Что такое фельетон в литературе?

Что такое Фельетон

Что такое фельетон в литературе?

Фельетон — 1. Жанр художественно-публицистической литературы, использующий юмористические и сатирические приемы изложения (обычно в виде газетной или журнальной статьи).
2. устар. Раздел газеты, в котором помещались статьи такого жанра.

Значение слова Фельетон по Ожегову:

Фельетон — Газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приемы изложения

Фельетон в Энциклопедическом словаре:

Фельетон — (франц. feuilleton — от feuille — листок),художественно-публицистический газетно-журнальный жанр, основнаяособенность которого — острокритическое отношение к описываемому явлению,лицу. Фельетоны печатались впервые во Франции на отдельных листках (отсюданазвание). В современных фельетонах — элементы сатиры и юмора. Ср. Памфлет.

Значение слова Фельетон по словарю Ушакова:

ФЕЛЬЕТОН, фельетона, м. (фр. feuilleton, букв. листок). статья на политическую, общественную или научную тему, легко и живо написанная, помещаемая в особом, для этого предназначенном отделе газеты.

Литературный фельетон (критическая или беллетристическая статья в газете). Маленький фельетон (злободневная сатирическая статья небольших размеров). || только ед. Самый этот отдел газеты (спец.

).

Значение слова Фельетон по словарю Даля:

Фельетон
франц. листок, отдел россказней в газете. Фельетонист, газетный сотрудник, пишущий отдел этот.

Определение слова «Фельетон» по БСЭ:

Фельетон (франц. feuilleton, от feuille — лист, листок)
жанр художественно-публицистической литературы. ему присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое, начало.

Общие приметы — актуальность и подвижность предмета сообщения или рассуждения, видимая «бесплановость»,
лёгкость, непринуждённость композиции, пародийное использование художественных и внехудожественных жанров и стилей. Своеобразие Ф.

связано преимущественно с тем, что он относится к «смешанному» художественно-публицистическому жанру по методам обработки фактов и по отношению к факту, по целям. Контуры жанра, его содержание и функции исторически изменчивы.
Рождение Ф.

относят к 28 января 1800, когда в парижскую газету «Журналь де деба» («Journal des Debats») был впервые вложен дополнительный листок (feuilleton), в котором стали печататься объявления, театральные и музыкальные рецензии, сообщения о модах, шарады, словом, не политические, не официальные материалы. Точнее, это было рождение рубрики, а не жанра. С увеличением формата газеты Ф.

стали называть её «подвал».
Под рубрикой Ф. печатались даже романы («Парижские тайны» Э. Сю, «Три мушкетёра» А. Дюма), давшие начало «роману-фельетону», ориентированному на вкусы массового читателя. Материалы под рубрикой Ф. нарушали официальную серьёзность, шаблонность и абстрактность казённого стиля, хотя нередко тяготели к развлекательной нравоописательности.
Истоки Ф.

, пронизанного социальными и политическими мотивами, относятся к журналистике Великой французской революции (памфлеты, статьи К. Демулена, Лустало, Ж. П. Марата). Развитие жанра политического Ф. на Западе в 19 в. связано с именами Л. Берне (См. Бёрне), Г. Гейне, В. А. Рошфора, Г. Веерта, Ф. Фрейлиграта.

В России само звание фельетониста долго имело уничижительный оттенок, воспринималось как синоним нечистоплотного газетного подёнщика. Рубрика Ф. «русифицировалась» в 20-е гг. 19 в. в газете «Северная пчела» Ф. В. Булгарина, Ф. которого свойственны охранительные и полицейские тенденции, педантичная нравоучительность. Фельетоны Барона Брамбеуса (О. И.

Сенковского) в журнале
«Библиотека для чтения» высмеивали бездарность и пошлость в литературе. вместе с тем нередко им были присущи художественный консерватизм и беспринципность.
Лучшие образцы фельетонной литературы 1-й половины 19 в. представлены сатирически заострёнными литературно-критическими статьями А. А. Бестужева и блестящими, безупречного вкуса и слога статьями А.

С. Пушкина (под псевдонимом Феофилакт Косичкин).
В середине 19 в. этапным явлением в развитии жанра стали Ф. писателей натуральной школы, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова, И. И. Панаева, М. Е. Салтыкова-Щедрина (воспринявших опыт сатирических журналов конце 18 в. Н. И. Новикова и И. А. Крылова).

питаясь фактами из литературы и периодики, они вели к глубоким социально-политическими обобщениям, в то же время разоблачая конкретных виновников злоупотреблений и преступлений. Политический Ф. стал одним из ведущих жанров в демократических изданиях 2-й половины 19 в.
(«Искра», «Гудок», «Будильник»), где печатались Д. Д. Минаев, Н. С. Курочкин, Г. И. Успенский и др.

На развитие стиля рус. Ф. повлияло творчество Салтыкова-Щедрина и А. И. Герцена (заметки, памфлеты в «Колоколе»).
В традициях революционно-демократической журналистики вёл политические Ф. в 1895-96 на страницах «Самарской газеты» М. Горький (под псевдонимом Иегудиил Хламида). Политической остротой и идейной чёткостью отмечены Ф. критиков-марксистов В. В. Воровского и М. С.

Ольминского (1900-10-е гг.).
Видные фельетонисты конца 19 — начала 20 вв. — А. А. Яблоновский, А. Р. Кугель, А. В. Амфитеатров и особенно В. М. Дорошевич, придававший Ф., близкому к юмористическому рассказу, актуальное публицистическое звучание. Существенно для развития рус. Ф. творчество сотрудников
«Сатирикона» и «Нового сатирикона» — А. Т. Аверченко, Н. А.

Тэффи, Саши Чёрного. В «Новом сатириконе» были напечатаны фельетонные стихи В. В. Маяковского («Гимн судье», «Гимн взятке» и др.), который вместе с Д. Бедным сыграл важную роль в становлении советского Ф.
Сов. Ф. 20 — начала 30-х гг. развивал лучшие традиции передовой рус. фельетонной литературы (Ю. К. Олеша, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, В. П. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, А.

Зорич, О. Вишня, Я. Судрабкалн). В 30-е гг. выделялись проблемно-публицистические фельетоны М. Е. Кольцова. В 40-50-е гг. обрели широкую известность имена фельетонистов Г. Е. Рыклина, Л. С. Ленча, Д. И. Заславского, С. Д. Нариньяни, С. И. Олейника. В 60-70-е гг. выделяются фельетоны Н. И. Ильиной, Л. И. Лиходеева, И. М. Шатуновского. появляются романы-фельетоны.

Своеобразной разновидностью является (начиная с 20-х гг.) сов. обличительно-тенденциозный Ф. на международные политические темы (Маяковский, Заславский, Я. Галан).
Став достоянием дореволюционной большевистской прессы (газета «Правда»), Ф. остаётся живым и актуальным жанром советской печати.
Лит.: Фельетон. Сб. статей, Л., 1927. Фельетоны сороковых годов, М. — Л., 1930. Заславский Д., Истоки и пути фельетона. fM.], 1931. его же, фельетон, в сборнике: Газетные жанры, М., 1955. Русский фельетон, М., 1958. Советский фельетон, М., 1959. Кольцов М. Е., Писатель в газете, М., 1961. Журбина Е. И., Теория и практика художественно-публицистических жанров, М., 1969.
И. А. Дедков.

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/feleton.html

Что такое фельетон (на примере советской литературы)? | Литерагуру

Что такое фельетон в литературе?

В ещё не так далёком от нас двадцатом веке, листая газету, будь то «Советское искусство», «Крокодил» или какое другое издание, советский человек, несомненно, приковывал своё внимание к щеголеватым юмористическим рассказикам. Люди ведь никогда не прочь посмеяться. К тому же, короткие по объёму, но всегда яркие по содержанию, они оставляют в умах читающих маленькую вспышку, эмоцию. А человек любит всё то, что вызывает хоть какие-то чувства.

Определение

Итак, имя таким рассказам – фельетон. А если быть точнее, то это целый художественно-публицистический жанр, берущий своё начало ещё с восемнадцатого века, как только у человека появился повод посмеяться над подобными ему, и вместе с тем, возможность вылить этот смех на бумагу.

В жанре фельетона и в восемнадцатом веке, и даже сегодня, писали и пишут многие. Я же хочу выделить некоторых писателей двадцатого столетия, неоднократно обращавшихся к этому литературному жанру.

Признаки

Читая фельетоны, всегда смеёшься. Однако при всей юмористичности изложения, при всей забавности и виртуозности сюжетов, произведения не дают повода для веселья. И в самом деле, серьёзные злободневные темы умело скрываются за усмешками и улыбками писателя.

И что самое интересное, прочитывая рассказы, написанные в прошлом столетии, мы и сейчас переживаем по поводу тех же вопросов, какие ставит своей задачей высмеять автор. То же падение нравов, та же уголовщина, те же общественные пороки. Выходит, фельетон – жанр в своём роде вечный. Всё, над чем смеётся писатель, не исчезает и не уменьшается.

По поводу таких же вопросов выпускаются могучие сатирические стрелы в надежде пронзить человеческое сознание.

Примеры

В Советском Союзе жанр фельетона был довольно-таки популярен, поэтому многие книги даже были экранизированы, став основой для множества легендарных юмористических кинолент. А в данной подборке я перечислю лишь самых известных фельетонистов и кратко изложу суть их работ, которые принесли им славу.

М. Зощенко, «Нервные люди»

Такое «оружие» использовал Зощенко, например, в своём фельетоне «Нервные люди». Смешно рассказывая о грустном, автор описывает одну из проблем своей эпохи – «квартирный вопрос». Дело состоит вот в чём: в московской коммунальной квартире произошла драка между двумя сожительницами.

Одна женщина, Щипцова, без спросу взяла у другой, Кобылиной, ёжик, чтобы почистить примус. Щипцова возмутилась, и таким образом женщины поссорились. Что характерно для фельетона, — автор повествует о незначительном, вроде бы, событии, но при этом использует градацию.

Создаётся комический эффект: «Стали они между собой разговаривать», «шум у них поднялся, грохот, треск». Вот так, поговорили. Случай, казалось бы, пустяковый.

Но Зощенко, с помощью просторечий, вульгаризмов и своего необыкновенного стиля речи сумел показать, что каждая мелочь может вызвать у «нервных людей» бурю эмоций, результатом которых могут быть жуткие конфликты.

Поэтому рассказ «Нервные люди» является ярким примером жанра фельетона. Он вызывает у читателя смех, и в то же время грустную улыбку.

Ильф и Петров, «Молодые дамы»

В один ряд с М.Зощенко можно смело поставить творчество знаменитых И.Ильфа и Е.Петрова. На многие общественные проблемы сатирики смотрели с точки зрения простого человека.

Мещанство, равнодушие к людям в многообразных их проявлениях одинаково волнуют веселящих читателя авторов. Один из них – И.Ильф – беспощадно (впрочем, как это и принято в фельетоне) высмеивает мещанский быт во многих своих рассказах. В фельетоне «Молодые дамы», например.

Кстати, образ, возникший здесь, заметно перекликается с образом Эллочки-людоедки из знаменитого романа «Двенадцать стульев». Обе героини пытаются копировать светскую жизнь.

Автор рассказа «Молодые дамы» вырисовывает тип мещанки, посмеивается над преклонением перед всем иностранным, стремлением к «элегантному обмундированию», над умственной и духовной бедностью.

Давая оценку человеческой личности, Ильф и Петров обращали, прежде всего, внимание на гуманность и заботу о ближнем. Отсутствие же этих качеств вызывало и вызывает горькую усмешку.

Почему фельетоны все еще актуальны?

Да и не только указанные выше писатели смеялись на бумаге. К фельетону обращались многие, кто не хотел мириться с грубостью, обывательщиной и дикими нравами. Можно вспомнить сатирические рассказы А.Чехова, М.Булгакова.

Тот, кто хоть раз читал фельетоны советских писателей в наше время, наверное, поневоле сопоставил проблемы общества того времени и проблемы сегодняшнего дня. Конечно, те же пороки и культура, а точнее, бескультурье, не искоренились в душе человека.

Поэтому жанр фельетона актуален и сейчас, и будет актуален в будущем, пока человек не перевоспитает себя. Впрочем, в большей степени это относится к молодому поколению. Именно молодёжи свойственно отбирать и впитывать в себя лучшее или худшее, что она видит вокруг себя.

Тем самым она закладывает новый фундамент общества, которое будет в дальнейшем строиться на воспитанных в себе качествах. Плохие эти качества будут или хорошие – зависит от неё, от молодёжи. Цель же фельетона указать на ошибки и дать понять, что нужно как-то бороться с ними.

Будет понимание – будут и попытки искоренения. Таково высокое значение и роль фельетона в литературе.

Екатерина Жарикова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/chto-takoe-feleton-na-primere-sovetskoj-literatury/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.