Что такое лекция в университете?

Что такое лекция в университете? — База ответов на любые вопросы

Что такое лекция в университете?

Поступив после школы в ВУЗ, многие молодые люди поначалу теряются, не зная, как приспособиться к новой форме подачи учебного материала – лекционной.

В школе учиться было намного проще: всё, что нужно было заносить в тетрадь, учитель медленно диктовал, следя, чтобы все успевали записывать.

На лекциях в ВУЗе никто не заставляет конспектировать материал, но зато готовиться к семинарам и сессиям без хорошего конспекта очень сложно. Что же такое лекция в университете, и как на ней нужно себя вести?

Что такое лекция? Значение слова

Слово «лекция» заимствовано из латыни, которая в средневековой Европе была официальным языком науки и студенчества. Слово «lectio» означает «чтение». В наши дни лекциями называют:

— связное, последовательное изложение какой-либо темы в устной форме, предназначенное для обучения слушателей;

— письменное изложение курса публичных чтений, запись изложенного в устной форме преподавателем материала;

— учебное занятие, обычно длящееся полтора часа с небольшим перерывом, в ВУЗе или колледже.

В России лекционную форму обучения ввёл основатель первого университета в нашей стране М. Ломоносов. С тех пор она неизменно используется как основная методика подачи учебных материалов, многократно подтвердившая свою необходимость для учащихся.

Виды лекций

В процессе обучения преподаватели используют разные виды лекций:

лекции общего курса – наиболее распространенный тип, это системная и последовательная подача учебного материала в форме устного монолога;

вводные — излагающие основные вопросы или понятия, которые будут рассматриваться в ходе изучения предмета или учебного курса;

обзорные – касающиеся самых общих вопросов рассматриваемой тематики, наиболее часто используются для изложения материала студентам-заочникам либо перед экзаменами;

комплексные – с подачей материалов сразу нескольких смежных научных или практических специальностей, обычно читаются на спецкурсах или на курсах повышения квалификации.

Чтобы учебные материалы лучше усваивались и запоминались студентами, преподаватели могут использовать разные формы подачи лекционного материала:

традиционную – описательное изложение учебной темы в форме монолога;

беседу – изложение материала с вовлечением студентов в совместное размышление над освещаемыми темами;

проблемную – лекцию, в которой сочетается традиционное изложение части материала с самостоятельной работой над второй частью, где преподаватель очерчивает проблему и подсказывает пути решения, но студенты должны сами понять, как она решается;

провокационную – лекцию, в ходе которой преподаватель намеренно допускает ошибки, которые студенты должны обнаружить;

визуализованную – с использованием современных технологий визуализации, которые делают подачу материала более доступной и наглядной благодаря использованию рисунков, диаграмм, анимации и др.;

пресс-конференцию – лекцию, тему которой задают студенты, они же определяют её содержание, подавая перед началом лекции записки с вопросами по теме, на которые в ходе изложения отвечает преподаватель;

перекрёстную – лекцию, в которой принимают участие два преподавателя, а изложение напоминает диспут или диалог, где один излагает проблему, второй её раскрывает, первый дополняет, второй возражает и т.д.

Как студент должен себя вести на лекции?

Основной целью посещения лекций является получение знаний, поэтому желательно:

— посещать все лекции, указанные в расписании занятий, не пропускать их иначе, чем по уважительной причине;

— на лекции слушать преподавателя и стараться вести конспект, одновременно, если есть возможность, записывая лекцию на видеокамеру или диктофон;

— задавать преподавателю вопросы в ходе или после лекции, если что-то было непонятно или для того, чтобы обратить на себя внимание;

— дома обязательно просмотреть конспект и прослушать запись, дополнить законспектированную тему пропущенными важными моментами.

Возможно, вышесказанное выглядит банально и скучно, однако именно такой подход поможет хорошо усваивать учебные материалы и не страдать во время сессий из-за невозможности выучить всё за один-два дня.

Источник: https://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/chto-takoe-lekciya-v-universitete/

Что такое лекция? Лекция: определение и виды

Что такое лекция в университете?

Лекция (значение слова – «читаю» в переводе с латинского) как метод передачи информации от наставника ученикам возник еще в те далекие времена, когда только начала зарождаться философия. В середине первого тысячелетия в ряде развитых стран (Китай, Индия, Эллада, европейские государства) лекции использовались для одновременного обучения большого количества людей одним учителем.

Так как книги в те времена были чрезвычайно дорогими и редкими вещами, задачей лектора становилось публичное чтение или цитирование трудов ученых наизусть.

Сегодня практически каждый человек знает, что такое лекция, ведь смысл и содержание метода практически не изменились. Преподаватели средней и высшей школ повсеместно пользуются его преимуществами, постоянно совершенствуя и дополняя своими собственными приемами.

Что такое лекция: значение и применение

Углубляясь в значение термина, можно сказать, что лекцией следует называть такой способ изложения информации, который имеет стройную логическую структуру, выстроен с позиций системности, а также глубоко и ясно раскрывает предмет.

Основной компонент большинства учебных программ – это лекция. Предназначение ее заключается в следующем:

  • Изложение важнейшей информации по заданной теме.
  • Помощь в освоении фундаментальных проблем курса.
  • Упрощение процесса овладения методами научного познания.
  • Популяризация новейших достижений современной научной мысли.

Изучив данные, предложенные выше, можно перечислить основные функции лекции: методологическая, организационная, информационная. Иногда этот способ обучения становится единственно доступным, например, если нет учебников и пособий. Это часто случается в учебных заведениях на периферии и при разработке новых образовательных программ.

В таком случае лекция – это средство раскрытия понятийного аппарата конкретной области науки или знания, а также ее проблем.

Она способна дать цельное представление о том, что является сутью предмета, и показать, как он взаимосвязан с другими науками.

Лекции предоставляют базовую основу для использования других форм учебных занятий, таких как семинар, лабораторное и практическое занятие, курсовой и дипломный проект, консультация, зачет, экзамен.

Преимущества метода

Без всестороннего и объективного изучения невозможно составить достоверное представление о том, что такое лекция. Как и любой другой преподавательский прием, она имеет плюсы и минусы. Рассмотрим основные преимущества:

  1. В обязанности лектора входит планирование и контроль хода занятия. Это значит, что учебный процесс имеет четкую систему, а малейшие отклонения от намеченного плана могут быть оперативно устранены.
  2. Лекция – это отличный способ в один момент времени передавать информацию большому количеству людей. Таким образом, происходит охват довольно большой аудитории.
  3. Использование подобной системы позволяет существенно снизить расходы учебного заведения на одного студента. Это происходит в результате ускорения и упрощения процесса преподавания.

Выбирая лекции как способ передачи фундаментальных знаний учащимся, администрация учреждения должна отдавать себе отчет в том, что он отличается некоторыми специфическими особенностями.

Чтобы процесс обучения был действительно качественным, лектор должен обладать не только необходимой информацией и опытом, но и способностью к преподаванию.

Многие могут вспомнить популярные в студенческой среде анекдоты о скучных и длинных лекциях.

Надо ли говорить, что данные, надиктованные монотонным голосом без интонаций, практически не усваиваются? Эту проблему эффективно решает тренировка ораторского мастерства преподавателя.

Другая особенность кроется в самом понятии того, что такое лекция: фактически это монолог. Максимум общения между лектором и студентом заключается в ответе на заданные учащимся вопросы. Однако, как правило, от слушателей инициатива поступает редко. В результате можно наблюдать низкую вовлеченность студентов, отсутствие активности и высокого уровня усвоения информации.

Виды лекций: характеристика вводной лекции

В зависимости от задач, назначения и стиля проведения различают несколько основных видов лекций:

  • Вводная.
  • Информационная.
  • Обзорная.
  • Проблемная.
  • Визуализационная.
  • Бинарная.
  • Конференция.
  • Консультация.

Вводные лекции читают, чтобы дать первое представление о том, что представляет собой учебный предмет. Благодаря этому студенты могут сориентироваться в системе будущей работы. Задачей лектора становится ознакомление студентов с назначением и главными задачами курса. Он повествует о его роли и месте в системе дисциплин.

Учащиеся получают краткое изложение будущего курса, узнают о вехах развития науки и практики, а также о том, кто из ученых добился важнейших достижений и когда это было сделано. Кроме того, вводная лекция предполагает изложение перспективных направлений в исследованиях.

Также лектор поясняет студентам, что значит лекция, семинар и другие организационные виды учебного процесса. Он уточняет, какую литературу им следует использовать, когда и в какой форме сдавать отчеты.

Обзорная, информационная и другие лекции

Лекцией-информацией называют такие мероприятия, целью которых является информирование студентов о каком-либо предмете.

Преподаватель в общих чертах или более подробно излагает и объясняет учащимся научные сведения, которые должны быть осмыслены и запомнены ими.

Зачастую в процессе проведения таких мероприятий каждый студент ведет конспект лекций, где кратко фиксирует важнейшие моменты выступления. Следует отметить, что информационные лекции относят к традиционному типу.

Обзорная лекция призвана систематизировать научные знания на довольно высоком уровне. При этом ее особенностью становится наличие большого количества ассоциативных связей, задействованных при осмыслении информации. Обычно обзорные лекции не предусматривают конкретизации и детализации, они предназначены для раскрытия внутрипредметных и межпредметных связей.

Мероприятия, на которых лектор использует визуальные средства передачи материала, называют лекциями-визуализациями или видеолекциями. Задачей преподавателя становится своевременное комментирование демонстрируемых роликов, фотографий или слайдов. Такой способ подачи учебного материала используется в практике многих учебных учреждений, предоставляющих гуманитарное или техническое образование.

Бинарная — интересный тип лекции, при которой вместо монолога студентам предлагают диалог двух преподавателей. Как правило, каждый из них представляет отдельную научную школу или защищает конкретный взгляд на рассматриваемый предмет.

Лекция-конференция: что это и чем отличается от остальных типов

Когда мероприятие принимает вид научно-практического занятия, то есть присутствует заранее поставленная проблема и система докладов, то его называют лекцией-конференцией. Выступления, из которых состоит такая лекция, имеют строгую логическую структуру (вступление, основная часть, вывод).

Их готовят заранее на основе заданий, предоставленных преподавателем. Результатом всех выступлений становится всестороннее освещение проблемы. Роль лектора сводится к формулировке вывода и подведению итогов самостоятельно подготовленных текстов.

Кроме того, он дополняет и уточняет излагаемую информацию.

Существует несколько сценариев такого типа лекций:

  1. В первом случае структура мероприятия укладывается в схему «вопрос — ответ». Преподаватель на протяжении всего периода времени, отведенного для занятия, дает ответы на вопросы студентов (касающиеся конкретного раздела или всего курса).
  2. Второй вариант можно схематически изобразить как «вопрос — ответ/дискуссия». Это своеобразное сочетание трех элементов: лектор излагает новый материал, ставит ряд вопросов и организовывает дискуссию для поиска ответов. Однако не следует путать этот тип подачи информации с другими, так как есть существенные отличия лекции от семинара и тренинга.

Структура и разделы классической лекции

Обычно выступление лектора состоит из нескольких частей: введения, основного содержания и заключения.

Введение предназначено для установки связи данной темы с тем, что уже было изучено. Здесь озвучиваются цели и задачи выступления, а также приводится его план. Иногда в этом разделе указывают список использованных при подготовке источников, но чаще его оставляют для заключения. Введение занимает не больше 5-8 минут.

Вторая часть (основное содержание) представляет собой наиболее важный и содержательный этап лекции. Здесь преподаватель отражает ключевые идеи и теорию вопроса, излагает различные точки зрения, предоставляет оценочные суждения.

Заключительная часть каждой лекции отводится для обобщения и выводов по изложенной информации. Затем может быть презентован будущий лекционный материал, и определено направление для самостоятельной работы учащихся.

Источник: http://fb.ru/article/274605/chto-takoe-lektsiya-lektsiya-opredelenie-i-vidyi

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.