Что такое глаголы в русском языке?

Роль глагола в речи. Части речи в русском языке — глагол: значение и употребление

Что такое глаголы в русском языке?

Роль глагола в речи важна необычайно, без него наша речь немыслима. Существительные дают предметам, идеям и событиям имена, прилагательные описывают их свойства.

А глаголы, подобно живой воде, вдыхают жизнь в окружающих их словам, связывают их в законченное, полноценное предложение, наполняя его движением и активностью.

Они придают мыслям эмоциональную окраску, показывают протекающие процессы не в застывшем виде, а в их развитии, помогают понять природу взаимоотношений между объектами бытия.

История слова «глагол»

Прародителями термина «глагол» были старославянские слова «глагол» – речь, слово; «глаголишь» — ведешь речь, многословишь, молвишь; «глаголивый» – беседливый, разговорчивый. Глаголицей именовалась древняя азбука славян.

Еще во времена Пушкина слово «глагол» буквально переводилось как «речь», «слово», о чем свидетельствует известный призыв поэта «глаголом жечь сердца».

Постепенно старое значение вышло из употребления, и сегодня под словом «глагол» понимается часть речи.

Какую роль выполняет глагол в нашей речи

Глаголами называются слова, которые обозначают состояние объекта или действие и отвечают на вопросы «что сделать?», «что делать?» (съесть, идти). При помощи глаголов говорящий может выразить не только процесс или состояние, но и признаки (листья желтеют), отношение (люблю родителей), количество (утроили доходы), время действия (завтра уезжаю).

Это самая богатая смыслами и формами часть речи в русском языке. Глагол с помощью приставок и суффиксов образует целое семейство слов, которые способны тонко отражать смысловые и эмоциональные нюансы действительности, это можно увидеть на примере слова бежать: сбежать – пробежать – убегут – оббежать – избежал – отбегали – прибежать – забежала — разбежался.

Грамматическое значение

Грамматическая роль глагола в речи заключается в отражении динамической природы явлений, предметов, живых существ, он может характеризовать:

• состояние объекта (лежать, быть, переживать);

• физическое действие (работать, бить, молотить);

• процессы, происходящие с объектом (молодеть, расти, толстеть);

• движение (идти, плыть, лететь);

• отношения (уважать, ненавидеть, завидовать);

• эмоции (восторгаться, робеть, грустить);

• состояние природы (холодает, темнеет).

Грамматические формы глагола:

1. Инфинитив (остановиться, дышать).

2. Личные формы (я танцую — ты танцуешь — мы танцуем — они танцуют).

3. Родовые формы (он упал – она упала – оно упало – они упали).

4. Причастия (придуманный, влюбленная).

5. Деепричастия (принимая, начиная).

6. Безличная форма, обозначают процессы, которые происходят без действующего объекта (сверкало, приготовлено, светало).

Морфологические функции глаголов в речи

Глаголы обладают несколькими постоянными и непостоянными морфологическими признаками.

К постоянным относятся следующие.

1. Вид глагола -определяет суть происходящего действия относительно его завершенности или незавершенности:

  • глаголы, которые отвечают на вопрос «что делать?», называются глаголами несовершенного вида, они описывают еще продолжающиеся процессы (он пишет письмо, она готовит ужин);
  • глаголы, которые отвечают на вопрос «что сделать?», называются глаголами совершенного вида, они описывают уже законченные процессы (он написал письмо, она приготовила ужин).

2. Переходность глаголов определяет, переходит ли действие на объект или нет:

  • переходные глаголы описывают действия, распространяющиеся на объект (мама кормит дочку, я читаю книгу);
  • непереходные глаголы относятся к процессам, которые не переносятся на другой предмет (краснеют листья клена, птица парит).

3. Возвратность показывает направленность процесса на себя или на другой объект:

  • возвратные глаголы описывают действие, направленное, возвращенное на себя, они строятся с помощью суффиксов «-сь» и «-ся» (Лена умывается, я греюсь);
  • невозвратные глаголы излагают процессы, которые направлены на другой объект (Лена моет голову, я грею ладони).

4. Спряжение регламентирует написание глаголов в зависимости от числа и рода:

  • Глаголы первого спряжения имеют любые окончания, кроме » –ить» (орать, хотеть, блеснуть).
  • Глаголы второго спряжения имеют окончание «-ить» (дорожить, крутить, дарить).

К непостоянным признакам относятся следующие.

1. Род:

  • мужской (играл, играющий);
  • женский (стояла, стоящая);
  • средний (уходило, приготовленное).

2. Лицо:

  • первое (я говорю, ты говоришь);
  • второе (мы знаем, вы знаете);
  • третье (он помогал, она помогала, они помогали).

3. Время:

  • настоящее (ищу, берут, требует);
  • прошлое (искал, брали, требовали);
  • будущее (найду, возьмут, потребуют).

4. Число:

  • единственное (укусил, покусанная);
  • множественное (укусили, покусанные).

5. Наклонение:

  • изъявительное (я успеваю, она уходит);
  • повелительное (обязательно успей, уходи);
  • условное (успел бы, ушла бы).

Синтаксическое значение

Глагол занимает важнейшее место в русском синтаксисе. Прежде всего, он является сказуемым, которое в связке с подлежащим описывает многообразие действий и состояний объектов. Но синтаксическая роль глагола в речи значительно шире, он может быть:

• сказуемым (я (что сделал?) смастерил скворечник);

• дополнением (я очень люблю (что?) мастерить скворечники);

• обстоятельством (я пошел к друзьям (зачем?) мастерить скворечники):

• несогласованным определением (я обожаю одно хобби – (какое?) мастерить скворечники);

• подлежащим: ((что?) мастерить скворечники – мое хобби).

Стилистика

В глаголе заключены громадные стилистические возможности. Использование глаголов в речи многообразно и зависит от ситуации, они могут сделать мысль предельно ясной или экспрессивной, холодной или обжигающей, неспешной или стремительной. Они помогают доходчиво и живописно формулировать сложнейшие процессы, состояния людей, их эмоции и потребности.

1. Деловой стиль. Официальные бумаги характеризуются строгой, емкой и сухой стилистикой. На первое место выходят шаблонность, описательность, именной вид речи.

Глаголы часто вытесняются громоздкими отглагольными существительными.

В деловых бумагах совсем мало глаголов, примерно 60 штук на 1000 слов, в научных работах этот показатель равен 90 слов, а в публицистическом и художественном стилях — 150 глаголов и больше.

2. Научный стиль насыщен абстрактными понятиями, точными определениями, характеризуется сдержанностью и логичностью. Цель научных работ – описывать и раскрывать закономерности и разнообразные феномены, поэтому выбор глаголов негласно регламентирован научным сообществом в пользу слов с отвлеченной, абстрактной семантикой: иметь, быть, являться.

3. Публицистический стиль многообразен: в него входят и бульварные газеты, и серьезные аналитические издания, и статьи в тематических журналах. Публицистике свойственен событийный, повествовательный способ изложения.

Стилистическая окраска и количество глаголов зависит от типа издания. Так, в узкоспециализированном тексте, испещренном сложными существительными-понятиями, количество глаголов может быть минимально.

А в статье, посвященной жизни телезвезды, глаголы выйдут на первый план.

4. Разговорный стиль имеет невообразимое число градаций и полутонов, его эмоциональное и смысловое содержание зависит от ситуации и темперамента говорящего. Глаголы в разговорной речи помогают облечь чувства, желания и состояния в слова, донести их до другого.

5. Художественный стиль наиболее полно раскрывает роль глагола в речи и его потенциал. В руках мастеров слова глагол превращается в магический инструмент, способный образно и конкретно выразить самые сложные вещи.

В художественной литературе глаголы часто встречаются в переносных смыслах, кроме того, все великие писатели искусно используют богатую синонимичность глаголов, тщательно выискивая самое верное слово, идеально описывающее ситуацию или героя.

Многозначность глагола

Значение и употребление в речи некоторых глаголов заставляет задуматься даже носителей русского языка, что уж говорить об иностранцах, которые порой не в состоянии понять смысл, казалось бы, очевидного предложения. Все дело в многозначности глаголов.

Например, у слова «ломать» пять словарных значений, у слова «стоять» – девять, а у слова «брать» – двенадцать. Язык постоянно развивается, аккумулируя удачные слова и значения.

Из первичного значения слова появляются вторичные и крепко входят в речь, делая ее цветастой и образной.

Например, можно пилить ветки, а можно – мужа; упасть в лужу или в чужих глазах; хлопать в ладоши или дверью; собрать доказательства или урожай; бить копытом или баклуши; держать яблоко, экзамен или слово; сойти с поезда или с ума; попасть в рай или на деньги; родить ребенка или мысли; порой убегает собака, а порой – молоко или время.

Синонимичность

Глаголы-синонимы имеют одно значение, но отличаются эмоциональной и стилистической окраской. К примеру, слово «упасть» нейтрально по стилю, слово «шмякнуться» или «грохнуться» относится к разговорному стилю (просторечному), «низвергнуться» или»рухнуть» – к высокому, художественному стилю.

Синонимы показывают, какую роль выполняет глагол в нашей речи.

Выбор уместного варианта зависит от ситуации и очень важен, потому что неверно сказанное слово не только искажает мысль и затрудняет понимание, но и ставит человека в смешное положение.

Уличный сленг нелеп в научной статье, высокопарные глаголы несуразны житейском разговоре, научные слова лишние в легком художественном произведении.

Источник: http://fb.ru/article/328086/rol-glagola-v-rechi-chasti-rechi-v-russkom-yazyike---glagol-znachenie-i-upotreblenie

Подборка правил: глагол

Что такое глаголы в русском языке?

Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие (идти, брать, хвалить, сделать).

Признаки

1. Постоянные:

  • вид (совершенный/несовершенный);
  • спряжение I или II;
  • переходность (переходный/непереходный);
  • возвратность (глаголы, которые без -СЯ не употребляются).

2. Непостоянные

  • наклонение (изъявительное, условное, повелительное);
  • число (единственное(иду, шёл, пойду), множественное (идём, шли, пойдём);
  • время (прошедшее, настоящее, будущее);
  • род (мужской, женский, средний);
  • лицо (первое, второе, третье);
  • возвратность (глаголы, имеющие возвратные и невозвратные формы).

Неопределённая форма глагола

Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, оканчиваются на -ТИ, -ТЬ или -ЧЬ, не имеют признаков времени, числа, лица и рода (идти, печь, стричь).

Вид глагола

В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.

  • совершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что сделать? и обозначают уже совершённое действие или действие в начальной стадии исполнения  (решить, прочесть, спеть, запеть);
  • несовершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что делать? (решать, читать, петь, запевать).

ЗАПОМНИ!

  • Только несовершенный вид: заискивать, перекликаться, перестреливаться, поглядывать, подсвистывать, подсевать, покашливать, приговаривать, принадлежать, разгуливать, сожалеть.
  • Только совершенный вид: грянуть, допроситься, загреметь, зашагать, отшуметь, очутиться, перепортить, побежать, полежать, полить, помечтать, понадобиться, попридержать, пораздумать, посидеть, хлынуть.

Спряжение глаголов

Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.

Выделяют 2 спряжения глагола:

I спряжение —  глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -УТ, -ЮТ (петь, прятать, колоть, тянуть, веять, мыть);

II спряжение —  глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ИТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -АТ, -ЯТ (возить, пилить, тратить).

ИСКЛЮЧЕНИЯ!

  • Эти глаголы относятся к I спряжению: брить, стелить, зиждиться, зыбить.
  • Эти глаголы относятся ко II спряжению: гнать, дышать, держать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть.

Способ определения спряжения глагола

  • Если личное окончание ударное, то определяем по личному окончанию: 1. Если -У/-Ю, -ЁШЬ, -ЁТ, -ЁМ, -ЁТЕ, -УТ/-ЮТ, то это I спряжение. 2. Если -У/-Ю, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ, то это II спряжение.
  • Если личное окончание безударное, то определяем по неопределённой форме 1. Если неопределённая форма оканчивается на -ИТЬ (кроме брить, стелить), если это один из 7 глаголов на -ЕТЬ (смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть), если это один из 4 глаголов на-АТЬ (слышать, гнать, дышать, держать), то это II спряжение. 2. Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

ЗАПОМНИ!

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.

  • Переходные — обозначают действие, которое переходит на какой-либо предмет, обозначаемый существительным, в винительном падеже без предлога (если действие переходит на часть предмета, винительный падеж заменяется родительным) — провожать сестру, рубить берёзу, читать книгу, шить костюм, выпить молока.
  • Непереходные — обозначают действие, которое не переходит на другие предметы (глаголы с суффиксом -СЯ – непереходные) — гулять в саду, спешить на поезд, заниматься спортом, купаться в море.

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы – это непереходные глаголы с суффиксом -СЯ.

Многие глаголы в русском языке имеют возвратные и невозвратные формы: мыть(ся), драть(ся), валять(ся), умывать(ся), стучать(ся), гнуть(ся).

Некоторые глаголы без -СЯ не употребляются: смеяться, надеяться, стараться, бояться, гордиться, сомневаться.

Наклонение глагола

В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.

  • изъявительное наклонение — обозначает действие, которое происходило, происходит или произойдёт (спал, сплю, буду спать).
  • сослагательное (условное) наклонение — обозначает действие желаемое или возможное, образуется с помощью формы прошедшего времени глагола и частицы БЫ (я написал бы, вы пришли бы).
  • повелительное — обозначает побуждение к действию, приказ, просьбу (принесите, стойте, встань).

Время глагола

Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.

  • Прошедшее время относится к действиям, которые к моменту речи уже завершились. Отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делало? что делали?

Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).

  • Настоящее время относится к действиям, которые происходят в момент речи. Отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?

Изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).

  • Будущее время относится к действиям, которые произойдут в будущем. Отвечают на вопросы: что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем? что сделаете? что сделают?

Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).

Формы будущего времени

  • простая (от глаголов совершенного вида: увижу, увидишь, увидит, увидим, увидите, увидят).
  • сложная (от глаголов несовершенного вида: буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать).

Правописание НЕ с глаголами

ЗАПОМНИ!

НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (Не спать! Он не боялся идти в лес.).

ЗАПОМНИ!

Глаголы, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ

ЗАПОМНИ!

Чтобы узнать, пишется у глагола -ТСЯ или -ТЬСЯ, нужно поставить вопрос. При вопросах что делать?/что сделать? пишется -ТЬСЯ, а при вопросах что делает?/что сделает? пишется -ТСЯ.

  • Что делать? купаться, смеяться, возиться, лениться, учиться.
  • Что делает? купается, смеётся, возится, ленится, учится.

ь пишется

  • В инфинитиве (неопределённой форме) (мыться, печь, писать, хотеться).
  • В окончаниях 2 л. ед. ч. настоящего или простого будущего времени (делаешь, помоешь, умываешься).
  • В повелительном наклонении (исправь, спрячься). Исключение: ляг, лягте.

ь не пишется

  • в форме 3 л. ед. ч. настоящего или простого будущего времени (умывается, делается).

Правописание суффиксов глаголов

  • -ТЬ суффикс неопределённой формы глагола (пахать, пилить, строить, дышать).
  • суффикс прошедшего времени (слышать – слышал, читать – читал).
  • -НУ-, -А-, -Я-, -И- неизменяемые суффиксы глаголов (глохнуть, работать, веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, строить, стоить, удвоить, утроить, клеить).
  • -ОВА-/-ЕВА- пишутся в глаголах, которые в 1 лице ед. числа оканчиваются на-УЮ, -ЮЮ (командую –командовать, воюю– воевать).
  • -ЫВА-/-ИВА- пишутся в глаголах, которые в 1 лице ед. числа оканчиваются на -ЫВАЮ, -ИВАЮ (опаздываю –опаздывать, настаиваю – настаивать).
  • -Е/ТЬ в глаголах с приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ пишется в непереходных глаголах с приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ-, обозначающих действие, замкнутое на самом субъекте (обессилеть от усталости, обескроветь (самому)).
  • -И/ТЬ в глаголах с приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ- пишется в переходных глаголах с приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ-, обозначающих действие, направленное на кого-то другого (обессилить врага, обескровить (кого-то другого)).

Источник: https://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/podborka-pravil-glagol/

Глагол как часть речи

Что такое глаголы в русском языке?

Оглавление

Глаголы — это слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать?) , например: говорить, читать, привезти, расти, сберечь, таять, задуматься.

Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на ть, -ти‚ -чь.

Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.

В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое (Мы начали тренироваться.

Он не мог участвовать в турнире), но может выступать и в качестве других членов предложения, например подлежащего (Учиться — наша задача), несогласованного определения (У него было горячее желание учиться), обстоятельства (Он уехал учиться), дополнения (Преподаватель советовал нам больше читать).

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы бывают переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например: читать журнал, любить оперу, отправить телеграмму, привезти газеты.
Все остальные глаголы — глаголы непереходные, например: расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю.

Возвратные глаголы

Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь), называются возвратными, например: дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить). Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: купается, купаются, купался, купаются.

Все возвратные глаголы — непереходные.

Виды глаголов

Глаголы имеют особые формы, показывающие, как протекает действие. Эти особые формы называются видами глагола. Глаголы имеют два вида — совершенный и несовершенный.

Совершенный вид

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало, например: начертить, бросить, отвести, спеть, запеть.

Они имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, спели, запели) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют).

Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Несовершенный вид

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало, например: чертить, бросать, цвести, петь.

Они имеют три формы времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели), настоящее (что делают? — чертит, бросают, цветут, поют) и будущее сложное, состоящее из двух слов — слова буду, будешь и т. д.

и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь).

Наклонения глаголов

Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:

  1. изъявительное наклонение, показывающее. что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет, например: Мы врагов встречаем просто: били, бьем и будем бить. В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (см. предыдущий пример);
  2. сослагательное (условное) наклонение, показывающее, что действие возможно лишь при определенном условии, например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы. В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени), например: рассказывать — рассказывал бы (м. р.), рассказывала бы (ж. р.), рассказывало бы (ср. р.), рассказывали бы (мн. ч.) (обратите внимание на раздельное написание частицы бы);
  3. повелительное наклонение наклонение, обозначающее действие, которое велят, просят, советуют совершить, например: Виски ей уксусом потри. Опрыскивай водой. Поклон, сударь, отвесьте!; При нем не спорь ты вкривь и вкось и завиральные идеи эти брось! Повелительное наклонение образуется прибавлением суффикса к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса, например: нести — несут — неси, привезти — привезут — привези; рассказывать — рассказывают — рассказывай; готовить — готовят — готовь. Во множественном числе прибавляется -те: несите, привозите, рассказывайте, готовьте.

В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.

В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).

Спряжение глаголов

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.

Число Лицо Окончания I спряжения Окончания II спряжения
 Единственное 1-е 2-е3-е (я) -у (-ю) (ты) -ешь (-ёшь) (он, она, оно) -ет (-ёт)  -у (-ю)-ишь-ит
 Множественное 1-е 2-е3-е (мы) -ем (-ём) (вы) -ете (-ёте) (они) -ут (-ют)  -им-ите-ат (-ят)
  1. Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым. В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет) , во множественном — по второму (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (1 спр.), остальные формы — второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите.
  2. Глаголы дать и есть (принимать пищу) относятся особому спряжению и спрягаются так: в единственном числе: 1-е л.- дам, ем; 2-е л.- дашь, ешь; 3-е л.- даст, ест; во множественном числе: 1-е л.- дадим, едим;2-е л.- дадите, едите: 3-е л.- дадут, едят. Те же окончания сохраняются и в глаголах с приставками: подашь, поем…, подадите, поедите…

Безличные глаголы

Среди глаголов выделяется группа безличных глаголов, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:

  1. в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени, например: светает, рассветает, рассветет; знобит; смеркается;
  2. в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело; знобило;
    смеркалось.

В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и быть не может) подлежащего, например: Буран, угомонился. Лишь слегка вьюжило; Мне нездоровится что-то; Не спится, няня.

В безличном значении могут выступать и личные глаголы, например: Зажгло грозою дерево; Пахнет сеном над лугами

(27 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка…

Источник: https://iamlobster.ru/glagol-kak-chast-rechi/

Что такое глагол. Формы и виды глаголов, спряжение глаголов

Что такое глаголы в русском языке?

​Глагол — это часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например, «идти», «думать», «работать». Также глагол может передавать состояние предмета, а не действие: например, «лежать», «болеть», «существовать».

Глагол изменяется по временам (настоящее время — бежит, прошедшее — бежал, будущее — побежит), лицам (первое лицо — я бегу, второе — ты бежишь, третье — он бежит) и числам (единственное число — я бегу, множественное — мы бежим). Изменение формы глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Также в русском языке глагол имеет формы вида, рода, наклонения, залога: залог бывает действительный, страдательный и средневозвратный.

Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого.

От глаголов образуются отглагольные части речи — причастие и деепричастие.

Другое значение слова «глагол»

Изначально в русском языке «глагол» значило просто «слово» или «речь». Например, у А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк» Бог велит пророку:

Востань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моейИ, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

На современном русском языке это звучало бы так: «Встань, пророк, смотри и слушай, проникнись моей волей. Путешествия по суше и морям, обжигай словом людские сердца».

Совершенные и несовершенные глаголы

По виду глаголы делятся на совершенные и несовершенные.

Несовершенные глаголы обозначают незавершенное действие, без указания на его границу. Они отвечают на вопрос что делать? Например, «рисовать», «идти» или «выбрасывать».

Совершенные глаголы указывают на оконченное действие, ограниченное временным пределом. Отвечают на вопрос что сделать? Например, «нарисовать», «прийти», «выбросить».

У некоторых глаголов есть лишь один вид. Например, «принадлежать» — только несовершенный вид. А «очутиться» — только совершенный вид. Некоторые глаголы не имеют разных форм несовершенного и совершенного вида, они совмещаются в одной форме — например, глаголы «атаковать» или «обещать».

Наклонение глаголов

В русском языке глаголы могут употребляться в трех наклонениях.

Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Например: «Вчера мы были у бабушки»; «Солнце погаснет через 5 миллиардов лет».

Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие, которое может произойти при некоторых условиях. К глаголу при этом добавляется частица «бы». Например: «Собеседник не понял бы нас, если бы мы говорили на русском»; «Я был бы рад с вами увидеться»

Повелительное наклонение обозначает действие, к которому пытаются призвать собеседника. Например: «Быстро успокойся»; «Попросите Андрея Ивановича зайти ко мне».

Читайте подробнее: Наклонение глаголов в русском языке — изъявительное, повелительное и условное

Что такое глагол?. урок. Русский язык 2 Класс

Что такое глаголы в русском языке?

Узнаем, что обозначает глагол и на какие вопросы он отвечает.

Для этого рассмотрим фото.

Рис. 1. Мальчик читает (Источник)

Рис. 2. Девочка поёт (Источник)

Что делают дети?

Мальчик читает.

Девочка поёт.

Мальчик что делает? читает.

Девочка что делает? поёт.

Слова читает и поёт обозначают действие предмета.

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Прочитаем слова, поставим вопросы и назовём глаголы.

Бег – бежать

Плавание – плавать

Пение – петь

Ходьба – ходить

Треск –трещать

Что? Бег, плавание, пение, ходьба, треск – это существительные, они обозначают предмет.

Что делать? Бежать, плавать, петь, ходить, трещать – это глаголы, они обозначают действие предмета.

Вопросы помогают правильно определить часть речи. Потренируемся в этом.

Распределим слова в два столбика: в первый – глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, во второй – что сделать?

Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, лететь, прилететь, бежать, прибежать.

Проверим:

Что делать?                                    Что сделать?

рисовать                                            нарисовать

писать                                               написать

копать                                               выкопать

лететь                                                прилететь

бежать                                               прибежать

Глагол – член предложения

Мы уже знаем, что в предложении выделяют главные и второстепенные члены. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. В предложении глагол чаще всего является сказуемым. Например:

Дети бегут.

Рис. 3. Дети бегут (Источник)

Кто? Дети – подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.

Дети что делают? Бегут.

Бегут – сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

Составим из слов первого и второго столбика предложения. Подчеркнём глаголы, как члены предложения.

Щука                          летает

Человек                     ползает

Лошадь                      плавает

Ласточка                    бегает

Лягушка                     ходит

Змея                          прыгает

Проверим.

Щука плавает. Человек ходит. Лошадь бегает. Ласточка летает. Лягушка прыгает. Змея ползает.

Глаголы: плавает, ходит, бегает, летает, прыгает, ползает – в предложении являются сказуемыми и подчёркиваются двумя чертами.

Прочитаем стихотворение. Назовём глаголы.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…

Идёт – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзшей воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

Некрасов Н.

Проверим.

Глаголы:

Что делает? Бушует

Что сделали? Побежали

Что делает? Обходит

Что делает? Идёт

Что делает? Шагает

Что делает? Трещит

Что делает? Играет

Глагол обозначает действие предмета

У каждой части речи есть общие свойства.

Мы уже знаем, что общим свойством глаголов является – обозначать действие предмета.

Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Рис. 4. Малыш собирает пирамидку (Источник)

Малыш собирает пирамидку.

Малыш что делает? собирает.

Глагол собирает – обозначает действие, которое происходит в настоящий момент.

Малыш собрал пирамидку.

Малыш что сделал? собрал.

Глагол собрал – обозначает действие, которое уже произошло.

Малыш соберёт пирамидку.

Малыш что сделает? соберёт.

Глагол соберёт – обозначает действие, которое ещё произойдет.

Делаем вывод:

Глагол может обозначать действие, которое происходит в настоящий момент, уже произошло или ещё произойдёт.

Глаголы изменяются по числам

Также глаголы могут обозначать действие одного или нескольких предметов. Например.

Рис. 5. Птица летит (Источник)

Рис. 6. Птицы летят (Источник)

Птица летит.

Птица что делает? летит.

Глагол летит – обозначает действие одного предмета.

Птицы летят.

Птицы что делают? Летят.

Глагол летят – обозначает действие нескольких предметов.

Давайте познакомимся с планом ответа на вопрос «Что такое глагол?»

Глагол

1-                 Часть речи.

2-                 Обозначает действие предмета.

3-                 Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

4-                 Изменяется по числам.

5-                 В предложении чаще всего является сказуемым.

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч2. Выполни упр. 129, 130 С. 94.
  • Прочитайте отрывок из стихотворения К. Чуковского. Выпишите глаголы, поставьте к ним вопросы.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

  • * Используя полученные на уроке знания, составьте кроссворд (до 10-ти вопросов) на тему «Глагол»

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/glagol/chto-takoe-glagol

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.