Что такое индуизм и чем он отличается от буддизма?

Сравнение буддизма и индуизма – сходства и отличия двух учений

Что такое индуизм и чем он отличается от буддизма?

25.09.2018

Определение и общие сведения индуизма…………………………………………….. 2

Определение и общие сведения буддизма…………………………………………….. 2

Сравнительный анализ индуизма и буддизма…………………………………………. 2

Список использованных источников……………………………………………………10

Определение и общие сведения индуизма.

Индуизм — древнейшая национальная религия Индии. Его истоки обычно возводят ко времени существования протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко II-III тыс. до новой эры.

При этом индуизм до сих пор сохраняет многие обычаи и установления с древнейших времен, протягивая в современность традиции архаической культуры, зародившиеся на заре истории.

Такого длительного, непрерывного и полнокровного существования не имела, пожалуй, ни одна другая религия.

Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме(религиозное представление и учение о Едином Боге) , политеизме(совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов) , панентеизме(религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется в мире) , и.т.д.

Определение и общие сведения буддизма.

Буддизм, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Буддизм возник в древней Индии в 6—5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем буддизма считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветлённого.

Сравнительный анализ индуизма и буддизма.

Буддизм возник на базе индуизма, религиозной традиции, насчитывающей около пяти тысяч лет. Само название появилось примерно в 1200 г . н.э.

в связи со стремлением мусульманских завоевателей провести различие между верой индийского народа и их собственной.

Сами индийцы предпочитают говорить о бессмертном учении или законе, пытаясь подчёркнуть внеземное происхождение их верований. Индуизм включает в себя широкое разнообразие религиозных верований:

  • Огромное большинство индусов тем или иным образом верят в бога, однако, есть и неверующие;
  • Одни индусы верят в то, что уважение ко всем живым существам требует от них соблюдения вегетарианского образа жизни; другие же приносят животных в жертву и с удовольствием поглощают мясо во время ритуальной трапезы на берегу реки;
  • Одни индусы поклоняются Шиве, другие Вишну или его воплощениям (аватарам) Кришну или Раме; остальные же предпочитают поклоняться богиням;
  • Объектом поклонения жителей одной деревни может быть совсем не то божество, которое покровительствует жителям соседнего селения;
  • Каждый отдельный индус может почитать одного, нескольких, многих или никаких богов;
  • Индусы могут одновременно верить в одного бога и в нескольких, являющихся воплощением единого божества;
  • Индивидуум может быть выражением истины как в конкретной, так и в абстрактной форме.

Таким образом, для индуизма название является зонтичным термином, который не требует полной идентичности с явлением.

Однако в индуизме выделяются главные божества:

  • Брахма – мировая душа, проявляющаяся как в боге Брахме, так и в отдельных предметах, из которых состоит мир;
  • Вишну – бог-созидатель всей Вселенной;
  • Шива – бог-разрушитель Вселенной.

Важную роль в индуизме играет учение о дхарме – совокупности обязанностей каждого сущего — от неодушевлённых предметов до людей и богов. Выполнение своей дхармы гарантировало воплощение в лучшем теле после разрушения предыдущего.

Жизнь, по учению индуизма, есть страдание, и лишь слияние с Брахмой избавляет от страдания.

Слияние с Брахмой – привилегия брахманов – служителей индуистской религии, а остальные должны добросовестно исполнять свой долг и ждать воплощение в брахмана в одной из следующих жизней.

Миросозерцание индуизма представлено в виде песен и сказаний. Одним из самых древних является Ригведа – “песни знания”, состоящая из более чем тысячи гимнов. Они обычно адресованы одному конкретному богу, и все вместе охватывают несколько десятков различных богов. Эти песни считаются откровениями Брахмы, полученными в форме словесного откровения вдохновенными мудрецами (риши).

В период с 300 г . до н. э. по 300 г . н. э. проходил процесс создания того, что сейчас называют классическим индуизмом, параллельно распространялся буддизм. Это время перенесения на бумагу древних преданий, выражающих индийские взгляды на мир. Была записана “Рамаяна” и “Махабхарата”. Основой их сюжета служит цикличность мира.

В начале миром правят справедливость и порядок (дхарма), потом нравы постепенно приходят в упадок, и, наконец, боги решают разрушить этот мир и построить его заново.

Действие “Рамаяны” происходит в эпоху, когда порядок ещё оставался достаточно прочным, на этом фоне описываются приключения царя Рамы, который в результате интриг был лишён трона и жены, но с помощью царя обезьян Ханумана и своего героизма он восстанавливает справедливость.

“Махабхарата” повествует о великой войне потомков царя Бхараты. Сын царя Каурава проявил несправедливость по отношению к брату – Пандаве, отобрав у него половину царства. Сыновья Пандавы вступились за отца, хотя он не хотел воевать против брата.

Перед решающей битвой Арджуна, один из сыновей Пандавы, смутился духом, не желая убивать родственников. Однако бог Кришна, приняв облик человека, вышел на битву и занял место колесничего на колеснице Арджуны. Он изложил ему суть индуистского учения о дхарме и убедил исполнить свой долг воина.

Широкое распространение получил ещё один цикл сказаний о Кришне, который, сбежав из дома, обосновался среди пастухов Вриндабана. Легенды рассказывают о его мастерстве игры на свирели и о проделках с жёнами и дочерьми пастухов.

Существует мнение, что для своих почитателей он приходится отцом, другом, старшим братом, но одновременно – любовником и мужем. Эротические изображение соединения с Кришной служит символом близости почитателя к богу.

В рамках индуизма возникло несколько школ, стремившихся найти способы вечного слияния с Брахмой. Одни предлагали пост (воздержание от пищи), другие – медитацию (размышление о Брахме), третьи – отрицание насилия (отказ от убийства живых существ).

Были и такие, которые ставили целью избавление от земной жизни и воплощение на других планетах, где жизнь, по их мнению, была долгой и беззаботной.

Способом достижения этого считалось служение богам этих планет, якобы выполнявшим некоторые функции на земле.

Основатель одной из школ, предложивший не только новую методику слияния с божеством, но и новую цель религии, известен под именем Будды (в дословном переводе с языка бенгали – “просветлённый). Сейчас не подлежит сомнению тот факт, что он был исторической личностью, и родился примерно в 560 г . до н. э.

, однако его жизнь овеяна множеством легенд и самых невероятных утверждений. Рассказывают, что Будда во время своей предпоследней реинкарнации сам выбрал себе время, место рождения и родителей.

В матери взял добродетельную Майю, которая доказала свою чистоту и совершенство на протяжении всех предыдущих жизней в течение 100 000 лет. Отец его был раджой (правителем) небольшой провинции на севере Индии. Однажды ночью Майя, давшая обет целомудрия, увидела сон, что в её чрево вошёл белый слон.

Десять месяцев спустя в священной роще в день полнолуния в мае она родила ребёнка. Через семь дней Майя умерла, так как родившая Будду не могла служить иным целям.

Назвали мальчика Сиддхарта, что означало “тот, кто добился цели”. Однако в жизни Будду звали Гаутама, в честь его знаменитого предка, учителя индуизма. Имя Будда, под которым он стал известен впоследствии, является фактически почётным прозвищем, означающим “пробуждённый” или “просвещённый”. Оно слилось с его именем так же, как и прозвище “Христос” с именем Иисуса.

Мальчика обучали искусствам, наукам и военному делу. Он жил в исключительной роскоши. В 16 лет женился на одной из красивейших девушек Индии по имени Яшодара, после смерти отца стал раджой, однако жизнь не приносила ему удовлетворения, поэтому Сиддхарта решил уйти и стать бездомным, чтобы решить основную проблему индийской религии – найти путь избавления от страданий.

Сначала он занялся йогой, но пришел к выводу, что это не истинный путь. Затем Гаутама шесть лет занимался жестоким самоистязанием, но только подорвал своё здоровье. Отчаявшись найти выход, он перешёл к медитации.

Погружённый в размышления под фиговым деревом, которое называлось “деревом просветления”, он в конечном итоге достиг высшего знания и стал Буддой. Просветление проходило в три этапа.

В первую ночь медитации перед ним прошли все его предыдущие жизни, во вторую – он сверхъестественным зрением увидел циклы рождения, смерти и перерождения и познал управляющий ими закон, а в последнюю ночь ему открылись четыре священные истины.

Теперь, когда он стал просветлённым и полностью свободным, он мог погрузиться в нирвану, но ему явился бог Брахма и попросил передать знания людям.

Вскоре Будда собрал группу последователей, привлечённых его безмятежным спокойствием, непререкаемым авторитетом и содержанием его учения. В общину принимались все, невзирая на принадлежность к кастам, и браминов, и купцов, и неприкасаемых.

Когда число монахов достигло 60, Гаутама отправил их распространять новое учение по всему свету.

Сам Будда после просветления сорок четыре года путешествовал по Индии, собирая милостыню и проповедуя. Сезоны дождей он проводил с товарищами в городских парках, где в честь него строились общественные здания (вихары). В восемьдесят лет в городе Кушинагара он, плотно пообедав, искупался и умер от сердечного приступа.

Легенды красочно живописуют его погружение в нирвану и сообщают, что в момент сожжения его тела произошло страшное землетрясение.

После смерти Гаутамы возникла необходимость упорядочить его учение и собрать в связной форме, поэтому через несколько месяцев в Раджагрихе был собран Совет (сангити), решения которого пересмотрены через сто лет на втором буддийском Совете, но решающим явился третий Совет, собранный в 253 г . до н. э.

В течение девяти месяцев тысяча монахов занималась проверкой, обработкой и классификацией ушедших в прошлое традиций, но на этой стадии материал находился ещё в устной форме и лишь в 1 в. до н. э. на острове Цейлон были записаны первые буддийские тексты.

Источник:

Йога и Буддизм: сходства и различия

Йога и Буддизм являются родственными традициями, которые эволюционировали в одной и той же духовной культуре древней Индии. Они пользуются одинаковыми терминами и следуют похожим принципам и практикам.

По этой причине не удивительно, что многие из нас, рожденных на Западе, особенно после первоначального знакомства, склонны относиться к учениям Йоги и Буддизма, как к практически идентичным. Нам даже иногда хочется комбинировать их учения или практики, так как кажется, что между ними нет реальной разницы.

 Различия, которые исторически всегда существовали между этими двумя системами, которые сохраняли их отдельно, как разные традиции, менее очевидны для нас на Западе, чем их сходства. Бывает что люди, изучающие одну из этих традиций, склонны видеть другую в качестве заимствующей у первой.

Те, кто изучает Буддизм, могут обнаружить так много сходств в Йоге, что заподозрят сильное буддистское влияние на Йогу. Те, кто изучает Йогу, могут обнаружить так много сходств с Буддизмом, что они увидят сильное йогическое влияние на Буддизм.

Шиваитско-буддистское учение существовало в Индонезии в средневековье, и о многих тантрических йогах того времени трудно утверждать, были ли они индуистами, или буддистами.

Индуисты начали считать Будду аватаром Вишну во время средневекового периода, и большинство индуистов все еще считают, что мы живем в эпоху Будда-аватара. Большинство индуистов принимают Будду как великого учителя, даже если они не принимают всех учений Буддизма.

Тем не менее, кроме сходств и связей, две традиции всегда имели довольно существенные различия. 

Йога и медитация

Сегодня Йога больше всего известна своей традицией асан (йогических поз), которые являются наиболее популярной, видимой и внешней формой этой системы. Буддизм известен как традиция медитации, с помощью более популярных форм буддистской медитации, таких как Дзен и Випассана.

Источник: http://buddistt.ru/traditsii/sravnenie-buddizma-i-induizma-shodstva-i-otlichiya-dvuh-uchenij.html

Дхармические религии: индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм

Что такое индуизм и чем он отличается от буддизма?

Вера – неотъемлемая часть каждого из нас. Наши религии (от лат. “соединять”) разнятся, но есть и то, что объединяет их – стремление приблизиться к Богу, поиск защиты у Него. Эта истина не зависит от вероисповедания.

Что такое дхармические религии?

Дхармические религии – это группа, состоящая из четырех религиозных направлений, которые объединяет вера в Дхарму – универсальный закон бытия.

Дхарма имеет множество обозначений – это Истина, путь благочестия, проникающий, словно лучи солнца, во все стороны Вселенной.

Говоря простым языком, Дхарма является совокупностью методов и учений, которые помогают понять и прочувствовать, как устроена человеческая жизнь, какие законы довлеют над ней.

Дхармические религии

Какие религии относятся к дхармическим?

  • Буддизм;
  • джайнизм;
  • сикхизм;
  • индуизм.

Интересный факт! Термин “буддизм” был введен европейцами, сами буддисты именуют свою религию именно Дхармой.

Рассмотрим по-отдельности каждую из вышеназванных религий.

Буддизм – древнейшая мировая религия

Итак, что такое буддизм? Кратко о религии и ее основах можно рассказать следующее.

Христианство и ислам – две другие мировые религии – значительно моложе буддизма. Эта религия зародилась в 500-600 гг. до н. э. Его основателем была, согласно мнению историков, реальная личность – Сиддхаттха Гаутама, мудрец из племени шакьев.

Позже он получил имя Будда Шакьямуни. “Будда” означает “просветленный”.

Согласно преданию, Сиддхаттха безуспешно искал ответ на вопрос о том, почему мир наполнен страданиями, и однажды, по прошествии 7 лет, на него снизошло просветление, и он получил ответ.

Буддизм создал целую цивилизацию, с собственной системой образования, литературой, искусством. Буддизм можно относить как к религиозному, так и к философскому течению. Например, буддисты верят, что мир не имеет начала и конца – он создается ежесекундо миллионы раз, и однажды этот процесс попросту закончится.

Расскажем кратко о религии (буддизме) и ее концепции.

Основная мысль состоит в том, что вся жизнь человека является страданием. И причина этого страдания – наши привязанности и слабости. Освободившись от них, человек достигает божественного состояния, именуемого нирваной. Кроме этого, дхармические религии объединяет вера в перевоплощения.

Чтобы избавиться от желания, буддизм предлагает восьмитричный путь спасения – правильные намерения, мысли, поступки, усилия, помыслы, речь, образ жизни, понимание, сосредоточенность.

Буддизм делится на 2 направления – Хинаяна и Махаяна. Они существенно отличаются друг от друга, но сходятся в основной концепции.

Индуизм – основная религия Индии

Эта уникальная дхармическая религия не имеет своего основателя, учение которого распространялось бы последователям. Большинство концепций индуизма были сформированы во времена Христа, но богам, которым поклоняются индуисты сегодня, их предки поклонялись еще 4 000 лет назад. Эта мировая религия постоянно развивается, вбирая в себя новые знания и истолковывая их по-своему.

Основные тексты индуистов – Веды, а также Рамаяна, Упанишады и Махабхарата. Они содержат философские учения, заклинания, стихи, молитвы и обряды и считаются фундаментом религии. Так, в текстах есть 3 варианта рождения и устройства Вселенной. Кроме этого, индуисты уверены, что все в мире циклично. Будь то череда перевоплощений души или эволюция космоса, однажды она повторится вновь.

Индуисты поклоняются 330 богам, но верховным среди них считается Брахма. Они верят, что Брахма, безличный и непознаваемый, находится в каждом атоме Вселенной. Он воплощается в 3 формах: Создатель, Хранитель и Разрушитель.

На фото – Ганеша, бог богатства и процветания в индуизме.

Несмотря на то что сегодня индуизм настолько обширен, что разделяется на множество ответвлений, существуют фундаментальные понятия, которые мы сейчас рассмотрим.

Душа не погибает. Когда умирает бренное тело, она переселяется в другое тело, не всегда человеческое. Закон кармы нерушим: никакой грех и никакая добродетель не останутся без ответа, если не в этом воплощении, то в следующем. И лишь от человека зависит, кем он родится в следующий раз. Круговорот рождений и смертей называется Колесом Сансары.

В священных текстах можно найти 4 цели, к которым должен стремиться каждый человек. Это артха (власть, деньги), кама (наслаждения, прежде всего плотские), мокша (прекращение циклических перевоплощений) и дхарма. Последняя заключается в долге.

Например, долг золота – желтый цвет и блеск, льва – свирепость. Дхарма человека выражается по-разному. Это может быть уважение к религии, отказ от насилия, добродетельный образ жизни. Дхарма разнится у двух полов и у представителей социальных слоев.

Следовать своей дхарме – значит улучшать качество жизни в будущих перевоплощениях.

Мокша – это что-то вроде конечной остановки духовного развития. Избавление от бесконечного круга страданий, который человек вынужден переживать снова и снова в новых воплощениях. Термин можно встретить в индуизме и буддизме. Душа, достигшая этой стадии духовного развития, становится бесконечным существом. Этого состояния можно достигнуть даже при жизни.

Джайнизм – “не навреди”

Джайнизм – это еще одна индийская религия, менее распространенная, чем индуизм и буддизм, но также относящаяся к дхармическим религиям. Основная мысль заключается в ненанесении вреда любому живому существу.

Раньше джайнизм не выходил за пределы своей родины, но сегодня в Америке, Австралии и даже в Европе создаются общины, поддерживающие философию джайнизма.

Зародилась эта религия предположительно в 9-6 вв. до н. э., однако так ли это на самом деле, никто сказать не может. Основатель джайнизма – пророк Джина Махавира Вардхамана. Термин “джина” (на санскрите – “победитель”) используется в религии для обозначения людей, сумевших освободиться от Колеса Сансары и достичь дхармы.

Джайнизм имеет очень интересную философию. Его последователи считают, что во Вселенной все процессы происходят самостоятельно, без помощи Божественного Начала.

Основная цель религии – правильность мыслей и поступков, отказ от насилия для достижения божественного сознания.

Оно заключается в прекращении перерождений души, достижении божественного состояния, именуемого во всех индийских религиях нирваной. Лишь аскет может достичь мокши.

Примечательно, что в этом плане джайнизм схож с буддизмом, но он отрицает кастовые различия. Религия учит, что любое живое существо имеет душу, которая может спастись от Сансары. Кроме этого, джайнизм очень строго относится к соблюдению нравственных норм.

Религия сикхизм (“сикх” – “ученик”) преобладает в индийском штате Пенджаб, но сегодня последователей этого учения можно встретить также в Канаде, Америке, Великобритании. Она – последняя из обсуждаемых нами сегодня дхармических религий.

Основателем сикхизма стал Гуру Нанак, живший на рубеже 15-16 столетий. Он считал, что Бог – это Истина, которую познают через учителя, духовного наставника. Нанак утверждал, что Бог – это любовь, добродетель, красота, Бог присутствует во всем прекрасном и добром.

Нанак учил, что все люди равны, не делил их мужчин и женщин или на касты. Он также выступал против обряда самосожжения вдов, который практиковали индуисты. Религия сформировала несколько фундаментальных утверждений.

1. Приблизиться к Богу можно лишь путем добрых поступков и бескорыстной любви к Богу и окружающим. Основная форма поклонения – медитация.

2. Сикхи высоко ценят свободу и осуждают тех, кто пытается манипулировать людьми.

3. Все люди – братья.

Примечательно, что в 17 веке десятый Гуру сикхов создал боевую дружину, в которую вошли все, кто мог держать оружие. Причиной ее создания стали жестокие гонения, которым подвергались сикхи со стороны индийских императоров. Эти люди воевали за независимость и даже на какое-то время получили ее. Но вскоре пали в борьбе с англичанами.

Заключение

Итак, сегодня мы рассмотрели дхармические религии и их особенности. Каждая из вышеупомянутых религий не только жива, но и получает распространение благодаря последователям по всему миру.

Источник: http://fb.ru/article/348555/dharmicheskie-religii-induizm-djaynizm-buddizm-i-sikhizm

Немного истории

Возникновение буддизма овеяно красивыми легендами. Согласно им, в 563 году до нашей эры в семье раджи и царицы Махамайи в майский день полной луны, родился сын. Восемь провидцев, которые были приглашены отцом ребенка для определения его будущего, увидели в новорожденном младенце исключительные признаки и предсказали, что станет он либо великим царем либо Буддой.

Мальчик получил имя Сиддха́ртха Гота́ма (Гаутама), что означает того, кто добился своей цели. Мать его вскоре после родов умерла. Отец пытался всячески оградить сына не только от религиозных веяний, но и от страданий окружающего мира.

Выехав на колеснице впервые за пределы дворца на тридцатом году своей жизни, Готама узрел то, что изменило всю его дальнейшую жизнь.

Увидев на улице сначала нищего, затем больного старика, а после отшельника и мертвого, он внезапно осознал, что в мире существуют неизбежные события: старение, болезни, смерть, лишения, мучения, и никакие материальные блага не могут изменить подобный ход бытия. Самопознание – вот истинный путь для постижения истины жизни.

Подобные размышления заставили его отказаться от богатой, сытой жизни и подтолкнули к странствиям с целью познания и достижения Просветления. Долгий путь лишений, длиной в шесть лет на грани изнеможения, закончился в день его рождения, после 49-дневной медитации под фикусовым деревом, когда пришло осознание Истины.

https://www.youtube.com/watch?v=HTEVQ-p1s1A

Гаутама достиг Просветления в 36 лет, поняв причину всех человеческих страданий и пути избавления от них. Именно с этого момента, его будут звать Буддой, что означает Пробудившийся или Просветлённый.

Основы учения

Четыре благородных истины являются фундаментом буддизма. Кратко их можно изложить так:

  1. Страдание существует.
  2. Причина его – жажда или желание.
  3. Возможно прекращение страдания – достижение нирваны, отказ от жажды.
  4. Дорога к избавлению от страдания – Восьмеричный Путь.

Находясь в своих странствиях на пороге смерти, Будда осознал, что к познанию истины не приводят ни мирские блага, ни самоистязание. Правильный Путь лежит посередине, включает в себя такие категории, как мудрость, нравственность, духовная дисциплина.

Основными доктринами буддизма считаются:

  • Учение о причинно-следственной связи и карме, поясняющее, что не существует в мире причин и следствий какого-либо явления, но существуют условия его возникновения или невозникновения. Страдания человека, зависят от его действий и поступков, которые определяют карму – судьбу.
  • Учение анатмавады – теория отрицания души.
  • Учение мгновенности. Основными положениями его являются постулаты: бытие мгновенно, а любое состояние непостоянно. События возникают, подобно вспышке, образуя «узоры», обусловленные причинно-следственными кармическими связями. Жизнь состоит из отдельных вспышек, создающих иллюзию некой стабильности.
  • Буддийская космология – учение о мироздании, развитии вселенной, о перерождении.

Удивительно, но факт: ученые в области ядерной и квантовой физики нашли подтверждение правильности буддийской теории о кальпах – периодах возникновения и уничтожения мироздания.

Основным постулатом учения является следующее утверждение: не существует каких-либо божественных субстанций. Есть человек, проживающий свою жизнь и отвечающий за все, что с ним происходит. Достигнуть состояния Пробуждения можно путем избавления от иллюзий. Увидеть жизнь такую, как она есть, помогает путь самоограничения, следование заповедям и медитация.

Коротко об индуизме

Учение не имеет основателя и четкой доктрины. По сути, индуизм – это не единая религия. Она представляет собой совокупность различных течений, основанных на Ведах. Возникновение его датируется 16-15 веками до н.э.

, что значительно раньше появления буддизма, христианства, ислама. Этот факт позволяет считать индуизм самой древней религией человеческой цивилизации.

Несмотря на существующее большое количество течений, их отличия друг от друга, все они имеют общие черты сходства, выражающиеся в следующих признаках:

  • Признание и почитание божественного начала, поклонение изображениям и статуям.
  • Признание законов Сансары – возможности переселения душ одних живых существ в другие.
  • Признание законов Кармы. Перевоплощения зависят от совершенных поступков.

Индуизм проповедует чтение мантр, практикует йогу и медитативные методики, одобряет ритуальные жертвоприношения, как средство получения божественных благ тому, кто их совершает.

Отличия и сходство двух религиозных учений

Рассмотрев некоторые ключевые моменты и особенности, гораздо проще говорить о том, чем отличается буддизм от индуизма. В чем разница и чем похожи эти два религиозных направления можно представить в виде следующей таблицы:

ПризнакБуддизмИндуизм
Суть учения Учение о пути по достижению Просветления, имеет четко выстроенную философию. Основатель – Будда. Не отрицает и не утверждает присутствие некого божественного начала. Основная цель – созерцание духа внутри самого себя. Проповедует некий срединный путь, без крайностей – аскезы и удовольствий. Только познав себя, можно достичь Просветления и высшего состояния – Нирваны. Представляет совокупность различных религиозных течений, основанных на Ведах. Основателя нет. Весь мир – Сансара, представляющая цепь кармических перерождений. Основная цель – выйти за ее пределы и достичь Абсолюта. Достижение задачи возможно путем строжайшей аскезы, самоотречения, жертвенных приношений.
Отношение к социальному статусу Проповедует равенство всех социальных слоев общества. Четко выражена кастовая разница: к достижению Сансары гораздо ближе находятся проповедующие индуизм из высших кастовых слоев.
Национальная принадлежность Возник на Индийском субконтиненте, но не имеет национальной принадлежности. Буддистом можно стать просто, приняв философское учение, вне зависимости от предыдущей принадлежности к какой-либо конфессии либо одновременно придерживаться иных религиозных воззрений. Имеет отношение к жителям Индийского субконтинента. Нельзя стать индуистом без принадлежности к определенным национальным, культурным традициям.
Отношение к Богу, как высшему Творцу Отсутствует понятие Бога, как единого Творца всего существующего. Признает неких божественных существ – дэвов (демонов), но считает их равными любым другим живым существам, подчиняющимся кармическим законам и Сансаре. Признает Бога, как вселенского Творца, имеющего различные проявления.
Отношение к насилию (Ахимса – ненасилие в буддизме, Химса – жертвоприношение в индуизме) Пропагандирует ненасилие и уважительное отношение к любым проявлениям жизни. Утверждает, что поклонения Богам и ритуальные жертвоприношения несут благо тому, кто его совершает.
Взгляды на устройство мира Мировое устройство не имеет начала и конца, не имеет Создателя. Единого мироздания нет. Миров бесконечное множество. В буддизме нет понятия аналогичного понятию церкви, храма. Отсутствует понятие души, наказания за грехи. Нет четкого разделения понятий праведности и греховности. Миром руководит Создатель. Важной задачей является осознание своего единства с Богом. Пропагандируется поклонение храму, божествам. В более ранних учениях существуют понятия ада и рая. Существуют раздельные понятия праведного и грешного.

Оба учения, несмотря на имеющиеся принципиальные различия, имеют общие черты сходства, что позволяет некоторым исследователям считать буддизм одной из веток индуизма. Будда заимствовал такие понятия, как Карма, Сансара, Дхарма и многие другие, придав им совершенно иной смысл и трактование.

Оба религиозных направления практикуют чтение мантр, медитацию и занятия йогой, но цель и пути поиска истины жизни у них различаются.

Бертран Рассел, британский философ и математик, отмечал, что теория буддизма дает понятие и объясняет многие явления, которые неподвластны науке.

Индуизм и буддизм

Что такое индуизм и чем он отличается от буддизма?

Ареал возникновения и распространения индуизма Индийский субконтинент, большинство исповедующих эту религию живут в Республике Индия.

Историческое название индуизма санатана-дхарма, что в переводе с санскрита означает «вечный путь» или «вечный закон».

Современный термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», представляющего собой персидский вариант санскритского имени реки Синдху (Инда).

Важно подчеркнуть, что сам по себе индуизм не имеет одного основателя, не представляет собой единой религии со стройным вероучением, а включает множество религиозных путей, имеющих одни ведические корни, но подчас противоречащих друг другу.

Индуизм внутренне неоднороден и представляет несколько направлений. Прежде всего, он делится на два течения – шиваизм (шайвизм) и вишнуизм (вайшнавизм). Эти течения берут свои названия от имен индуистских богов – Шивы и Вишну.

Оба направления являются по сути политеистическими культами, поскольку Шива и Вишну имеют богов-детей, богинь-супруг, почитание которых также является обязательным в контексте религиозной практики обоих направлений. В каждом направлении Шива и Вишну претендует на роль главы политеистических пантеонов Индии.

В свою очередь, шиваизм и вишнуизм также распадаются на несколько направлений. Параллельно с шиваизмом и вишнуизм процветает народный индуизм, выражающийся в поклонении сотням местных божеств, которые, в большинстве случаев, находятся между собой в супружеских или родственных связях.

В то же время, с народным индуизмом в Индии существует мощная организация жреческого сословия брахманов, которые хранят основные тексты религии и занимаются обрядовой практикой.

Все направления индуизма объединяет несколько положений:1. вера в богов и их почитание в виде идолов (мурти), то есть статуй и скульптурных изображений.2.

вера в переселение душ, то есть возможность души вселяться в тела всех видов живых существ – от насекомых до человека (сансара).

3.

вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями (карма).

Шиваизм и вишнуизм настаивают на возможности освобождения (мокша) от закона перевоплощения через почитание божеств. Для этого сторонники этих направлений разрабатывают различные методы освобождения (йога).

Предлагаемые шиваизмом и вишнуизмом методы освобождения от сансары многоварианты. Однако все они так или иначе включают два момента: 1. почитание ведущего бога политеистического пантеона и сопутствующих ему божеств.

2.

систему психических и физических упражнений для достижения безразличия к земной жизни.

Индуистские культы и методы преодоления сансары были подвергнуты критике другим религиозным направлением, также появившимся на территории Индии – буддизмом.Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (приблизительно с 623г. до н. э. по 543 г. до н. э.), принявший эпитет Будда (на санскр.

буквально — «пробудившийся») решил, что для освобождения от сансары индуистские культы и методы несовершенны. Свое религиозное мировоззрение он свел к четырем положениям:1. мир полон страданий (дукха).2. причина страданий есть результат моей плохой кармы, порождаемой привязанностью ко всему земному (самудая).3. страдание можно прекратить (ниродха)

4.

существует путь для прекращения страданий (марга)

В учении Будды отпала необходимость индуистской культовой практики, политеистическим божествам Индии был отведен более скромный статус. Адепт учения должен был направить свои усилия на достижение состояния угасания всех земных желаний (нирвана на санскр.

«угасание, прекращение») собственными усилиями. Для этого предлагался восьмеричный путь правильного воззрения, решимости, речи, поведения, образа жизни, усилия, направления мысли и сосредоточения, через который надо достичь освобождение от всех привязанностей.

В то же время Будда не отверг политеистическую картину мира по сути. Места божеств оказались незанятыми и стали постепенно заселяться существами достигшими нирваны (или отказавшимися войте в нее – бодхисаттвы) и многочисленными богами, «принявшими» буддизм.

Так возник сложный буддийский пантеон, требующий жрецов и обрядов.

В буддизме можно выделить два основных направления: Махаяна (великая колесница) и Тхеравада (Теравада — учение старейших). Отличительной чертой махаяны является стремление к освобождению всех без исключения живых существ.

Она развивает культ бодхисаттв («тот, чья сущность — просветление») как существ, которые сознательно отказываются от нирваны с целью освобождения всех. Махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии, Тибете, Монголии, а также у ряда народов России (бурят, калмыков, тувинцев).

Тибетский буддизм махаяны (ламаизм) развил мощную иерархическую структуру и сложную обрядовую практику, в которой главы иерархии объявлены живыми бодхисаттвами. Тхеравада – единственное сохранившееся из направлений раннего буддизма. В ней нет учения о Бодхисаттвах, ритуал более прост.

Буддизм тхеравады распространен главным образом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже. В буддиской общине (сангха) принято деление на монахов и мирян. Последователи тхеравады считают, что достичь нирваны могут только монахи.

Оценка буддистского учения. Буддизм, в противоположность христианству, проповедует абсолютное неприятие мира; его идеал – полное уничтожение мира и прежде всего уничтожение личного бытия, самоуничтожение.

Усилия буддийского мудреца все время направлены не к обнаружению положительной основы фактов и явлений жизненного процесса, не к обретению истины, а к разоблачению отрицательных качеств бытия, к выяснению призрачности и обманчивости вещей, действий и явлений, составляющих содержание жизни.

Всюду в этой сложной, полу-философской, полу-мистической работе пробивается непрерывное стремление не к величайшей реальности, не к абсолютному бытию, не к Богу, а к уменьшению интенсивности бытия, к слиянию саморазлагающегося и искусственно разлагаемого живущего существа с абсолютным небытием, с нирваной.

Это не рост духа, составляющий цель христианской аскетики и мистики; это, выражаясь подлинными словами буддизма, «прекращение духа.» Сообразно с этой основной тенденцией буддийского экстаза, от него веет ледяным холодом, настоящим дыханием смерти. Во всех рассуждениях нет ни одного слова о любви.

Но зато, сколько забот, дум, грез об «угашении,» о «прекращении» … Если конечная цель есть избавление от перевоплощений и совершенное уничтожение личного бытия, то добродетель низводится на степень лишь подготовительного средства, которое на известной ступени совершенства грозит стать помехой на пути к цели.

Действительно, дела, совершенные в настоящей жизни, необходимо переводить к новому перевоплощению. Дурные дела не выгодны: они приведут к новому воплощению с увеличенными страданиями. Но и добрые дела приводят к новому воплощению; правда они обеспечивают «небесные радости,» но они презренны, потому что они не вечны и не избавляют от возрождений.

«Как бы велики не были нужды и потребности других, никто не должен ради них жертвовать своим собственным спасением,» находим мы в своде буддийской морали.

Фон Шредер (исследователь индусской культуры) говорит: «Снова и снова, со стороны буддизма – отрицание; со стороны христианства – утверждение. Любить, страдать и, наконец, жить – вот обязанность, вот желание истинного христианина! Не любить, не страдать, не жить – вот идеал буддиста.

Здесь воистину выясняется глубокая и широкая, не переходимая пропасть буддизма и христианства.

»
Отвергнув идею Творца и твари, и понимая мир как только зло, одно недолжное, философия буддизма вносит зло в само Абсолютное, в котором зарождается непонятная «суета,» «волнение,» порождающие ничтожный мир, заслуживающий лишь уничтожения.

Среди современного поколения необыкновенно популярны восточные «мудрецы», индийские гуру, тибетские ламы, японские учители дзен-буддизма и т.п.

… Суть же и цель всех этих «духовных» сетей и ловушек всегда одна: увести человека от познания Истинного Бога, от покаяния, усыпить и успокоить совесть без исповедания грехов, сокрыть истинное болезненное положение души, создать иллюзию «духовного» и физического здоровья…Все эти учения есть духовный наркоз… Восточные религии внушают больному человеку, что он здоров, пробуждают в нем веру в свои совершенство и божественность, питают гордыню, по действию злых духов щедро одаривают его самыми изысканными и приятнейшими «духовными утешениями», «видениями», переживаниями «блаженств», «покоя», «мира» и «бесконечности».

Вступающий на путь подобных религиозных опытов вскоре начинает ощущать на себе их явное действие, видит в себе многие изменения к «лучшему» – он, как ему кажется, становится спокойнее, увереннее в себе, бодрее, даже радостнее, примиряется с ближними и т.п., но это плоды глубокой прелести, дворец этот выстроен на ложном основании – на песке гордыни, самоупоения, лести себе, на обожествлении самого себя.

архимандрит Лазарь (Абашидзе) 

Христиане иногда впадают в прелесть, а йоги в ней изначально находятся.
протоиерей Владимир Цветков

Page 3

Истина, конечно же, одна; не может быть много истин. Вот в чем самый главный вопрос. Суть не в том, чья вера лучше или хуже, а в том, какая является единственно истинной.
Я согласен, что другие веры также имеют нравственные учения. Естественно, что нравственность христианства несравненно выше.

Но мы верим во Христа не из-за Его нравственного учения, не из-за Его заповеди «любите друг друга», не из-за Его проповеди мира и справедливости, свободы и равенства. Мы верим во Христа потому, что Его присутствие на земле сопровождалось сверхъестественными событиями, которые указывали на то, что Он – Бог.

 
архимандрит Епифаний (Феодоропулос)

Еретические учения… должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении.
святитель Иоанн Златоуст

Page 4

Христиане – правильные иудеи, те, кто узнал в Иисусе Христа, а не продолжает ждать Мессию.

Есть два главных отличия иудаизма от христианства. Первое: христианство стоит на том, что Бог открылся через Иисуса Христа, что было и остается единственным и уникальным спасительным актом соприкосновения между Небом и землей. Для иудаизма Иисус Христос был в лучшем случае великим учителем морали и веры, последним из библейских пророков.

Второе отличие: иудаизм, родившись из ветхозаветной религии, почти уже универсальной, превратился в религию национальную, то есть был отброшен в одну из древних фаз религиозного развития. В древности, до времен Александра Македонского, все религиозные традиции были тождественны национальным.

То есть если человек был греком, он исповедовал греческую религию, потому что он не мог почерпнуть информацию нигде, кроме своей семьи, города, своей общины. Национальные религии являются пережитком тех древних времен. Для иудаизма это имело значение чисто историческое, потому что он сохранял идентичность израильского народа, еврейского народа.

Но свое мировое значение он утратил. 
протоиерей А. Мень

Page 5

Каббала (евр. qabbalah – принятие, предание) – мистическое учение и мистическая практика в иудаизме. Каббала, представляет собой фантастическую смесь эзотерического оккультизма, замешанную на языческих религиозно-философских идеях.

Это эзотерическое теософское учение по духу совершенно чуждо Священному Писанию, ибо Божественная истина, содержащаяся в святой Библии, имеет целью спасение всего человечества.

Занятие любыми видами оккультизма (в том числе каббалой) вводит человека в общение с падшими духами. Зараженный недугом тщеславия и, не имея духовного зрения, чтобы увидеть впереди зияющую бездну, такой человек оказывается порабощенным демонами. Все занятия магией и оккультизмом кончаются духовной смертью.
иеромонах Иов (Гумеров)

Источник: https://azbyka.ru/induizm-i-buddizm

Что такое индуизм и чем он отличается от буддизма? – База ответов на любые вопросы

Что такое индуизм и чем он отличается от буддизма?

Индуизм – самая древняя из современных религий, ей примерно 5500 лет. По числу приверженцев – а их больше миллиарда – она уступает лишь христианству и исламу.

Правда, большинство индуистов живёт в Индии и соседнем Непале, остальные – в других регионах, где некогда поселились индусы.

Индуизм включает множество верований, традиций, направлений, мелких сект. Его основа – представление о том, что душа после смерти человека переселяется в оболочку другого живого существа.

Если человек жил праведно, то перевоплощение каждый раз идёт по восходящей, и так – пока душа не сольётся с богом. На этом её переселения прекращаются. Если совершать неблаговидные поступки, душа может перебраться в какую-нибудь травинку или таракана. Восхождение придётся начинать сначала.

В индуизме есть своя божественная триада – творец Вселенной Брахма, Шива и Вишну. Они способны представать в новых обликах (аватарах) и носят тысячи имён. Есть и множество божеств второстепенных, местных.

Какую роль играет в индуизме система каст?

Издавна население Индии чётко делилось на четыре сословия – касты. Высшей кастой были брахманы – жрецы и учёные. На общественной лестнице они стояли даже выше царей – те были ступенькой ниже, в касте воинов и правителей. На третьей ступеньке – торговцы, ниже – ремесленники, земледельцы, скотоводы.

В самом низу стояли неприкасаемые с их «нечистой» работой: кожевенники, гончары, уборщики, прачки. Внутри каждой касты складывалось множество подкаст общим числом свыше трёх тысяч. Каста человека наследственная и неизменна для его потомков.

Деление на касты покоится на базовых положениях индуизма – круговороте превращений и карме (действиях, влияющие на судьбу). Каждый смиренно принимает то место, которое заслужил предыдущей жизнью. И старается жить так, чтобы когда-нибудь его душа вселилась в человека более высокой касты.

Такая система делает общество стабильным, снимает конфликты.

Однако с ростом городов и изменением всего уклада жизни кастовая система пришла в упадок. В 1997 г. президентом страны избрали Рамана Нараянана, выходца из «неприкасаемых».

Такой системы нет, да и другой – тоже. Каждый храм существует сам по себе, никому не подчиняясь. Не бывает никаких всеиндийских съездов для выработки общих норм, утверждения текстов, ритуалов.

Служители разных храмов, религиозные учителя организационно не связаны друг с другом. Таким индуизм был с самых древних времён.

Какое место среди богов индуизма занимает Кришна?

Кришна – это воплощение Вишну, посланное в мир, чтоб облегчить людские страдания. По преданиям Кришна родился в царской семье; возмужав, убив демонов, навёл порядок при дворе, вызволил из плена тысячи девушек (и взял их в жёны), победил в великой битве.

В 1960-х годах культ Кришны вышел за пределы Индии, и ныне экзотически одетые группы кришнаитов – не редкость в Европе и Америке. «Общество сознания Кришны» стало первой легальной религиозной организацией СССР. Кришнаиты – вегетарианцы, не курят, не употребляют спиртного и наркотиков, верны в браке.

Основное их духовное занятие – совместное распевание сотни имён Кришны.

Чем индуизм отличается от буддизма?

В буддизме, в отличие от индуизма, есть основоположник – Будда («просветлённый»), причём это человек, а божественных существ не предусмотрено. В чём основные отличия в системе веры? Буддисты…

— отрицают существование бессмертной души;

— главной целью ставят высшую благодать (нирвану);

— этот идеал стараются достичь без крайностей (типа самобичевания), а умеренностью;

— верят, что действия человека (карма) жёстко не определяют его будущего;

— не признают касты, считают изначально равными всех людей.

Правда ли, что индуистом стать можно лишь родившись индусом?

Нет, неправда. Хотя она и растиражирована на просторах Интернета. Ни в каких священных индуистских книгах такого запрета нет. В давние времена в стране не было других религий, и всякий новорождённый автоматически становился индуистом.

Сейчас восточные верования стали популярны на Западе. Индуистские общины появились по всему миру. Ныне в большинство индуистских сект беспрепятственно принимают тех, кто признáет основные положения индуизма.

Кстати, многие гуру индуизма считают, что достичь высшего совершенства можно и оставаясь в другой религии, главное – верить по-настоящему.

Источник: https://www.mnogo-otvetov.ru/faith/chto-takoe-induizm-i-chem-on-otlichaetsya-ot-buddizma/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.