Что такое люстрация в политике?

Люстрация в разных странах мира. Досье

Что такое люстрация в политике?

В настоящее время люстрацией называют комплекс законодательных мер, направленных на то, чтобы не допустить в государственные законодательные и правоохранительные органы лиц, неугодных правящим кругам по политическим, религиозным и другим мотивам.

Слово происходит от латинского lustratio, что означает “очищение через жертвоприношение”. Практика люстрации применяется, как правило, пришедшими к власти новыми режимами по отношению к своим политическим противникам. Термин “люстрация” применительно к подобной практике возник в начале 1990-х гг.

в странах Восточной Европы после падения в них коммунистического строя.

Албания

В Албании в 1995 г. были приняты два закона – “о верификации морального облика должностных и прочих лиц, связанных с обороной демократического государства” и “о геноциде и преступлениях против человечности, совершенных в Албании во времена коммунистического режима по политическим, идеологическим и религиозным мотивам”.

Эти законы запрещали “неблагонадежным” работать на выборных должностях, занимать посты в государственных учреждениях и средствах массовой информации до 2002 г. Кандидаты на выборные должности проверялись на причастность к деятельности спецслужб.

Оппозиционные партии Албании обратились в Конституционный суд, оспаривая законность этих актов, однако суд вынес решение о их соответствии конституции.

Болгария

В 1992 г. парламент принял несколько законов, в которые вошли специальные статьи о декоммунизации, однако Конституционный суд объявил их не имеющими силы. Был отменен и закон о декоммунизации науки и образования, принятый в декабре 1992 г.

и запрещавший бывшим активистам компартии и преподавателям коммунистической идеологии занимать руководящие должности в научных учреждениях и вузах.

Тогда же был принят закон о запрете разглашения информации о деятельности тайной полиции и публикации документов, подтверждающих связи политиков и государственных чиновников с органами государственной безопасности.

Венгрия

В 1989 г. венгерские коммунисты и оппозиция заключили соглашение, по которому в обмен на введение многопартийности и проведение свободных выборов коммунисты не должны были подвергаться дискриминации в будущем. Поэтому в Венгрии не был принят закон о люстрации.

Латвия

В Латвии в 1992 г. был принят закон о выборах, согласно которому все кандидаты в депутаты парламента должны были заявить о наличии либо отсутствии связей с советскими или иными секретными службами. В 1995 г. новый закон о выборах запретил бывшим членам компартии, а также сотрудникам КГБ СССР баллотироваться в парламент.

Литва

В Литве в 2000 г. вступил в силу закон о люстрации, согласно которому лица, уличенные в сотрудничестве с КГБ, в течение 10 лет не могут занимать государственные должности, работать в учреждениях просвещения, в банках.

Польша

История польской люстрации берет начало от резолюции парламента 1989 г., возложившей ответственность за существование в стране коммунистической системы на Польскую объединенную рабочую партию /ПОРП/. В 1997 г. был принят закон о люстрации. Все желающие поступить на госслужбу и кандидаты на выборные должности должны были покаяться публично.

Те же, кто пытался скрыть свое прошлое, увольнялись, а сведения о них подвергались огласке. В 2007 г.

вступил в силу новый закон о люстрации, обязавший всех, кто выполняет публичные функции, пройти через люстрационную процедуру – от президента страны, членов правительства, парламентариев, судей, прокуроров и адвокатов до ректоров и проректоров высших учебных заведений.

Конституционный суд не позволил включить в этот список журналистов, банкиров, биржевых работников, директоров частных школ. В случае вскрытия лжи виновные лишаются права избираться в парламент или в местное самоуправление на срок от 3 до 10 лет. Функция проверки возложена на Люстрационное бюро Института национальной памяти (хранит архивы спецслужб коммунистической Польши).

Чехия и Словакия

Первые люстрационные законы были приняты в 1991 и 1992 гг. еще парламентом Чехословакии (в январе 1993 г. страна разделилась на Чехию и Словакию). Чехия осуществила довольно жесткую чистку среди чиновников. Закон “о незаконности коммунистического режима” 1993 г.

возложил ответственность за все, происходившее в Чехословакии в 1948-1989 гг., на Коммунистическую партию и ее руководство. Сотрудники аппарата компартии и спецслужб на 5 лет были лишены права занимать ответственные посты в государственных органах.

Президент Вацлав Гавел пытался наложить вето на продление закона, действие которого заканчивалось в 1996 г., однако парламент преодолел вето. С 2011 г. этот закон является бессрочным. В целом проверке подверглось более 140 тыс.

человек – чиновники всех рангов, судьи, ректора вузов, директора научных институтов и т.п.

В Словакии, где руководство страны изначально негативно отнеслось к подобным “чисткам”, процесс люстрации шел в более мягких формах и постепенно затих. В 1990-е гг. в Словакии насчитывалось около 200 бывших сотрудников спецслужб, которые не прошли люстрационную проверку. В 1997 г. закон о кадровых проверках утратил силу.

Источник: https://tass.ru/info/1448684

Люстрация – что это такое простыми словами

Что такое люстрация в политике?

Люстрация – комплекс ограничений или санкций в отношении людей, занимавших ответственный пост или имевших непосредственное отношение к государственной службе.

Эти меры должны применяться в отношении лиц в руководящих кругах, замеченных в злоупотреблениях властью, чтобы не допустить коррупции и хищения в дальнейшем. Однако есть сложность применения этих мер – факты злоупотребления должны быть доказаны.

Где и как применима люстрация: примеры и цели

Люстрация чиновника – этим термином обозначают законодательный барьер или запрет на возможность дальнейшего доступа к властным полномочиям. После применения данных мер чиновника не должны допускать к своим обязанностям, которых уличили в преступной деятельности или обнаружили их антинародные настроения.

Законодательно право занимать ответственный пост может (и должно) быть ограничено. Особенно если по доказанным фактам было заведено дело в суде или прокуратуре по поводу:

  • вымогательства;
  • хищений;
  • незаконного начисления себе премий и оплаты несуществующих услуг.

Чаще всего люстрация применима при смене власти. Например, в Китае бывшим коррупционерам грозила смертная казнь.

Украина ограничилась сбрасыванием чиновников в мусорные контейнеры, но наиболее ощутимо люстрация сказалась на численности полицейских. Однако при вербовке новых кадров бывшим функционерам нередко удавалось удачно сдать экзамены и пройти отбор, даже «обманув» детектор лжи. Та же проблема обхода применяемых мер существует во многих странах бывшего СНГ.

Опыт и перспективы разных стран по люстрации чиновников

При декоммунизации властных структур в европейских странах (бывший соцлагерь) меры по люстрации чиновников проводились по-разному. Однако некоторые бывшие «власти» и сегодня занимают «теплые места», используя право подачи своей кандидатуры на выборные должности и перебежкам из одной партии в другую.

В Чешской республике эти меры были наиболее жесткими, когда приняли «Закон и незаконности коммунистического режима». Партийных лидеров обвинили во всех проблемах страны, включая «безжалостное уничтожение природы» и «моральный упадок».

В Румынии настоящая люстрация проводилась буквально недавно. По-разному эти меры проводились в Грузии, Польше и Болгарии, а также в прибалтийских странах, где люстрация и декоммунизация были одним из условия полноценного вливания в Европейский Союз.

Вопрос поднимался еще в 1990 году. В то время и в России поднималась эта тема, но «люстрация по восточноевропейскому образцу» не получила активного воплощения. В большей мере она коснулась реабилитации жертв политических репрессий. Одна из форм – «десталинизация».

Вопрос люстрации эпизодически поднимается в России и Украине, особенно накануне предстоящих выборов. Зато белорусские чиновники чувствуют себя наиболее вольготно, похоже, радикальная смена власти там не предвидится.

Плюсы и минусы люстрации

Сегодня этот способ ограничения часто используют в качестве политической расправы в отношении оппозиционеров или политической чистки среди бывших оппонентов. Легимность власти (законное избрание и всенародное признание) – основное условие для ухода функционеров старой формации из своих насиженных кабинетов.

На место коррумпированных чиновников должны прийти порядочные и честные люди. Но так бывает не всегда, особенно на местах, где люди вправе переизбрать мэров городов и их заместителей из любого эшелона власти.  

Часто люстрация проводится «мягко», только на словах или в отношении отдельных лиц, не угодивших существующей власти.

После этих мер (без громкого увольнения) многим удается пролезть на свои насиженные места, благодаря партийным спискам парламентариев и внутренним рокировкам. Или они занимают новые должности в других структурах, благодаря покровительству более высокопоставленных чинов при переизбрании – во время «набора команды».

Чистка кадров и кровавый террор

Кровавый террор – другая сторона медали. Наиболее жестко люстрация проходила в азиатских странах, многие помнят события в Камбодже и Северной Корее. Очищение власти по-китайски заставляет трепетать чиновников во всех странах.

Коррупционеров показательно расстреливали на стадионах и площадях за небольшое воровство по статье «серьезные дисциплинарные нарушения», чтобы другим было неповадно.

Однако под «расстрельные чистки» нередко попадают добропорядочные функционеры из-за наговоров недоброжелателей. Так нередко было и при Сталине, когда сосед доносил на соседа. Крупномасштабные чистки периодически проходят во всех странах с авторитарной системой управления.  

Надо признать, что в той или иной мере многим чиновникам не удается избежать неприятной участи – быть причастными к той или иной коррупционной схеме. Да и само понятие «коррупция» достаточно размытое. На местах относительно «законности» или «незаконности» тех или иных решений можно долго спорить и обвинять те или иные ветви власти.

Поэтому каждый, кто претендует на ответственный пост, должен понимать, что при определенных политических событиях люстрация и «чистка» в любой момент может коснуться и непосредственно его.

Источник: https://mikrozaym-na-kartu.ru/lyustratsiya-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/

​ЛЮСТРАЦИЯ: ЛИЦЕМЕРИЕ САТАНИСТОВ

Что такое люстрация в политике?

Согласно идее, процесс люстрации придаетлегитимность новой власти путем решительного разрыва с практикой старой власти,воспринимающейся как преступная и неправовая. Странно, но в своем ослеплениилюстраторы не понимают, что действуют В ТОЧНОСТИ ТАК ЖЕ, КАК И ПРЕДЫДУЩАЯ,СВЕРГНУТАЯ ИМИ ВЛАСТЬ! Ведь та, собственно, занималась репрессиями именно стеми же целями!

Ныне постсоветские негодяи трактуют люстрацию внаиболее широком смысле – как процессы преследования в отношении лиц,причастных режимам, «нарушавшим права человека, начиная от процессаденацификации и аналогичных ему в послевоенной Европе».

При этом какой режим «нарушал права человека» акакой не нарушал – решают сами жрецы люстрации.Немудрено, что законодательное оформление люстрации и практика еёприменения раскололи посткоммунистическую Европу на сторонников и противниковлюстрации. Многие справедливо спрашивали– мол, «за что боролись»? От репрессийпо политическому признаку пришли… к репрессиям по политическому признаку!

Хуже того: вычищая из элит связанный с прежнейвластью контингент, наиболее профессионально пригодных и адекватных людей,люстрация одновременно выводит на первый план уголовников и психопатов, в силуразных причин конфликтовавших с прежней властью. Конфликтовал? Значит, молодец…

В странах, где к власти через несколько лет послеантикоммунистических революций вернулись посткоммунистические партии, процесслюстрации шёл в мягких формах и постепенно затихал (Венгрия, Словакия,Болгария).

Ряд политиков из бывших диссидентов, такие какЛех Валенса, Вацлав Гавел, Желю Желев, являлись противниками люстрации иборолись за удержание процесса декоммунизации в узких рамках, предостерегалипротив сведения счетов с бывшей правящей номенклатурой. Конференция европейскихцерквей выступила в защиту прав преследуемых сотрудников расформированныхорганов безопасности в странах Восточной Европы.

Маразм люстрации хорошо показывают тексты чешскихзаконов. В Чехии основные ограничения,связанные с люстрацией, вводились с 1991 года так называемыми люстрационнымизаконами, принятыми Федеральным собранием Чехословакии — законом № 451/1991(«большой») и № 279/1992 («малый»).

В 1993 году был принят «Закон о незаконностикоммунистического режима», в котором, в частности, говорилось:«Коммунистическая партия Чехословакии, её руководство и члены несутответственность за методы осуществления власти в период 1948—1989 гг.

, а именноза программное уничтожение традиционных ценностей европейской цивилизации, засознательное нарушение прав и свобод человека, за моральный и экономический спад,который сопровождался судебными преступлениями и террором против носителейдругих взглядов, за подмену существовавшей экономики директивным управлением,уничтожение традиционного права на собственность, злоупотребление воспитанием,образованием, наукой и культурой ради политических и идеологических целей,безжалостное уничтожение природы… Коммунистическая партия Чехословакии былаорганизацией преступной и достойной осуждения, так же как и другие организации,основанные на её идеологии, деятельность которых была направлена на лишениелюдей их прав и на удушение демократии».

Такого набора обвинений (особенно умиляет «безжалостноеотравление природы»!) не знали и судилища средневековых инквизиторов. Подстатью «программное уничтожение традиционных ценностей европейской цивилизации»подпадает современный Евросоюз с его однополыми браками и эвтаназиями. За «моральныйи экономический спад» куда уместнее судить либеральных реформаторов.

А что такое «злоупотребление воспитанием,образованием, наукой и культурой»? Если воспитатель, ученый или культурныйдеятель говорил не то, что люстратор хочет слышать – он, следовательно, «злоупотребил».

А не злоупотребил ли сам люстратор?!

В Чехии Вацлав Гавел пытался наложить вето напродление Закона о декоммунизации до 2000 года (его действие заканчивалось в1996 году), но парламент преодолел вето, и теперь он стал бессрочным.

В Польше часть активистов «Солидарности»,недовольная распределением государственных постов, использовала проблемудекоммунизации для того, чтобы попытаться получить большую власть.

После длительного периода политической борьбывокруг этого вопроса, в ходе которой были оглашены списки лиц, сотрудничавших спрежним режимом, в 1997 году, несмотря на противодействие Валенсы, был наконецпринят «Закон о люстрации» для проверки достоверности заявлений высшихдолжностных лиц об их предполагаемых связях с органами безопасности вкоммунистический период.

Все желающие поступить на госслужбу и кандидатына парламентских выборах, прежде сотрудничавшие с коммунистическимиспецслужбами, должны были покаяться публично и получить прощение. Те же, кто,по мнению властей, пытался скрыть свое прошлое, увольнялись, при этом сведенияоб их прошлом подвергались огласке.

Принятие закона привело к массовомудоносительству. Самым известным из тех, кому пришлось подать в отставку, сталвице-премьер Януш Томашевский, бывший диссидент. Порочащие документы нашлись ина другого легендарного диссидента — Леха Валенсу, и на 7-го президента —бывшего коммуниста Квасьневского. Оба скандала, правда, закончились ничем.

Уже в 2004 году от этого закона пострадалмаршалек (председатель) польского сейма Юзеф Олексы — польский люстрационныйсуд, который должен проверять депутатов на предмет прошлого сотрудничества соспецслужбами, постановил, что Олексы в 1970-е годы сотрудничал с армейскойразведкой, но скрыл это в своем люстрационном заявлении.

21 июля 2006 нижняя палата польского парламентаприняла законопроект, расширяющий действие прежнего закона о люстрациях(касавшегося лишь министров, депутатов, сенаторов, судей и чиновников) ипозволяющий без дополнительных расследований увольнять с работы бывшихсотрудников или агентов органов госбезопасности ПНР.

Законопроект распространяет действиесуществующего закона на глав администраций населенных пунктов, членовруководства фирм с государственным участием, ученых, работников университетов,директоров школ и даже… журналистов!

В июне 2006 под давлением публикаций в СМИвынуждена была покинуть пост министра финансов Зита Гилёвска, обвинённая всотрудничестве с органами госбезопасности ПНР.

Весной 2006 в польских СМИ было опубликованонесколько материалов о сотрудничестве со спецслужбами ПНР и нескольких сотенкатолических священников, однако новый законопроект не коснулсясвященнослужителей.

В январе 2007 в Польше вспыхнул скандал,вызванный отставкой митрополитаВаршавского Станислава Вельгуса, признавшего свои связи со службамигосбезопасности социалистической Польши в 1970-е годы. Внеочередной сеймпольских епископов принял решение о создании комиссии, которая изучит биографиивсех 45 епископов страны для выявления их связей с госбезопасностью ПНР.

Станислав Вельгус был назначен на свой пост 6декабря 2006 г. В ходе собеседования в Ватикане, предшествовавшего егоназначению, он отрицал какие-либо связи с органами госбезопасности. Однако вначале января 2007 года в польские СМИ попали архивные документы спецслужб, изкоторых следовало, что это сотрудничество продолжалось около 20 лет.

В Германии по закону о документации Министерствагосударственной безопасности ГДР, принятому в 1991, все государственные органыполучили право запрашивать из архива информацию о каждом новом соискателеместа. Если отыскивалась информация, что претендент на должность сотрудничал ссекретной службой, его увольняли.

Хотя предполагалось, что за архивами будетвестись строгий надзор, некоторые списки агентов всё же появились в прессе — ав наши дни — в Интернете, что привело к увольнениям из частных компаний ипубличной травле. Власти ФРГ использовали архивы «Штази» для дискредитациивосточногерманских политиков — например, лидера Партии демократическогосоциализма (бывшей СЕПГ) Грегора Гизи.

В Венгрии закон Зетени-Такача от 1992 установилуголовную ответственность без срока давности для лиц, совершивших в декабре1944 — мае 1990 года предательство Родины, вплоть до пожизненного заключения.При этом под эту формулировку можно было при желании подвести любого участникасоветско-венгерского сотрудничества.

Рассматривая вопрос о конституционностилюстрации, Конституционный суд Венгрии сделал выбор в пользу права на доступ кзначимой информации, нивелировав право на защиту частной жизни и указав, чтополитические деятели не могут в полной мере обладать последним в силу своейпубличной должности.

В 1992 антикоммунистическое парламентскоебольшинство сумело включить в несколько законов специальные статьи о декоммунизации,однако Конституционный суд объявил их не имеющими силы.

Был отменён и Закон одекоммунизации науки и образования, принятый в декабре 1992 года и запрещавшийбывшим активистам Компартии и преподавателям коммунистической идеологиизанимать руководящие должности в научных учреждениях и вузах.

В Прибалтике вопрос о люстрации впервые былпоставлен в 1990 году в обращении Конгресса (якобы) «незаконно»репрессированных Эстонии, Латвии и Литвы к Верховным Советам этих республик.

Латвийский Закон о выборах от 1992 года требовалот всех кандидатов в депутаты парламента письменное заявление о наличии либоотсутствии у них связей с советскими или иными секретными службами.

Закон о выборах Сейма с 1995 запрещает избраниелиц, действовавших в компартии и ряде дружественных ей организаций после 13января 1991 года, а также работников и агентов КГБ. Аналогичные запреты введенына натурализацию Законом о гражданстве в 1994.

В октябре 2010 года парламент Грузии принялзакон, запрещающий занимать высокие посты в государстве лицам, которые служилив КГБ или находились на руководящих должностях в КПСС.

Комиссия по люстрации, созданная согласно этомузакону, занимается вопросами искоренения в Грузии коммунистической символики, втом числе в названиях улиц и площадей, а также ликвидирует монументы,восхваляющие тоталитарное прошлое.

+++

Людоедские планы люстрации возникли сегодня в новом правительстве путичистов Украины 2014года. Здесь планируется созданиекомитета по люстрации (укр. Комітет з люстрацій). На пост главы комитетапредложена кандидатура путчиста и погромщика Е.В.Соболева.

Всякий нормальный человек понимает, что люстрация– это лживый (прикрывающийся свободой и демократией) способ сведения счетов и «охотына ведьм». Тем более, что сатанинский обряд люстрации готов при благоприятномветре охватить немыслимую толщу – вообще всякого, кто при старом режиме невоевал со своей Родиной, кто не отравлял колодцев и не подрывал поездов в годы «преступногорежима».

Вот образец:

Люстрация началась. В Интернете опубликовансписок блогеров, критиковавших майдан:

http://oleg-leusenko.livejournal.com/1230878.html

+++

Если мы потеряем бдительность, то однаждыпроснемся в аду, где наши привычные верования будут вытеснены языческимшаманизмом «люстраций»…

Николай ВЫХИН, специально для «ЭМ»; 4 марта 2014

Почитайте похожие статьи

Источник: https://economicsandwe.com/F8815A00ED2333B5/

Люстрация – что это? Закон о люстрации. Люстрация в Украине

Что такое люстрация в политике?

Смена режимов правления зачастую сопровождается разоблачениями и связанными с этим судебными и обличительными процессами. Термином “люстрация” уже никого не удивишь. Слово знают даже самые непросвещенные. Но что означает люстрация, остается непонятным почти для всех.

История возникновения процедуры люстрации

Итак, в Древнем Риме и Древней Греции существовал обряд очищения. Традиция относилась к очищению младенцев путем приношения жертв богам. В современных условиях, задаваясь вопросом: «Люстрация – что это?», можно говорить о процессах очищения всех уровней власти от определенного вида чиновников.

Чаще всего люстрация касается всех высокопоставленных чиновников государства, а также всех представителей системы правопорядка и безопасности страны. Министры, представители исполнительной и законодательной власти, сотрудники органов безопасности, судьи и милиционеры – вот неполный список государственных служащих, в отношении которых используется понятие “люстрация”.

Для чего используется люстрация

Инициаторами процесса всегда выступают новые, пришедшие в ходе какой-то революции (или государственного переворота) власти.

Они стремятся всеми силами показать свою непричастность ко всему происходившему в стране до них. Зачастую народ страны переносит все “заслуги” предыдущих правителей на новых.

И это совершенно не повышает лояльности людей к новой власти, а, скорее, усугубляет и без того сложные переходные процессы.

Поэтому новая власть принимает закон о люстрации, где оговариваются условия, согласно которым чиновники могут занимать свои должности. Всех, кто так или иначе причастен к нарушению прав человека, угнетению народа, фальсификации политических и исторических фактов и т. д., не допускают в органы управления, созданные новым режимом.

Люстрация – это месть предшественникам

Люстрация – что это? Месть предшественникам. Именно так некоторые европейские и американские политологи и историки оценивают этот процесс.

Ведь не всегда удается убедительно доказать вину чиновника в правонарушениях относительно свобод и прав человека.

Зачастую достаточно своевременно направленного «сигнала» в комиссию, которая занимается этим вопросом, и у чиновника возникает масса проблем.

С потоком доносов столкнулись поляки и чехи, у которых люстрация чиновников проводилась после свержения коммунистической партии.

Количество заявлений от граждан с указанием имен якобы причастных к нарушению прав человека в этих странах достигло такого масштаба, что только на первом этапе – при получении сигнала – их уже сортировали по трем категориям.

В первую попадали чиновники, чья вина была доказана и не требовала проверки; во вторую – те, чьи грехи не были доказаны, но они скрыли факт своего сотрудничества с органами безопасности.

И в третьей группе оказывались люди, проступки которых дедуцировать было практически невозможно в силу ограничений их функциональных обязанностей. Чаще всего в отношении этих мелких чиновников даже не возбуждалось дело, однако данная категория была самой многочисленной.

Как уже говорилось, люстрация – определение имен чиновников разного уровня, которым запрещается работать в органах государственного управления.

Наиболее распространенным этот процесс оказался в странах Восточной Европы после свержения власти коммунистического режима.

Несмотря на различия в методах выявления нарушителей прав человека в разных странах, были все же и сходные принципы проведения люстрации.

Во-первых, всеми государствами была осуждена деятельность коммунистического режима, директивное управление страной и использование средств массовой информации для давления на народ.

Во-вторых, весь временной промежуток коммунистического режима определен как преступный. Т. е. с небольшой оговоркой на развитие ситуации – это 1948-1990 гг.

В-третьих, в ряде стран ограничение доступа бывших чиновников к руководящим постам коснулось не только органов управления и правопорядка, а еще и учебных заведений, и религиозных организаций.

Все остальные представления о том, что такое люстрация власти, имели национальные особенности. Самые длительные и громкие процессы люстрации пережили Чехия и Польша.

Люстрация в Чехии

Раскол Чехословакии на два государства и свержение коммунистического режима привели к тому, что Чехия осуществила довольно жесткую и глубокую чистку среди чиновников. Итак, люстрация – что это было на практике?

Начиная с 1991 года Федеральный Совет Чехии принял ряд законов о декоммунизации.

В частности, один из них – «О незаконности коммунистического режима» – постановил, что ответственность за все, происходившее в послевоенный период в Чехословакии, лежит на Коммунистической партии и ее руководстве.

Им вменялись в вину не только экономическое директивное управление страной и политический курс на социализм, но и практически всеобъемлющая слежка друг за другом.

«Мягкость» массовой люстрации в Чехии

В результате всех действий проверке подверглось более 140 000 человек – чиновники всех рангов, судьи, ректоры ВУЗов, директора научных институтов и т. п.

Как только поступал сигнал на того или иного чиновника, его тут же увольняли с работы (если речь шла о работе в государственных структурах) и специальный комитет инициировал проверку в отношении этого человека.

По установленному порядку проверка должна была проводиться не более двух месяцев, но зачастую затягивалась на полгода и больше.

Если комитету удавалось доказать вину человека или хотя бы всплывали факты его возможного сотрудничества с органами безопасности, он лишался возможности занимать руководящие посты во всех государственных структурах в течение 5 лет. Именно за такое «наказание» чешские процессы люстрации и названы мягкими.

Злоупотребления люстрационными процессами

Несмотря на прозрачность всех процессов, к которой стремились новые власти, к 1996 году руководящих постов для всех желающих не хватало. Поэтому уже представители новой, демократической власти, стали злоупотреблять люстрационными процессами для нейтрализации политических оппонентов.

Досталось даже Вацлаву Гавелу, который был первым президентом Чехии и выступал как раз за декоммунизацию управления и власти. В архивах госбезопасности нашлось досье и на него, в котором после очередной беседы с представителем власти Гавел характеризовался как «возможный кандидат на сотрудничество».

Уже в 1996 году ознакомиться со своими досье, если таковые были в архивах, могли все желающие чехи. Но так как возник целый ряд «скандальных разоблачений», и критики люстрации стали все сильнее указывать на ошибочность этого процесса, были введены некоторые ограничения на разглашение информации относительно журналистов, ученых и преподавателей ВУЗов.

Люстрация в Польше

Польское движение «Солидарность» приняло эстафету власти из рук коммунистов. Выглядело все очень мирно и законно. Новое правительство гарантировало членам коммунистической партии неприкосновенность и безопасность.

Однако радикально настроенная часть представителей «Солидарности» в своем стремлении получить максимальный доступ к власти предлагала ввести наказания за сотрудничество с коммунистическим режимом в виде лишения свободы.

Эти предложения не были приняты, но поток доносов на своих коллег оказался настолько велик, что процесс буквально захлестнул всю страну.

В результате польским Сеймом был принят закон о люстрации, в котором круг чиновников ограничивался только министрами, высшими должностными лицами, депутатами и судьями.

При этом, поступая на руководящую должность, уличенный чиновник должен был всенародно покаяться и получить народное прощение за работу на коммунистический режим. Первоначально этим все и ограничивалось.

Массовые разоблачения новых чиновников

К 2007 году по Польше прокатилось несколько крупных скандалов. После разглашения архивных документов досталось вице премьер-министру Янушу Томашевскому, легендарному борцу за права человека Леху Валенсе, Александру Квасьневскому (седьмому президенту Польши) и множеству других известных польских политиков и общественных деятелей.

В 2006 году польский Сейм принял поправки к люстрационному закону, согласно которым расширялся круг лиц, чья деятельность во времена правления коммунистической партии подлежала огласке.

Журналисты, ученые и преподаватели ВУЗов, директора школ и прочие мелкие чиновники также должны были подавать люстрационное заявление при поступлении на работу либо подвергнуться проверке в том случае, если на момент принятия поправок уже занимали свой пост.

И снова поток доносов разросся до небывалых масштабов, так что Конституционному Суду Польши пришлось в 2007-м признать ряд этих поправок незаконными.

Последний громкий скандал, дающий ответ на вопрос «люстрация – что это», разразился в 2007 году в рядах католической церкви. Свой пост митрополита Варшавского вынужден был покинуть Станислав Вельгуса, скрывший на собеседовании в Ватикане свое сотрудничество с польскими органами госбезопасности в 70-е годы.

Люстрация должна затрагивать все сферы жизни человека, однако необходимо учитывать нюансы и условия, в которых находились люди.

Люстрация на постсоветском пространстве

Бывшие республики Советского Союза, получившие независимость в 1991 году, также неоднократно заявляли, что люстрация, значение которой в большинстве своем переоценивается, необходима.

В России и на Украине неоднократно пытались инициировать люстрацию, но ни один законопроект не был принят.

В России в рамках закона о реабилитации репрессированных тоталитарным режимом была введена норма, согласно которой все судьи и чиновники, причастные к репрессиям, должны были предстать перед судом.

Однако особого распространения эта практика не обрела, а все последующие попытки провести люстрацию власти не получили поддержки.

В Грузии в ходе люстрации была запрещена коммунистическая и фашистская символика. К значимым должностям не допускаются бывшие кадровые сотрудники органов безопасности и функционеры коммунистической партии.

Люстрация в Прибалтике

Наибольшего резонанса люстрация достигла в прибалтийских странах. В Эстонии, например, законом предусматривалось уголовное преследование лиц, принимавших участие в массовых репрессиях во времена коммунистического режима.

Латвия и Литва лояльнее отнеслись к прошлому своего населения, но и здесь соответствующие законы ограничивали доступ к власти сознательно сотрудничавших с органами безопасности Советского Союза.

Правда, как и в Европе, нашлись желающие отомстить своим личным недругам – формулировка «сознательное сотрудничество» очень емкая, а потому обвинить человека ничего не стоит.

Украина и борьба за чистоту власти

«Люстрация в Украине должна быть проведена незамедлительно!» Именно с такими лозунгами выступают митингующие уже не первую революцию. Впервые серьезно заговорили о люстрации после «оранжевой революции» 2004 года.

Тогда в Верховной Раде Украины было зарегистрировано сразу 2 законопроекта о люстрации. Согласно одному из них, люстрация должна быть проведена в отношении лиц, причастных к управлению государством, за исключением президента и функционеров его администрации. В другом законопроекте ограничения предполагались для всех, кто явно или косвенно сотрудничал с органами госбезопасности СССР.

Готовность украинского общества простить

Ни тогда, ни сейчас ни один проект закона не был принят. По мнению экспертов (социологов, политологов и т. п.), люстрация в Украине сейчас невозможна, т. к. общество слишком жаждет мести и вряд ли будет справедливо по отношению ко всем без исключения чиновникам.

В требованиях к «временному правительству» активистами Майдана в 2014 году, в частности, оговаривались такие требования к кандидатам: непричастность к органам управления, начиная с 2010 года; практический опыт не менее 5 лет на руководящих должностях, в т. ч. и в государственных структурах; непричастность к 100 самым богатым людям Украины и т. п.

По состоянию на 9 апреля 2014 года в Верховной Раде Украины зарегистрировано уже 4 законопроекта, предполагающих чистку всех уровней украинской власти – это такие процессы, как люстрация судей, высокопоставленных и мелких госслужащих, сотрудников органов правопорядка и т. д.

Источник: http://fb.ru/article/143123/lyustratsiya---chto-eto-zakon-o-lyustratsii-lyustratsiya-v-ukraine

Люстрация россии

Что такое люстрация в политике?

(о временном запрете на профессии для лиц, осуществлявших политику тоталитарного режима)

I. Преамбула

События последних лет подтверждают обоснованность предложения Движения “Демократическая Россия” о необходимости инициативной разработки проекта закона о люстрации – запрете на некоторые профессии для лиц, являвшихся активными проводниками политики тоталитарного режима. Крупномасштабные люстрации (от латинского lustratio – очищение) в XX веке имели место дважды – в ходе денацификации Германии и чисток государственных органов стран, сотрудничавших с нацистами (Италии, Японии и др.), а также в ходе декоммунизации стран Восточной Европы.

Недавний восточноевропейский опыт пока оценивается противоречиво – главным образом ввиду несовершенства принятых законодательных актов и практики их применения, а не из-за отказа от самой идеи профессиональных ограничений для людей, составлявших опору власти, нарушавшей фундаментальные права человека.

Движение “Демократическая Россия” видит необходимость люстрации в качестве меры, препятствующей реваншу сил, возвращающих сейчас свои властные позиции.

Введение этой меры не преследует цели мести за ограничения на профессии, фактически существовавшие в нашем обществе для людей, непричастных к КПСС или ее “вооруженному отряду ВЧК-КГБ”. Мы отвергаем также обвинения в призывах к “охоте на ведьм” и в отрицании права на инакомыслие.

На самом деле высокопоставленная коммунистическая номенклатура, в том числе и причастная к антиконституционным путчам, практически нигде в России – ни в центре, ни в регионах – не понесла ни моральных, ни материальных потерь; многие из ее деятелей остаются у кормила власти.

В то же время демократы (особенно среди военных), вставшие в 1991 и 1993 гг. на сторону Президента России, на сторону законной власти и продолжения реформ, повсюду в стране шельмуются, нередко подвергаются гонениям и увольнению.

Лицемерно защищаясь от несуществующей “охоты на ведьм”, некоторые монстры прежнего режима, причастные к его кровавым преступлениям и далекие от покаяния, готовы и сейчас по первому сигналу продолжить массовые репрессии, неотделимые от практики ленинизма и сталинизма.

Наше общество, интеллигентно называя верных ленинцев и сталинцев инакомыслящей оппозицией, как будто бы больше озабочено их комфортом, чем душевным и материальным состоянием жертв ленинизма и сталинизма – все это несмотря на широковещательные декларации о возвращении к общечеловеческим ценностям.

Неприменение люстрации в 1991 г.

, после коммунистического путча, недоведение до конца суда над идеологией и практикой коммунистов сделали возможным возникновение крупной парламентской фракции в Государственной Думе России, состоящей из коммунистов, не отмежевавшихся от преступлений своей партии и открыто пропагандирующих сталинизм.

Движение “Демократическая Россия” констатирует отсутствие надежных политических гарантий в нашей стране против возврата к тоталитаризму. Основным барьером на пути нового переворота – ползучего или революционного – является лишь воля прозревшей части населения, в меньшей степени политические институты, еще в меньшей – правоохранительные органы, суды и прокуратура.

Учитывая сказанное, мы снова выступаем с инициативой разработки закона о люстрации, хотя и понимаем, что власти упустили время для его принятия.

1. Категории лиц, подлежащих люстрации

Определенным профессиональным ограничениям на время продолжения переходного периода (на срок в 5-10 лет) в соответствии с этим законом должны подвергаться следующие лица:

а) все бывшие освобожденные секретари партийных, производственных и территориальных организаций КПСС;

б) бывшие первые, вторые и третьи секретари райкомов, горкомов, обкомов и крайкомов КПСС;

в) работники центральных республиканских и союзных комитетов коммунистических партий, действовавших до 06.11.1991 г. т.е. времени первого Указа Президента России о запрете КПСС (включая секретарей соответствующих ЦК, но за исключением технического персонала).

Перечисленные категории лиц подвергаются профессиональным ограничениям в следующих случаях:

а) если в общем стаже их трудовой деятельности нахождение на указанных должностях в сумме составляет 10 и более лет;

б) если на 21 августа 1991 г. – день подавления коммуно-экстремистского путча – они занимали одну из указанных должностей и не заявили о выходе из КПСС добровольно;

г) действовавшие штатные сотрудники, включая резерв, и давшие подписку о сотрудничестве с органами НКВД-МГБ-КГБ, либо работавшие в этих органах на протяжении последних десяти лет перед принятием новой Конституции России (в 1993 году).

Ограничения на профессии для активных проводников политики тоталитарного режима не распространяются на лиц, получивших должности в системе представительной или исполнительной власти в результате прямых свободных выборов как формы волеизъявления народа (если деятельность этих лиц в КПСС и КГБ не скрывалась ими в ходе предвыборной кампании). Все сотрудники служб безопасности и офицеры всех родов войск должны сдать экзамены на знание Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г., и присягнуть ей.

2. Сущность люстрации

Под ограничением (запретом) на профессии для указанных лиц понимается временный запрет для них (на 5 или 10 лет) занимать по назначению или в результате непрямых выборов ответственные должности территориальной исполнительной власти, начиная с глав администраций районов, городов, областей и вплоть до министров республик и Российской Федерации в целом (включая премьер-министров).

На срок до 10 лет для тех же лиц должна быть запрещена деятельность, связанная с преподаванием в средних и высших учебных заведениях; на срок до 15 лет – преподавание в военных учебных заведениях и работа в средствах массовой информации.

Другие виды профессиональной деятельности, включая частное предпринимательство или работу в госсекторе, в том числе и на руководящих должностях, не возбраняются.

Примечание: проект впервые принят 17 декабря 1992 года на III съезде “ДЕМРОССИИ” по предложению Галины Старовойтовой.

Источник: http://lustration.ru/publ/3-1-0-1

Люстрация: что это такое простыми словами

Что такое люстрация в политике?

Люстрация – это термин, который обозначает ограничение прав и свобод сторонников прежней власти (чиновников, правозащитников, консультантов).

Подобное делается для того, чтобы повысить легитимность нового государственного аппарата, «очиститься» от влияния устаревших требований и неправомерной системы жизни.

Ярким примером люстрационных механизмов можно назвать: «сталинские чистки», «хрущевскую десталинизацию», денацификация в Западной Европе и так далее.

Цель проведения и механизм регулирования

Люстрация как процесс затрагивает все аспекты социально-политической жизни страны. Его главная цель состоит в смене высшего руководства для планомерного выхода из экономического, законодательного, гражданского тупика.

Люди, которые активно поддерживают процесс «очищения», не только сами принимают решение относительного нового режима, но и проходят процедуру опроса, определяя наиболее слабые позиции предыдущего государственного аппарата в области законодательства. Такой опрос проводит служба переписи населения.

Начало внедрения новых рычагов управления ознаменуется:

  1. Снятием неприкосновенности с бывших депутатов, чиновничьего аппарата;
  2. Открытием уголовных дел по факту хищения, мошенничества, коррупции;
  3. Проверкой на полиграфе для определения местонахождения «государственных денег»;
  4. Установлением запрета на ведение определенного вида политической деятельности;
  5. Ограничением в профессиональной деятельности – запрещается занимать определенные посты и должности, связанные с материальной ответственностью;
  6. Отзывами политических и иных привилегий, которые ранее полагались физическому лицу по статусу.

Порядок проведения

Порядок внедрения и укрепления новой власти должен проходить с соблюдением основных положений гражданско-правовой ответственности:

  1. Голосовать за нового кандидата на должность президента должен каждый человек в возрасте от 18 до 75 лет. Проводится открытое выборное определение после переписи населения;
  2. Участвовать в выборах могут только лица далекие от государственных структур, органов прежней власти. Кандидаты составляют предвыборную программу, которая бы отражала суть дальнейших действий, а не просто лозунги;
  3. Поменять или переать будет невозможно. После определения нового правительства и новой системы государственного строя – повторные выборы доступны только через 5 лет.

Примеры проведения люстрации в разных странах

Первое государство, на примере которого будет рассмотрено введения механизмов люстрации, – это Россия.

 В 1990-хх годах 20 века представителями «новой власти» был предложен переход на модель ведения хозяйственной, политической, социальной жизни страны по «восточно-европейскому образцу» (яркими представителями такого подхода являются Болгария, Албания).

Это было сделано с целью вытеснения прежних законодательных актов и обновлении финансовой составляющей бюджета. Однако несмотря на продуктивность будущей системы – ее не утвердили.

Зато вместо тотального переустройства 18 октября 1991 года был издан закон «о временном запрете деятельности КПСС и реабилитации всех жертв политических репрессий». На данный момент времени, исторически этот закон стал первым и единственным примером люстрации на территории РФ.

Украина – младший брат и государство с постоянными сменами политического режима. Процесс люстрации на Украине продолжается и по сей день.

Переходы от одного указа к другому, нововведения, переучет и несколько повторных аний стали основой политической ситуации в стране.

Началом всех этих событий принято считать проведение «Оранжевой революции» в 2005 году, когда к власти пришел Виктор Ющенко и народные депутаты из фракции.

Грузия – город с многовековой историей и постоянной гражданско-правовой дестабилизацией. После смена режима в РСФСР, Грузия длительное время сохраняла исходные политический строй.

Приход к власти Ельцина и его сторонников, смена РСФСР на СССР также никак не отразились на жизни бывших стран СНГ.

Но изменения, связанные с планомерным становлением коммерческой деятельности как основной и многочисленные переустройства в Москве, спровоцировали громкие всплески и уровень падения качества жизни не только в российских городах, но и в близлежащих Европейских странах.

Грузия не стала исключением.

Начиная с 2010 года, новый презент Грузии полностью запретил деятельность КПСС и КГБ в отношении своих граждан, в 2011 году Парламент принял единоличное решение о вытеснении и запрете коммунистической и фашисткой символики, проведя первый этап люстрации – отстранив от дел всех приверженцев советского режима. Этот процесс полного разделения происходит до сих пор, даже несмотря на мирное сосуществование двух государств.

Люстрация – это всегда очень болезненный процесс для страны и каждого отдельного ее гражданина. Разруха, неопределенность, «кассовые провалы» и прочие неприятные последствия прежнего государственного регулирования ложатся на плечи новой власти.

Источник: https://fin-book.ru/lyustratsiya-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.