Что такое карма в буддизме и индуизме?

Карма в буддизме

Что такое карма в буддизме и индуизме?
Ответы на вопросы буддолога Алекса БерзинаКарма в буддизме

Является ли теория кармы эмпирической и научной или она принимается на веру?

Ответ:

Сама идея кармы достаточно многогранна, однако существует определенное заблуждение относительно того, что же это такое. Некоторые люди думают, что карма – это судьба или предопределенность. Они обычно говорят:

«Ну что ж, бывает, такая, видно, их карма»,

о тех людях, кого сбивает машина или чей бизнес рушится. Но это не буддийская идея кармы. В действительности это больше относится к воле Всевышнего – то есть к тому, что мы не можем понять или контролировать.

Карма в буддизме простое определение

В буддизме же карма определяется импульсами, или, иными словами, побуждениями. Из-за действий, совершенных в прошлом, сейчас в нас возникают побуждения к соответствующим поступкам.

Карма определяется импульсом, возникающим в уме человека и побуждающим его, к примеру, вложить средства в акции определенной компании за день до того, как они рухнут или, наоборот, возрастут в цене. Или у кого-то возникнет побуждение перейти улицу именно в тот момент, когда его или ее собьет машина, а не пятью минутами раньше или пятью минутами позже.

Позыв к действию

Появление позыва к действию именно в этот момент является результатом некоторого поступка или ряда действий, которые человек совершил прежде. Например, если в прошлой жизни человек искалечил или убил кого-нибудь, подобное деструктивное поведение приведет в результате к тому, что срок его жизни (обычно одной из следующих жизней) также сократится.

Таким образом, побуждение перейти улицу возникает у человека как раз в тот момент, когда это приведет к тому, что его собьет машина.

У человека может возникнуть побуждение закричать на другого человека или нанести ему вред. Это побуждение возникает вследствие привычки, возникшей в результате прежних действий подобного рода.

Оскорбления или физический вред, причиняемый другому, закладывают потенциал и создают тенденцию аналогичного поведения – так, что в будущем мы с легкостью будем снова вести себя подобным образом. Если же наша ругань сопровождается чувством гнева, то закладывается еще больший потенциал и устанавливаются еще более сильные тенденции к тому, чтобы снова и снова устраивать скандалы.

Помните: курение убивает вас!

Курение сигарет может служить еще одним примером. Выкуривая одну сигарету, человек закладывает потенциал для курения другой. Этим он также устанавливает тенденцию, или, иными словами, вырабатывает привычку к постоянному курению.

В дальнейшем, когда сойдутся соответствующие условия – в этой ли жизни, когда кто-нибудь предложит нам сигарету, или в будущей, когда мы будем еще детьми и увидим курящих людей, – в нашем сознании возникнет позыв, и мы начнем курить.

Карма объясняет, откуда приходит это побуждение курить. Процесс курения создает не только внутренний умственный импульс, побуждающий к повторению этого действия, но также влияет на физические импульсы в теле, например, провоцирует рак легких. Идея кармы имеет огромное значение, поскольку она объясняет природу возникновения наших побуждений.

Вопрос:

Может ли карма предопределить нашу восприимчивость к буддизму и пониманию его принципов?

Вещи не предопределены изначально

Однако, согласно буддийскому учению, вещи не предопределены изначально. Не существует судьбы, как фатальной предопределенности.

Когда идея кармы объясняется как процесс возникновения в уме неких импульсов или побуждений, то подразумевается, что при возникновении определенного побуждения мы сами выбираем, совершать соответствующее действие или нет. Основываясь на тех действиях, которые мы совершили в этой и прошлых жизнях, мы можем объяснить или предсказать, что может случиться в будущем.

Созидание и разрушение

Мы знаем, что созидательные действия приносят благие результаты, а разрушительные действия влекут нежелательные последствия.

И все же то, каким образом созреет конкретное кармическое действие, будет зависеть от многих факторов, которые, соответственно, могут оказать влияние на этот процесс. Здесь можно привести такую аналогию: если мы подбрасываем мяч в воздух, можeм предсказать, что он упадет. Подобным же образом, основываясь на прошлых действиях, мы можем предсказать, что может случиться в будущем.

Однако, если мы поймаем мяч, он не упадет. Точно так же, хотя мы можем предсказать, исходя из прошлых действий, то, что произойдет в будущем, такое предсказание не является абсолютным, неизбежным и фатальным, оно не высечено на камне, декларируя, что так и только так все должно произойти. Другие тенденции, действия, обстоятельства и тому подобное могут повлиять на созревание кармы.

Побуждение и выбор

Когда в нашем сознании возникает побуждение совершить некое действие, у нас есть выбор. Мы ведь не малые дети, которые действуют, следуя любому побуждению, пришедшему им в голову.

В конце концов, мы ведь научились ходить в туалет – мы не действуем сразу же, согласно первому возникшему побуждению. То же самое верно и в отношении побуждения сказать что-нибудь обидное другому или совершить нечто жестокое.

Когда такое побуждение возникает в нашем уме, мы можем выбирать:

«Следует ли мне сделать это или лучше воздержаться от подобного действия?»

Именно эта способность рефлексии, размышления и различения созидательных (конструктивных) и разрушительных (деструктивных) действий отличает людей от животных. В этом заключается великое преимущество человеческого рождения.

Итак, у нас всегда есть выбор, какие действия совершать, а какие нет. Такая возможность выбора обусловлена наличием в нашем уме определенного пространства, позволяющего нам осознавать сам факт возникновения импульсов. Многие буддийские практики посвящены развитию памятования.

Надо сбавить темп и осознавать

«Сбавляя темп», мы становимся более осознанными в отношении того, что мы думаем и что собираемся сказать или сделать. Медитация на дыхании, выполняя которую мы сосредоточиваемся на непрерывной череде вдохов и выдохов, предоставляет нам некоторое внутреннее пространство, позволяющее замечать побуждения в момент их возникновения.

Мы начинаем рассуждать:

«У меня возникло побуждение сказать что-то, что обидит другого человека. Если я скажу это, то могут возникнуть неприятности. Следовательно, я не буду говорить этого».

Мы можем выбирать. Если же у нас нет памятования, в уме возникает такое столпотворение мыслей и побуждений, что у нас просто не остается возможности выбора в русле здравого смысла. Мы попросту действуем, слепо следуя своим побуждениям, и это часто приносит в нашу жизнь новые проблемы.

Итак, мы не можем сказать, что абсолютно все предопределено, как в случае с нашей восприимчивостью к Дхарме. Мы вправе ожидать и можем предугадывать определенные ситуации, но мы также обладаем некоторым внутренним пространством для того, чтобы внести в происходящее определенные коррективы.

Что такое карма?

Что такое карма в буддизме и индуизме?

Условия, в которых оказываются люди, приходящие в этот мир, сильно отличаются. Например, некоторые родились дочерьми и сыновьями в богатых семьях, в то время как другие родились в бедных семьях.

Некоторые, будучи в молодом возрасте, поднялись до высокого положения, в то время как другие должны находиться на дне общества, как бы упорно они ни работали. Некоторые могут строить хорошие отношения с другими людьми, а некоторые — нет.

 В буддийском учении это называют кармой. Источник – Эзотерика. Живое Знание

Рассмотрим на примере, как может опуститься человек. Жила одна прекрасная девушка. Она была талантливой и умной, когда училась в старших классах. Все восхищались ею, говоря, как она красива и умна.

Она окончила колледж, вышла в мир, где встретилась с человеком, предававшимся бессмысленным наслаждениям, и забеременела. Она сделала один аборт, потом второй. Или другой пример. Жил прекрасный молодой человек. Он был совращeн плохими друзьями или дьяволом и совершил кражу. Затем он совершил множество краж.

Из-за того, что ему приходилось скрывать это, его душа огрубела. Обычно в результате подобных действий человек теряет способность думать и запоминать. Например, если первое состояние женщины соответствовало карме Мира Людей, то затем пришло невежество, которое суть карма Мира Животных.

Невежество — это состояние, в котором человек находится во власти обстоятельств или не имеет возможности думать. Часто падение продолжается: человек, впавший в невежество, проявляет жадность в отношении еды и привязывается к материальным вещам. Таким образом накапливается карма голодных духов.

В завершение он становится вспыльчивым, воюет с другими, или его мучают другие. Это карма Ада. Ад — это мир, или пространство, где каждый подвергается насилию со стороны другого.

Для того, чтобы уменьшить карму Мира Голодных Духов необходимо уменьшать жадность.

Если Вы регулярно медитируете, то при потреблении пищи один раз в день ваше тело будет стабильным, и Вы не будете нуждаться в большем количестве пищи.

Но если Ваш разум охвачен жадностью, Вы будете много есть и потреблять свою прану, жизненную энергию. Или Вы будете заниматься собирательством множества вещей и позволите своей душе быть контролируемой жадностью.

Карма Ада

Проявления кармы Ада можно показать на следующем примере: когда мы принимаем ванну, то чувствуем себя хорошо при температуре воды, скажем, от тридцати до сорока градусов, но нам холодно, когда ее температура равна двадцати или десяти градусам. При пяти или трeх градусах ощущается сильный холод.

Или Вы можете чувствовать себя всё ещe хорошо до сорока двух или сорока трех градусов, но если температура поднимется до сорока пяти или пятьдесяти или шестьдесяти градусов, то принятие ванны станет пыткой. Это означает, что карма находится в диапазоне температур от тридцати до сорока градусов Цельсия.

Затем, если Вы полны чувства ненависти, у Вас будет более сильная чувствительность к теплу или холоду, и границы диапазона терпимых температур от тридцати-сорока градусов сузятся до тридцати пяти-тридцати восьми градусов.

У Вас будут возникать болезненные ощущения при принятии ванны с температурой воды тридцать, тридцать один или тридцать два градуса Цельсия, в которой другие могут чувствовать себя комфортно. Ад — это то же самое. Вы падаете в Ад из-за того, что взрастили в своей душе ненависть.

Сильная боль в Аду — это боль, усиленная Вашей ненавистью. Значит, с помощью уничтожения ненависти, Ваша боль будет уменьшена, даже если Вы упадете в Ад, или Вы создадите карму, за счет которой Вы сможете избежать перерождения в Аду.

Итак, ваше поведение может показать, в каком мире Вы перевоплотитесь в следующей жизни, признаки следующей жизни уже присутствуют в настоящем.

Например, если Вы ненавидите что-либо и гневаетесь без видимых причин, это означает, что у Вас есть карма Ада.

Если Вы совсем ничего не отдаeте и живeте только для себя или жадно едите, у Вас карма голодных духов Если Вы склонны думать: “Это — моe, то — моe, это все моe”, — в Вашей следующей жизни Вы определeнно упадeте в Мир Голодных Духов.

Карма невежества

Состояние на одну ступень выше — это состояние, в котором Вы неспособны думать. Давайте возьмeм в качестве примера собаку. Если Вы бросите палку, она побежит за ней и вернeтся, неся ее в зубах. Кошка забывает сама о себе, играя с мячиком.

Подобно этому, если Вы поглощены занятиями спортом или увлечены скоростной ездой на автомобиле, и если Вы находите в этом удовлетворение, то Вам следует подумать о том, что у Вас присутствует карма невежества.

Это означает, что в следующей жизни Вы будете рождены животным.

Допустим, Ваш гнев не столь силен, или Ваша жадность не столь сильна, и Вы до некоторой степени понимаете Дхарму и практикуете ее.

Но Вы все еще скованы узами эмоций или чувств, другими словами, эмоции остались, или Вы можете жертвовать все, но привязаны к отдельной вещи, или если Вы имеете привязанность к какому-либо человеку, то вследствие этой привязанности Вы будете рождены в Мире Людей. Иначе говоря, причина рождения человеком — привязанность, основанная на чувстве любви.

Закон кармы

Один из принципов закона кармы заключается в том, что совершённое действие не приносит прямого результата. Другими словами, только при взаимном сплетении трех аспектов: действий, условий, при которых эти действия были совершены, и их объекта — получается конечный результат. Для того, чтобы понять, каким будет результат Ваших действий, необходимо полностью учесть все эти три аспекта.

Чтобы лучше понять это, можно представить три типа зеркал: вогнутое, выпуклое и ровное. Вогнутое зеркало делает Вас маленьким. Выпуклое зеркало делает Вас большим. А ровное зеркало может отражать объект, который в два раза больше его.

Но в этом случае давайте предположим, что оно может отражать такой же по размерам объект. Итак, перед нами три вида зеркал: вогнутое, выпуклое и ровное — и три субъекта действия. Представлены объекты, подвергающиеся воздействию, и субъекты, совершающие действие.

То, что называется возвращением кармы, подобно отражению в зеркалах. Здесь также учитываются расстояние, освещeнность и другие факторы. Если человек стоит перед этими зеркалами, то будет три вида отражений: по размерам больше человека, меньше его и равное ему.

Если Вы будете стоять на равном расстоянии от разных зеркал, то результат будет различным.

Одно действие – разные результаты

Таким образом, одно и то же действие, совершенное в отношении разных объектов при различных условиях может привести к различным результатам. Предположим, что Вы что есть силы ударили человека, полного ненависти. Затем Вы изо всех сил ударили человека, в котором преобладает энергия невежества — Тамас.

В третьем случае Вы ударили практикующего, который желает “отмыть” свою карму. Вы обнаружите, что в этих трeх случаях возвращение кармы будет различным.

В первом случае, с человеком, в котором сильна ненависть, к Вам возвратится не только физическая карма того, что Вы ударили его, но и интенсивная эмоциональная карма — ненависть этого человека. Во втором случае Вы получите не только карму быть побитым, но и карму невежества того человека.

В последнем случае практикующий подумает: “Спасибо Вам за то, что “отмыли” мою карму”. Когда Вы его ударите, Вы приобретeте карму продвижения в практике, когда будете побиты сами.

Как Вы можете видеть, в трех разных ситуациях результаты тоже будут разными. Этот принцип также применим к пожертвованию, которое является хорошей кармой.

Если Вы пожертвуете очень великодушному человеку, практикующему Четыре Безмерных Состояния Души, то результат будет выражаться в том, что к Вам наверняка вернется великодушие в больших размерах. Если человек — хороший бизнесмен, то увеличатся ваши шансы стать хорошим бизнесменом.

Если у человека высокий интеллект, то и вы, возможно, обретeте высокий интеллект. Если человек пытается достичь Освобождения, то к Вам тоже может придти стремление достичь Освобождения. Однако сам акт жертвования, остается одним и тем же.

Если проанализировать явления таким образом, можно будет увидеть, почему одни и те же поступки приносят различные результаты. И если Вы будете читать буддийские тексты, взяв это за основу, Вы очень хорошо поймете, например, такой текст, как “Дана-вагга”, текст о жертвовании.

Если Вы правильно проанализируете каждое явление, Вы поймете, что приведет Вас на Первые Небеса, какие поступки приведут Вас на Вторые Небеса, что приводит к вашему перерождению на Третьих Небесах, какая практика Вам необходима для того, чтобы попасть на Четвертые Небеса, и что нужно, чтобы достичь Пятых Небес.

Вы также поймете, что Вы переродитесь на Шестых Небесах, зарабатывая заслуги и овладевая медитацией.

Возврат кармы

В большинстве случаев к обычным людям карма возвращается медленно. Если Вы становитесь практикующим и начинаете заниматься медитациями, особенно медитацией Раскаяния, то карма начинает возвращаться к Вам намного быстрее.

Но соотношение между созданной кармой и возвращающейся кармой не увеличивается. Оно будет 1 к 1 или 1 к 0,1. Чем быстрее возвращается карма, тем быстрее она будет “отмыта”.

Когда Вы полностью это осознаете, Вы сможете на самом деле чувствовать природу кармы, другими словами, понимать, что ведет к спасению, а что нет.

: 3.47 (Проcмотров: 11944)

Читайте раздел Буддизм на портале эзотерики naturalworld.guru.

Источник: https://NaturalWorld.guru/article_chto-takoe-karma.htm

Понятие кармы в буддизме – действия и их результат в будущем

Что такое карма в буддизме и индуизме?

Приветствуем вас, дорогие читатели.

В западном мире буддизм – не самая распространенная религия, но она оказывает сильное культурное воздействие. Например, медитация быстро становится все более популярной. Идеи и термины из буддийских источников проникают в культуру. Однако при этом смысл понятий часто искажается.

Карма – одно из наиболее распространенных слов, значение которых толкуется неверно. Сегодня мы поближе познакомимся с его определением.

Определение

Кармические эффекты

Сравнение буддийской и индуистской философии

Практика

Заключение

Итак, зачастую считается, что оно означает судьбу или некую космическую систему правосудия. Сталкиваясь с постоянными неудачами, человек задумывается над тем, что у него, возможно, плохая карма. Но буддисты вкладывают в это понятие более конкретный смысл. Это намеренное, сознательное, волевое действие, происходящее в сознании человека и производящее определенный эффект в будущем.

Определение

Сразу стоит сказать, что понятие кармы в буддизме никак не связано с «моральной справедливостью» или «вознаграждением и наказанием». Эти идеи возникают из концепции высшего существа, Бога, который судит и решает, что правильно, а что ошибочно.

Термин «справедливость» неоднозначен и опасен, и от него человечеству иногда больше вреда, чем пользы. Кармическое учение – это теория причины и следствия, деяния и реакции. У него нет ничего общего с идеей справедливости или вознаграждения и наказания.

Сталкиваясь с проблемами, такими как болезни, потеря близких, война, стихийное бедствие, человек задается вопросом: «Почему я?». Кармический закон не ищет причину, а объясняет, что страдания – это результат негативных поступков по отношению к другим, а счастье проистекает из деяний, направленных на помощь окружающим.

Разум человека подобен полю, а поведение сродни посеву. Добродетельные поступки – это семена будущего счастья. Неблаговидные деяния дадут плоды в виде страданий. Семена, которые были посеяны в прошлом, не прорастают до тех пор, пока условия, необходимые для этого, не сойдутся вместе. В некоторых случаях проходит много жизней после того, как было выполнено первоначальное действие.

У кармы есть свои четыре закона:

  • Результаты схожи с причиной. Проще говоря, причиняя вред другим, притягиваешь страдания для себя.
  • Нет результатов без причины. То есть вещи не появляются просто из ничего.
  • Как только действие выполнено, результат не потерян. Аналогично предыдущему пункту, ничто никуда не исчезает.
  • Карма расширяется. Как только появляется отпечаток деяния в сознании, формируется привычка. Так и психология часто объясняет поведение взрослых их детским опытом.

Кармические эффекты

Тяжесть результатов действий зависит от нескольких факторов. Один из них – это намерение или мотивация. Пожалуй, этот аспект самый важный. Кармические эффекты неотъемлемо связаны с позитивным или негативным намерением. В числе других факторов:

  • Характер действия. Очевидно, что по степени тяжести распускание слухов не сравнится с воровством.
  • Фактический поступок. Между убийством при самообороне и садистским доведением до смерти разница огромная.
  • Основа или объект. Имеет значение, убил ли человек свою мать или муху.
  • Повторение. Важно, как часто производится действие, которое усиливает привычку. Как на войне, повторное убийство уже не кажется таким страшным.
  • Обратный эффект. Негативное поведение по отношению к другим без попыток сделать хоть что-то положительное всегда приводит к серьезным последствиям.

Иногда можно услышать о «хорошей» и «плохой» карме. Буддийское понимание «добра» и «зла» несколько отличается от того, что западные люди обычно вкладывают в эти термины. Чтобы понять, лучше заменить эти слова определениями «полезный» и «вредный».

Что это означает на практике? Полезные действия происходят от бескорыстного сострадания, любящей доброты и мудрости. Вредные поступки проистекают от жадности, ненависти и невежества.

Карма также бывает нейтральной. Это действие без моральных последствий, совершаемое невольно или ненамеренно. Например, сон, ходьба, дыхание. То есть, если кто-то случайно наступит на муравья, это понимается как нейтральная карма, так как элемента намерения в этом случае нет.

Сравнение буддийской и индуистской философии

В отношении кармы оба учения схожи в том, что текущее состояние жизни человека отражает его поступки в прошлых жизнях. Последователи буддизма и индуизма верят, что можно освободиться, вырвавшись из цикла смерти и перерождений. Но в их убеждениях есть и различия.

Индуисты верят, что поступки в этой жизни определяют качество следующей. Когда люди начинают жить, карма накапливается на основе их действий. Умирая, они входят в процесс сансары и возрождаются снова в любой форме. Реинкарнация зависит от качества текущей жизни. Конечная цель – достичь освобождения, спасаясь от сансары в процессе, называемом мокша.

Все управляется системой причин и следствий, действий и реакции. Карма – это способ объяснить зло и неудачи в мире, даже для тех, кто вряд ли заслуживает этого. Несчастье в любом случае связано с неправильным поведением в предыдущей жизни.

В буддизме карма – естественный порядок вещей. Это не наказание или награда от всевышнего. Те, у кого карма отрицательная, могут возродиться в обличье животных или оказаться в аду, а те, у кого она положительная, возродятся на небесах. Даже в лучшем случае буддисты пытаются избежать цикла смерти и перерождений, поскольку считают, что ничто не длится вечно.

Индуисты верят, что, несмотря на процесс возрождения, во всех существах есть постоянная атма или «я». Это вечное неизменное сознание. Возрождение происходит до тех пор, пока есть разум и тонкое тело. Буддисты не верят в существование неизменного «я». Они просто утверждают, что все иллюзорно, что есть вещество/сознание, которое трансмигрирует в этом процессе.

Другое ключевое различие заключается в том, что буддизм не говорит о существовании Бога. Его последователи воспринимают кармические эффекты и возрождение как законы природы, лишенные вмешательства свыше. Индуисты, напротив, считают их чем-то инертным и движимым волей сверхсознания, то есть Бога.

Практика

Чтобы не страдать, нужно избавляться от негативного кармического потенциала. Каждый может попытаться применить следующие методы:

  • Избегать мыслей, которые приводят к неправильным поступкам в будущем, контролировать свое поведение, разрушать негативные отношения.
  • Наблюдать за своим разумом и изучать его, поощрять мысли, ведущие к позитивным действиям.
  • Избегать отрицательных кармических семян, используя силы очищения.
  • Осознавать пустоту напрямую и избавляться от заблуждений, выходя из-под контроля прошлой кармы.

Практика очищения в буддизме мало чем отличается от методов, применяемых в других религиях. Самый существенный ментальный фактор – это искренность по отношению к самому себе. Кроме того, важно действовать с правильной мотивацией.

Итак, силы очищения:

  • Сила объекта. Помнить обо всех разумных существах, которые могут пострадать.
  • Сила сожаления. Речь не идет о бессмысленных самообвинениях. Нужно рассмотреть себя и свои действия и признать, что негативные поступки в прошлом были неразумными.
  • Сила обещания. Логическое следствие – постараться не повторять негативных деяний. Но если не быть честным с самим собой на этом этапе, практика будет бесполезной и даже вредной.
  • Сила практики. Приветствуется любое действие с хорошей мотивацией. Например, поклоны (уничтожение гордости), подношения (противодействие жадности), чтение священных текстов (борьба с невежеством и негативными мыслями), повторение мантр.

Проще говоря, чтобы получить хорошие всходы, нужно очистить землю от корней и сорняков, то есть избавить разум от негативных мыслей. Затем посеять семена путем изучения и медитации. А потом полить и удобрить, совершая положительные деяния. Богатый урожай не заставит себя ждать.

Заключение

Настала пора прощаться, дорогие читатели. Надеемся, вы узнали много полезного. Не забудьте поделиться новыми знаниями в соцсетях!

Источник: http://o-buddizme.ru/filosofiya-buddizma/ponyatie-karmy

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.