютеранин – это…?” – а также узнаете об истории возникновения этого верования, отличиях от католицизма и других подобных религий.

Как возникло лютеранство?

XVI век в Европе – это время религиозной революции, которая положила начало новым ответвлениям от основной религии христианства. Все началось с того, что некоторые верующие начали отрицать учение Римско-католической церкви и проповедовать свои собственные догматы.

Они хотели реформировать религию согласно Библии.

Так возникло реформаторское движение, которое на тот момент затронуло не только религиозную сферу средневековой Европы, но и политическую, и общественную (ведь в то время церковь не была отделена от других областей жизни человека).

Первым, кто высказался против существующего католического курса веры, был Мартин Лютер.

Именно он выступил с публичным осуждением индульгенций, которые якобы гарантировали жизнь в раю, а также написал “95 тезисов”. В них он изложил свое видение новой, реорганизованной, веры.

Конечно, его осудили, назвали еретиком, но начало было положено. Протестантство стало распространяться, и конечно, начали появляться разные течения.

Те верующие, которые пошли вслед за Мартином Лютером, стали называться лютеране. Это были первые протестанты. Они сохранили те догматы, которые написал еще Мартин. Далее появились кальвинисты, анабаптисты и многие другие.

Каждый находил свой правильный способ почитания Бога, молитвы к нему и так далее. Что примечательно: в каждом течении появились и свои ответвления, которые разнились лишь некоторыми догмами и способом понимания Библии.

Конечно, каждый считал, что он прав.

Отличие лютеранского вероисповедания от католицизма

Итак, теперь рассмотрим, насколько велика разница между лютеранством и католицизмом, из которого оно, собственно, и вышло. Тут можно сформулировать несколько тезисов:

  1. Лютеране не признают священников как наместников Бога на Земле. Именно поэтому проповедниками этой веры могут стать даже женщины. Также священнослужители лютеран могут вступать в брак (даже монахи, чего нет в других религиях вообще).
  2. Из таинств католицизма у лютеран осталось лишь Крещение, Причастие и Исповедь.
  3. Библия – это главная книга верующего. В ней находится истина.
  4. Лютеране веруют в Триединого Бога (Отца, Сына и Святого Духа).
  5. Верующие этого течения знают, что судьба у каждого человека предопределена с рождения, но ее можно улучшить добрыми делами и сильной верой. Следует заметить, что именно это положение способствует стремлению к личному обогащению верующих, и в этом нет ничего плохого. Помимо этого, сильная вера способствует искуплению грехов, а не дела верующих, как это происходит в католицизме.

Как видим, разница между этими двумя ветками религий довольно велика. Несмотря на то что лютеранство (протестантизм) и вышло из католицизма, но в конечном итоге с течением времени появились определенные догматы, а также различные направления в нем самом. Отличия были незначительны.

Также следует знать, что лютеране и протестанты (разница между которыми довольно тонкая) не одно и то же. Протестантизм – это более глобальное течение, оно включает в себя все, что откололось в свое время от католицизма. Далее же пошли различные подвиды верований, и лютеранство – одно из них.

Таким образом, лютеранин – это верующий, который полностью уповает на Бога. Он не думает о себе, не думает о том, что он сделал, он живет во Христе и думает только о нем. В этом фундаментальная суть этой религии, в отличие от других, где принято работать над собой и улучшать свои качества.

Распространение этой религии в мире

Теперь рассмотрим, насколько распространена лютеранская церковь в мире. Впервые она появилась в Германии, на родине Мартина Лютера. За короткое время религия распространилась по всей стране, а потом и по Европе. В некоторых странах лютеранская вера становилась главной, а в некоторых была в меньшинстве. Рассмотрим страны, в которых эта вера наиболее распространена.

Итак, самые многочисленные это, конечно, немцы-лютеране, также достаточно крупные конфессии находятся в Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, США, Эстонии и Латвии. Общее количество верующих протестантов – около восьмидесяти миллионов. Также существует Всемирная лютеранская федерация, которая, однако, не объединяет все церкви, некоторые сохраняют автономию.

Обучение церковнослужителей и их отличие

Также следует заметить, что пастор у лютеран – это обычный человек, который был публично утвержден на ежегодном собрании Синода.

Таким образом, получается, что происходит назначение человека на должность, а не рукоположение в сан, как это принято у католиков и православных. Лютеране уверены в священстве всех верующих, и чем сильнее вера, тем лучше.

Тут они ссылаются на одну из евангельских истин. Также, как было сказано выше, лютеранская церковь не запрещает становиться проповедниками женщинам, а также вступать в брак.

Подвиды лютеранства

Итак, лютеранин – это верующий, живущий глубоко во Христе. Он знает о его жертве и уверен, что она совершена не напрасно. И это единственное, что присутствует во всех подвидах лютеранства, некоторые из которых будут перечислены ниже (а вообще их несколько больше):

  1. Гнесиолютеране.
  2. Конфессиональное лютеранство.
  3. Лютеранская ортодоксия.
  4. Евангелистическо-лютеранская церковь и др.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.