Что такое лирика в литературе и искусстве?

Значение слова ЛИРИКА. Что такое ЛИРИКА?

Что такое лирика в литературе и искусстве?

  • ЛИ́РИКА, -и, ж.1. Один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств автора. Русская классическая лирика. || Эмоциональный элемент в произведениях какого-л. писателя. Лирика есть жизнь и душа всякой поэзии. Белинский, Разделение поэзии на роды и виды. Творчество Чехова многогранно, лирика его поэтична, юмор его неисчерпаем. Телешов, Записки писателя.2. Произведения этого рода. Лирика Пушкина. Лирика Лермонтова. Русская лирика 19 века. Любовная лирика.3.Разг. Состояние, настроение, при котором эмоциональный элемент преобладает над рассудочным; чувствительность. — С тобой так хорошо! После встречи бодрости больше и работать хочется без конца. Устинович остановилась. — Вот что, товарищ Брузжак, давай условимся в дальнейшем, что ты не будешь пускаться в лирику. Н. Островский, Как закалялась сталь. Почему бы не поухаживать. Все было так красиво, сплошная лирика. Но в глубине души он не верил своим чувствам. Гранин, Иду на грозу.[От греч. λυρικός — поющийся под звуки лиры, чувствительный]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») — род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность. По словарю Л. П. Крысина, лирическая поэзия — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.«Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ — это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщенное выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ — это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нем присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно все равно сохраняет свое художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие».В отличие от эпоса и драмы, лирика не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя и не исключает простейшей сюжетной организации. Как заметил А. Потебня, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время, лирическое произведение пишется в настоящем времени. Если по поводу эпических и драматических произведений мы вправе спросить «чем оно кончилось» или сжато изложить его событийную основу, то в отношении лирических произведений этот вопрос лишен смысла.Лирическое стихотворение в наиболее сосредоточенной его форме — это мгновение внутренней человеческой жизни. Мы оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт и которое целостно. В отличие от эпоса и драмы, лирика не обладает возможностями широкого описания явлений действительности, основным средством в лирическом произведении является слово, отвечающее своей организацией тому переживанию, которое находит в нем свое выражение. В лирическом произведении слово отличается своей уплотнённостью, значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенком ударения, паузы. Заметен каждый элемент речи, каждый нюанс и оттенок.В лирику входят стихотворение, романс, послание, элегия.Истоки лирики лежат в умении певца (чтеца) передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики — Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.

Источник: Википедия

  • ЛИ'РИКА, и, мн. нет, ж. [греч. lyrikē]. 1. Вид поэзии, преимущ. выражающий личные настроения и переживания поэта. || Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Русская л. Л. 19-го века. Л. Пушкина.3.перен. Эмоции, преобладание эмоционального элемента над рассудочным (разг.). Оставьте лирику, перейдите к делу. Отец ударился в лирику. Чхв.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • 1. филол. один из трёх основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путём передачи переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме2. совокупность произведений такого рода литературы3. эмоциональная составляющая в произведениях какого-либо писателя4. перен. разг. состояние, настроение, при котором эмоциональный элемент преобладает над рассудочным; чувствительность

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное незнакомый в отрывке: Да ещё большие серые глаза, при взгляде на которые появлялось незнакомое чувство…

Ассоциации к слову «лирика»

  • лира
  • баллада
  • стихи
  • поэзия
  • жанр
  • (ещё…)

Предложения со словом «лирика»:

  • Это было в те времена, когда несущая корабли материя — концентратор пространства — у физиков с лириками вычурно прозывалась «каприз», а на флоте у нас — романтическим древним словом «керосин».
  • В нём много если не гражданских стихотворений (это не совсем мой жанр — я лирик и философ), то стихов, отражающих всю тяжесть от страшных геополитических потрясений 2013 — 2014 годов.
  • В сборнике отразились и личные потери, и приобретения, и, куда же без неё — лирика.
  • (все предложения)

Понятия со словом «лирика»

  • Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») — род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ).
  • «Горящие здания. Лирика современной души» — пятый поэтический сборник К. Д. Бальмонта, вышедший в 1900 году в московском издательстве «Скорпион» и принесший поэту общенациональную известность. В книгу вошли 131 стихотворение, написанное в основном осенью и зимой 1899 года в доме у С. А. Полякова (посвящение которому было включено во второе издание):569.
  • (все понятия)

Дополнительно:

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Что такое Лирика

Что такое лирика в литературе и искусстве?

Лирика — 1.

Один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме. // Совокупность произведений такого рода поэзии. // Эмоциональные элементы в произведении, в творчестве какого-л. писателя. 2. Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов.

3. разг. Состояние, настроение, при котором эмоциональные элементы преобладают над рассудочными. лиризм (2).

Лирика в Энциклопедическом словаре:

Лирика — (от греч. lyrikos — произносимый под звуки лиры) — род литературный(наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержаниевнутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренниймонолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворныхжанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение.

Любоеявление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективногопереживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодарямасштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение. ейдоступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцылирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., ЛиБо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон.

в России — А. С. Пушкин, А. А. Блок.

Значение слова Лирика по словарю Ушакова:

ЛИРИКА
лирики, мн. нет, ж. (греч. lyrike). 1. Вид поэзии, преимущ. выражающий личные настроения и переживания поэта. || Род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов. 2.

Совокупность произведений этого рода поэзии. Русская лирика.Лирика 19-го века. Лирика Пушкина. 3. перен. Эмоции, преобладание эмоционального элемента над рассудочным (разг.).

Оставьте лирику, перейдите к делу. Отец ударился в лирику. Чехов.

Определение слова «Лирика» по БСЭ:

Лирика (от греч. lэга — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.)
один из трёх родов художеств. литературы (наряду с Эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр.

В лирическом образе через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания. Это, в частности, находит отражение и в тематическом выделении таких видов Л., как философская
(«Бог» Г. Р. Державина, «Невыразимое» В. А.

Жуковского, «Дар напрасный, дар случайный» А. С. Пушкина, «Истина» Е. А. Баратынского, «Фонтан» Ф. И. Тютчева), гражданская («К Чаадаеву» Пушкина,
«Прощай, немытая Россия» М. Ю. Лермонтова, «Завещание» Т. Г. Шевченко, «Размышление у парадного подъезда» Н. А. Некрасова, «Читатели газет» М. Цветаевой, «Полночь в Москве» О. Мандельштама,
«Россия» А. А.

Блока, «Стихи о советском паспорте» В. В. Маяковского, «Дробится рваный цоколь монумента» А. Т. Твардовского), любовная, пейзажная и др.
«Великий поэт, — писал В. Г. Белинский, — говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество» (Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с. 521). Но в Л.

объективный мир обнаруживается через отношение к нему поэта, и его художественным эквивалентом выступает эмоциональное восприятие мира, преображенное в переживание субъекта. Событийность, действенный результат переживаний и стремлений, сфера поступков героя обычно остаются за пределами лирического произведения.

И даже тогда, когда автор вводит в лирические произведения приметы внешнего мира — пейзажные, бытовые, портретные и пр., они утрачивают независимость от субъекта, изобразительные элементы приобретают, как правило, выразительные функции и становятся проводниками лирического переживания: либо его
«зеркальными» отражениями («Сентябрьская роза» А. А.

Фета), либо эмоциональными «сигналами» («Я на правую руку надела перчатку с левой руки» у А. Ахматовой), либо его символами («Парус» Лермонтова), либо, наконец, контрастным противовесом субъективному состоянию духа
(«Весна» Тютчева). Родовая сущность Л.

с максимальной наглядностью проявляется в произведениях, самый предмет которых составляет «сама душа, субъективность как таковая» (Гегель). здесь «… чувство довлеет самому себе, служит себе объектом…»
(Веселовский А. Н., Историческая поэтика, 1940, с. 286).

Лирические произведения, передающее переливы и оттенки внутренней жизни, отдельные мгновения душевного движения, может достигать предельной краткости, и тогда в Л. особенно явно проступает внешне-структурное отличие от эпоса, тяготеющего к развернутости во времени и пространстве, к монументальности. Лирическое произведение остаётся законченным, художественно-целостным созданием, даже если оно состоит всего из двух строк:Я ненавижу ее и люблю. «Почему же?» — ты спросишь.Сам я не знаю, но так чувствую я — и томлюсь (Катулл).

Претворяя неповторимое духовное состояние в художественный образ, Л. придаёт ему широко обобщённое значение. лирическое произведение как бы предлагает читателям, переживающим аналогичное состояние, готовые формы его выражения. отсюда — заучивание и цитирование лирических стихотворений, как явление

«быта» (предельный случай такой «анонимной» всеобщности лирического чувства — песня, например «Землянка» А. А. Суркова, «Жди меня» К. М. Симонова, «Летят перелётные птицы…» М. В. Исаковского). Вместе с тем любое умонастроение оформляется в Л. как конкретно принадлежащее личности, как её внутренний монолог. В лирической композиции обычно главенствует созерцающее, воспринимающее, мыслящее
«я», хотя в определенных типах Л., например в пейзажной, философской, «я» иногда только подразумевается, не присутствуя композиционно.
Если прототипом лирического «я» выступает сам автор, т. е. его подлинные настроения, «живьём схваченные и мгновенно превращенные в лирические эмоции» (Овсянико-Куликовский Д. Н., Собр. соч., т. 4, СПБ, 1912, с. 99), — в таких случаях обычно говорят о
«субъективной», «личной» Л. Однако субъективность и личностная подлинность лирического чувства не означают здесь буквального совпадения с биографическим опытом автора. Лирик, типизируя (или «объективируя») свои жизненные переживания,
«отодвигает их от себя как объект» (Фет), творчески домысливает и преображает их, благодаря чему факт личной биографии перерастает в произведение искусства, а «самовыражение» поэта — в выражение дум и чаяний его современников. Показательна естественность, с какой«я» сменяется «мы» в «Думе» Лермонтова.

В Л. «объективной» (или «ролевой») автор воспроизводит чужие мысли и чувства, так что несовпадение между «я» лирического персонажа и биографическим обликом автора становится очевидным (например, «Сумасшедший» А. Н. Апухтина, «Я убит подо Ржевом» А. Т. Твардовского).

Однако намеченное различие двух видов Л., важное для изучения психологии творчества, в читательском восприятии отчасти «стирается» эмоциональностью лирического произведения, которая выражается в нём всегда открыто, как непосредственно авторская.
Своеобразие проблемы образа автора в Л. акцентируется принятым в советской критике понятием «лирический герой». Термин «лирический герой» (впервые введённый Ю. Тыняновым применительно к лирике Блока) указывает как раз на то, что между реальной биографической личностью поэта-лирика и её отражением в искусстве может существовать некое единство, близость, но не тождество. Причём в связи с обсуждением границ содержания термина вопрос о степени этой близости стал в 1950-1960-е гг. предметом полемики. В одних случаях под
«лирическим героем» подразумевалось предельно обобщённое «я», очищенное от эмпирики, биографических фактов и без остатка совпадающее с «мы» поколения, социальной группы, народа, в других — термин понимался как стыдливое прикрытие идеи субъективного
«самовыражения» в Л. Очевидно, понятие «лирический герой» наполняется строго определённым содержанием главным образом при анализе творчества таких лириков, в поэзии которых лирическое «я» присутствует не просто как знак единства отношения к миру, как призма авторского сознания (например, у Тютчева), а облекается устойчивыми чертами — биографическими, психологическими, даже сюжетными, выступает как фигура (например, у Блока, отчасти у С. Есенина), наделённая цельной характеристикой. Эта особая форма выявления авторского сознания рождается вместе с Л. романтизма. открытие лирического героя в этом специфическом смысле принадлежит в русской поэзии Лермонтову. По-видимому, психологически-характерная фигура лирического героя занимает промежуточное положение между авторским
«я» в лирическом дневнике, письме, послании и близких к ним формах (например, «Я вас любил…» Пушкина), с одной стороны, и персонажем в «ролевой» Л. — с другой. лирический герой — это своего рода «роль», но не утратившая связи с идейно-психологическим обликом её прототипа — автора произведения.
Классификация жанров Л. исторически изменчива, и нет ещё классификации, сколько-нибудь адекватной реальной сложности и многообразию лирических жанров. В народном творчестве, например, жанры классифицируются по практическому назначению и условиям исполнения (обрядовые, игровые, плясовые, семейные песни и т.д.), в античной литературе — по формам исполнения (речитативно-декламационная Л.: элегия, ямб. сольная, хоровая). в европейской литературе эпохи Возрождения и классицизма — по эстетической тональности и социальной функции (ода, элегия, послание, песня и др.). в 19 в. — в основном по тематическому признаку (философская, гражданская, любовная, пейзажная и др.). В 19-20 вв. намечается также членение на медитативную Л. (эмоциональная рефлексия, взволнованное раздумье о «вечных темах»: «И скушно, и грустно» Лермонтова, «Осенний вечер» Тютчева, «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина)и суггестивную («внушающую» Л., очаровывающую «пленительной неясностью» — «Певица» Фета, «Зимняя ночь» Б. Пастернака).Ощутимо выступает иное видовое членение (в т. ч. песня, лирическое стихотворение, монументальная Л., например «Про это» Маяковского).

Образно-выразительные возможности, необходимые для творческого претворения и типизации внутренней жизни, Л. открывает в самой природе слова — в фонетическом облике и звуковой сочетаемости слов, во внутренней форме слова, в синонимии языка, в синтаксически-интонационной организации речи. Здесь лирик находит ту

«неожиданность выразительности слов», которая заменяет собой всякий способ описания событий (Н. Асеев). Эти возможности и реализуются в Л.: слово «уплотняется» — обретает значимость каждый звуковой, интонационный, ритмический элемент, оттенок ударения, паузы, слога. речь насыщается аллитерациями и ассонансами, сравнениями, тропами, различного рода параллелизмами, синтаксическими фигурами. Повышению эмоциональности сильно способствует ритмическая организация речи. Поэтому Л. тяготеет к стихотворной речи, а на определенных этапах развития (в творчестве трубадуров, менестрелей, мейстерзингеров) она срастается с музыкой.
Истоки Л. теряются в далёкой древности. Уже самые ранние обрядовые и ритуальные народные песни — высокие образцы Л. Вечно живыми остаются лирические произведения крупнейших поэтов античности (Сапфо, Анакреонт — Греция. Катулл — Рим). арабского Востока 6-7 вв. (в первую очередь Имру-уль-Кайса). прованских трубадуров. средневекового Китая (Ли Бо, Ду Фу), Ирана (Хафиз) и др. стран. На переломе двух грандиозных эпох — Средневековья и Возрождения — прозвучала лирика Данте, а сонеты Петрарки знаменовали начало нового времени. В 19 в. в Европе Л. переживает подъём в переломные эпохи начала и конца века: Дж.
Байрон, П. Б. Шелли, У. Вордсворт (Англия), А. Мюссе, П. Верлен (Франция), И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне (Германия), Леопарди (Италия), А. Мицкевич (Польша), Э. М. Рильке (Австрия). потрясения 20 в. отразились в лирике Паоло Неруды (Чили), Гарсиа Лорки (Испания), Назыма Хикмета (Турция). В России всё богатство лирических жанров представлено в поэзии Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета, Блока, И. Анненского. Высокие образцы Л. создали советские поэты: Маяковский, Есенин, Э. Багрицкий, Пастернак, Н. Заболоцкий, Твардовский. Для советской Л. характерны развитие монументальных и песенных жанров, тяга к драматизированным формам поэтической речи, а в тематическом плане — богатство и многообразие видов гражданской Л., проникнутой пафосом единства личности поэта и народа и наиболее типичной для поэзии социалистического реализма.
Лит.: Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971. Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954. Овсянико-Куликовский Д. Н., Лирика как особый вид творчества, в кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 2, в. 2, СПБ, 1910. Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921. Эйхенбаум Б. М., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922. Ларин Б., О лирике как разновидности художественной речи, в кн.: Русская речь, сб. 1, Л., 1927. Гинзбург Л. Я., О лирике, М. — Л., 1964. Сквозников В. Д., Лирика, в кн.: Теория литературы, [кн. 2], М., 1964. Гачев Г. Д., Содержательность художественных форм, М., 1968. Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971.
В. А. Богданов, И. Б. Роднянская (о лирическом герое).

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/lirika.html

Лирические образы. Лирические образы в музыке

Что такое лирика в литературе и искусстве?

Центром любого лирического произведения становится человек. Если в песне или рассказе нет людей, то каждый предмет описывается сквозь призму чувств автора или вымышленного героя.

Лирический образ

В художественном, музыкальном произведении есть персонаж, которого описывает автор, наделяя его какими-то характерными чертами. В лирике — роде произведений, основанном на эмоциональном раскрытии самого повествователя и его персонажа — он полностью обнажает душу и сердце.

Читатель или слушатель может определить все чувства, которые таят в себе лирические образы. Только внимательная публика прочитает послание автора через его произведение.

Что такое лирика?

Это род произведений искусства, пришедший из Древней Греции. Он был назван в честь струнного инструмента — лиры. Во время таких концертов древние артисты передавали свою чувствительную сторону с помощью музыки.

Самым распространенным заблуждением стало то, что лирика основывается на меланхоличных мотивах. Это не правда. Она может фокусироваться на одной эмоции, но чаще всего отражает целый спектр: горе, радость, печаль, веселье.

Какие бы чувства ни испытывал человек, если они выносятся на первый план в искусстве, оно становится лирическим.

Основные виды произведений — поэзия, музыка, послание. Самыми древними лирическими текстами считаются «Песнь Песней», которую написал легендарный царь Соломон, и Псалмы Давида. Первое произведение – это поэма, второе — относится к религиозной лирике.

Данный вид творений может быть просто отрезком или отступлением в большом произведении, во время которого главный герой переживает ряд чувств и делится ими с публикой.

Что делает уникальным лирику?

Основная черта такого рода произведений заключается в том, что, помимо чувств и личных ощущений от каких-то явлений, автор ничего не описывает. Словно со сцены звучит индивидуальная исповедь. Развития активных событий нет.

Главные характерные особенности:

  • бездействие,
  • чувства и эмоции,
  • настроение.

Древние времена

Лирика начинала свое развитие в античной Греции. Яркими представителями этого стиля в то время считались Стесихор и Алкман, которые прославляли героев и государство.

Наибольшего рассвета лирика достигла в первом веке, в период деятельности Вергилия, автора «Энеиды», и Овидия с его «Метаморфозами». Главными темами моральных переживаний авторы выбирали любовь.

У нее были самые различные драматические образы: любовь к отцу (как у Энея), любовь к родине, к близким людям.

В Средние века главными лириками были трубадуры. Они странствовали по разным селениям, пели, читали стихи, играли на флейтах. Своим творчеством трубадуры объединили различные виды лирики в один. Они даже давали театрализованные представления.

Эпоха Возрождения привнесла расцвет любовной лирики в мировое искусство. Из поэтов самыми знаменитыми стали Данте, Петрарка, Лоренцо Медичи. В то же время появились музыкальные баллады. Ярким представителем жанра стал Карл Орлеанский.

Лирика была не только любовной в указанный период. У Ульриха фон Гуттена она носила целиком полемический характер.

Лирические образы, примеры которых брались у философов и музыкантов классической эпохи, приходилось делать более современными, менее эмоциональными.

Но все же несчастная любовь героя Петрарки к его прелестной Лауре доминировала во всех дальнейших произведениях. Его поэмы брали за основу.

В Англии лирика развивалась мало. В народе возникла песня о Робин Гуде в стиле лирической баллады. Уильям Шекспир как первооткрыватель этого литературного рода в своей стране вынес на первый план драматические образы страдальца и мученика Гамлета, укрывающего правду Макбета и других героев.

Недалекое прошлое

Девятнадцатый век пестрит именами лириков: Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг фон Гете, Джон Китс, Уильям Вордсворт, Перси Биши Шелли, Виктор Мари Гюго, Альфред де Мюссе…

В России известными поэтами, работающими в этом стиле, были Александр Пушкин, Василий Жуковский, Михаил Лермонтов, Кондратий Рылеев, Петр Вяземский, Владимир Одоевский.

Описание героя в лирике

В произведении такого рода необязательно главным действующим лицом будет человек. Лирический герой – это мужчина, женщина, ребенок, старик, природа, небесное светило, время года.

Только автор может выбрать тот объект, который наделит в итоге эмоциями. Создатель произведения старается вложить собственные мысли в уста своих лирических образов.

Он не переносит себя полностью на героя, зато наделяет теми чувствами, что испытывает.

Даже если автор и не собирался выносить свои личные переживания на показ, он не может избежать этого. Главный лирический образ станет отражением мировоззрения, восприятия музыканта или писателя.

Основной герой проявляет все те черты, которые свойственны человеку настоящего времени, его общественному классу. В этом образе каждый для себя может вынести урок, сокрытый автором внутри произведения.

Лирические образы в музыке

Лирика передается через музыку. Она наиболее близка с ней. Музыка без слов может высказать все чувства, которые не так и сложно понять внимательному человеку. Лирические образы в мелодии могут передаваться с помощью инструмента или вокала.

Среди инструментальных лирических произведений выделяются классические работы Моцарта, Шуберта, Дебюсси, Бетховена, Вивальди, Чайковского, Рахманинова и других известных композиторов.

С помощью мелодий они формировали лирические образы. Ярким примером является Девятая симфония Бетховена. Композитор фокусируется на целом народе, лирическом образом выступает весь этнос.

В музыке звучат попытки примирить враждующих людей.

Бетховен в течении всей жизни старался привносить положительные черты всем своим образам. Он говорил: «То, что исходит от сердца, должно к нему и вести».

Многие исследователи берут это высказывание на вооружение при формировании определения лирического образа в целом. В «Весенней сонате» мелодия рассказывает о природе, о пробуждении мира после зимнего сна.

Лирические образы в музыке композитора воплотились в абстрактные понятия – весну, радость, свободу.

У Чайковского в цикле «Времена года» природа также становится главной. У Дебюсси лирический образ сосредоточен на Луне в композиции «Нежность». Каждый маэстро находил вдохновение в природе, человеке, в каком-то моменте. Все это потом становилось главной темой в музыке.

В числе самых известных романсов с лирическими образами можно назвать:

  • «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» Шуберта,
  • «К далекой возлюбленной» Бетховена,
  • «Романс о романсе» — слова Ахмадулиной, музыка Петрова,
  • «Я вас любил» — слова Пушкина, музыка Шереметьева,
  • «Тонкая рябина» И. Сурикова.

Лирические образы в литературе

Наиболее всего данный литературный род проявился в поэзии. Именно в ней наиболее часто раскрываются лирические образы персонажей путем описания их волнений. Поэты привносили собственное «я» в произведения.

Герой становился двойником автора строк. Появлялось описание судьбы человека, его внутреннего мира, а также некоторых характерных черт, повадок.

Такая — особенная — поэзия навсегда была увековечена Байроном, Лермонтовым, Гейне, Петраркой, Пушкиным.

Эти великие гении негласно изобрели основные правила в выбранном жанре, по которым и формировались лирические образы. Произведения становились более мягкими, индивидуальными, интимными.

Литераторы называют этих поэтов романтиками, что лишний раз подчеркивает тонкую связь со стилем. Тем не менее в лирической поэме может и не быть своего «я».

Так, примером могут выступать стихотворения Блока, где автор не переносит себя в произведение. То же касается и Фета.

Пушкин в стихах «Телега жизни», «К Чаадаеву» делал акцент не на «я», а на «мы» — в них он выступает наравне со своими персонажами.

В русской литературе герой может даже быть антиподом по своему духовному мировоззрению поэту. Яркими примерами такого стилистического направления являются образы в русской литературе в произведениях:

  • «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова,
  • «Черная шаль», «Я здесь, Инезилья…», «Паж, или Пятнадцатый год», «Подражания Корану» Александра Сергеевича Пушкина,
  • «Филантроп», «Нравственный человек», «Огородник» Николая Алексеевича Некрасова.

Это не полный список произведений. Лирические образы в них стали знаковыми для русской литературы.

В поэмах Сергея Есенина такой всплеск эмоций был переложен на коня. А у Марины Цветаевой присутствуют герои в виде птиц. Поэты наделяли персонажей собственными чувствами, соединив в один образ.

Многие исследователи лирического героя в России, в том числе и Гудковский, Гинзбурш, Роднянская, полагают, что сама аудитория дополняет его своим восприятием. Каждый человек может представить те чувства, которые испытывает герой произведения, по-своему.

Он руководствуется теми эмоциями, которые были вызваны музыкой или поэмой, балладой или театральным действом. Вечные образы в литературе подтверждают эту теорию. Автор лирического образа пытается передать свое виденье, полагаясь на то, что публика поймет его.

Источник: http://fb.ru/article/167656/liricheskie-obrazyi-liricheskie-obrazyi-v-muzyike

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.