Что такое блокбастер в кино?

Опять нечего смотреть: Почему в кинотеатрах идут одни блокбастеры — Статьи на КиноПоиске

Что такое блокбастер в кино?

Зачем студиям нужны блокбастеры, и почему создается ощущение, что в кино идут только они.

Вам кажется, что кинотеатры оккупированы блокбастерами? Отчасти вы правы, но не все так просто. Рассказываем, как изменился кинобизнес, как зарабатывают студии и какая доля блокбастеров в прокате на самом деле.

Что такое блокбастер и тентпол

В Америке и России блокбастерами называют совершенно разные фильмы. Для них блокбастер — это очень кассовый фильм.

Для нас — практически любое развлекательное кино, в которое вложено от 100 млн долларов и больше, а что там с ним случилось в прокате, уже не важно.

Скажем, для нас «Джон Картер» — блокбастер, то есть дорогостоящий фильм крупной студии, а для них — это тентпол, который провалился в прокате.

Тентполами называют фильмы, снимающиеся в надежде заработать серьезную сумму и призванные поддерживать на плаву студию (или телеканал) и собрать деньги для производства других фильмов.

Как правило, эти проекты опираются на известные произведения и снимаются видными режиссерами с привлечением популярных актеров. В тентполы вкладываются солидные деньги как на стадии производства, так и на стадии маркетинга.

Ведь чтобы много получить, надо много вложить.

Например, в 2008-м средняя сумма, потраченная студиями на маркетинг тентполов и печать копий, составила 87,9 млн долларов. В 2010-м эта сумма уже достигла 100 млн долларов.

Согласно The Hollywood Reporter, в Северной Америке на каждый потраченный на создание фильма доллар студии дополнительно вкладывают от 51 до 58 центов на продвижение.

Благодаря появлению цифровой проекции расходы студий на печать копий сократились, что позволило увеличить рекламные бюджеты — продвижение фильмов с наступлением цифровой эры стало более агрессивным.

Студиям сейчас приходится нелегко. С развитием интернета они лишились классической схемы дистрибьюции фильма. Голливудские мейджоры теперь стараются получить деньги как можно быстрее и вынуждены максимально вкладываться в первый уик-энд.

Если фильм не взлетит в первую неделю проката, то дальнейшие усилия бесполезны. На графике видно (см.

отмеченное синим цветом), сколько из 50 самых кассовых фильмов последних 19 лет собрали свой максимальный недельный бокс-офис в первый уик-энд.

Данные сайта Стивена Фоллоуса

К тому же крупные голливудские студии больше не рассчитывают на иностранный прокат, который приносит деньги нестабильно и недостаточно.

Жизнь фильма

Когда в середине 1970-х появились видеокассеты, Голливуд сильно перепугался. Однако вскоре стало понятно, что на домашнем просмотре можно делать деньги. Например, «Король Лев» собрал во всем мировом прокате почти 1 млрд долларов, а только на домашнем видео в США в 1995 году 520 млн долларов.

Стандартная бизнес-модель дистрибьюции фильма, сложившаяся к началу 1980-х, была такова: прокат в кинотеатрах, затем спустя 17 недель появление на физических носителях (и с появлением видео по требованию — на VOD-сервисах), через еще несколько месяцев его могли показать на платном телевидении, например кабельных каналах, и только потом он оказывался в эфире бесплатного ТВ. Такая практика позволяла студиям максимально выжимать деньги из проектов, а владельцы кинотеатров могли наживаться на фильмах-событиях довольно долго, не переживая, что кто-то скоро увидит их дома. На домашнем видео студии же собирали дополнительные деньги.

«Король Лев»

Появившийся в 1990-х интернет снова спутал студиям все карты. Несмотря на скрежетание модема и медленное соединение, люди пристрастились к пиратскому контенту, и продажи домашнего видео на DVD и blu-ray начали снижаться. И это было только началом.

Прибыль студий от продаж фильмов на физических носителях в 2016 году составила 12 млрд долларов, что на 7% меньше, чем в 2015-м. Широкополосный интернет породил главную угрозу студий — стриминговые сервисы. Netflix и Amazon предложили своим пользователям кино прямо здесь и прямо сейчас.

Окно между появлением фильма в кино и на стриминг-сервисах стало стремительно сокращаться.

Еще в 2012 году фильм был доступен для официального скачивания только через девять месяцев после премьеры в кинотеатрах. Но уже в 2014-м это окно сократилось до четырех месяцев, догнав DVD и blu-ray.

Скорость, с которой шла цифровая революция, была убойной: киноиндустрия не успевала перестраиваться.

Показанные на осенних фестивалях 2014 года будущие фавориты «Оскара» «Бёрдмэн», «Игра в имитацию» и «Сельма» были доступны в цифре спустя три месяца после премьеры. Еще до появления на физических носителях.

Сейчас стриминговые сервисы намерены показывать своим подписчикам кинопремьеры спустя месяц-два после релиза в кино, несмотря на протесты владельцев кинотеатров.

И Голливуд вынужден мириться с новой реальностью, вкладывая огромные деньги в раскрутку фильмов, превращая их в события, достойные похода в кинотеатр.

3D и IMAX благодаря увеличению цен на билеты какое-то время помогали студиям, но интерес к трехмерному кино пошел на спад, а кинотеатры с залами IMAX распространены не так широко, как хотелось бы мейджорам.

Правда ли, что вокруг одна Marvel?

Если взять все фильмы, выходящие в американский прокат за год, и выделить из них тентполы, то окажется, что их не так уж и много по сравнению с объемом выпускаемой продукции.

Просто крупные фильмы продвигаются лучше, у них больше рекламы, о них чаще говорят в соцсетях, и оттого кажется, что другого кино не существует.

Например, только в 2017 году распределение картин по жанрам было таким:

Данные сайта The Numbers

Как видно из таблицы, драма — доминирующий жанр в американском прошлогоднем прокате, но при этом зрители предпочитают смотреть экшен и приключения.

Среди них есть как иностранные фильмы, так и типичные тентполы: «Звездные войны: Последние джедаи», «Стражи Галактики 2», «Человек-паук: Возвращение домой», «Тор: Рагнарёк», «Дюнкерк», «Лига справедливости», «Логан», «Джуманджи: Зов джунглей», «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки».

Если какой-то фильм внезапно хорошо показывает себя в прокате, студии мгновенно реагируют, добавляя кинотеатры. Из недавних примеров — расширившийся прокат фильма «Простите за беспокойство» с 16 до 805 кинотеатров. Или «Остров собак», который вышел ограниченным прокатом 23 марта в 27 кинотеатрах, а уже с 13 апреля их число увеличилось до 1939.

Подведем итог: большое количество блокбастеров связано прежде всего с наступлением стриминг-сервисов и… собственным нежеланием смотреть другое кино.

Источник: https://www.kinopoisk.ru/article/3238696/

13 крутых зарубежных блокбастеров, которые стоит посмотреть этой осенью

Что такое блокбастер в кино?
ГАЛЕРЕИВИДЕОТЕСТЫКАТЕГОРИИВойтиВойти через

Добавить в избранные.Удалить из избранных.Отправить почту.

Что еще делать в такую унылую пору кроме как ходить на кинопремьеры?  Специально для вас мы подготовили список из 13 зарубежных блокбастеров, которые стоит глянуть этой осенью, чтобы вы ни в коем случае ничего не пропустили 

Описания фильмов взяты с сайта КиноПоиск.

Источник: https://9gag.com/gag/aZgwpoV/25-blockbus…

В главных ролях: Дженнифер Лоуренс и Хавьер Бардем

Премьера: 14 сентября 

О чем фильм:

Отношения молодой пары оказываются под угрозой, когда, нарушая безмятежное существование супругов, в их дом заявляются незваные гости.

В главных ролях: Эмма Стоун и Стив Карелл

Премьера: 21 сентября 

О чем фильм: 

Брюс Уэйн, вдохновленный самопожертвованием Супермена, вновь обретает веру в человечество. Он заручается поддержкой новой союзницы, Дианы Принс, чтобы сразиться с еще более могущественным противником.

Бэтмен и Чудо-Женщина быстро набирают команду сверхлюдей для борьбы с пробудившейся угрозой.

Но несмотря на уникальный состав отряда супергероев — Бэтмен, Чудо-Женщина, Аквамэн, Киборг и Флэш, — быть может, спасать планету от вторжения катастрофических масштабов уже слишком поздно.

В главных ролях: Мэтт Дэймон, Джулианна Мур, Оскар Айзек

Премьера: 23 ноября

Блокбастер

Что такое блокбастер в кино?

Блокба́стер (англ. blockbuster, от block — квартал и bust — разрушать, букв. «разрушитель квартала»)[1] — очень популярный и коммерчески успешный продукт кино- и театральной индустрии.

С середины 1970-х годов термин стал обозначать жанр высокобюджетных фильмов для массового зрителя, чаще голливудских, с участием известных актёров, с предполагаемым высоким (сотни миллионов долларов США) доходом в прокате. Применительно к фильмам синонимом слова блокбастер в русском языке является слово «супербоевик»[2].

С начала XXI века блокбастерами иногда стали называть популярные и высокодоходные произведения в литературе и вообще в поп-культуре.

Термин[ | ]

Неологизм, возникший в период Второй мировой войны для наименования особо мощных фугасных авиабомб весом от 1800 кг, способных при взрыве разрушить или повредить здания на площади, сопоставимой с городским кварталом[2].

…«блокбастер», придуманный в 1942 году неологизм, означающий бомбу для разрушения городов[1]

Данный термин, пришедший в театральный сленг, стал означать особенно успешную пьесу. В 1970-х годах блокбастерами в США стали называть фильмы, произведшие фурор (эффект разорвавшейся бомбы) и в результате собравшие большую кассу в прокате. При этом сам фильм по бюджету мог быть вполне скромным.

В кино были использованы ряд терминов для описания успешного фильма («хита»). В 1970-е годы встречались такие определения: «spectacular» (The Wall Street Journal), «super-grosser» (New York Times), и «super-blockbuster» (Variety).

Термин «блокбастер» закрепился в кинематографе в 1975 году после выхода на экраны блокбастера «Челюсти» режиссёра Стивена Спилберга[3] и стал восприниматься как нечто новое: культурное явление, быстро развивающаяся сфера развлечений, почти жанр. Аудитория взаимодействовала с такими фильмами, говорила о них потом и возвращалась, чтобы увидеть их снова только для острых ощущений.

Блокбастер как киножанр[ | ]

До фильма «Челюсти», установившего рекорды кассовых сборов летом 1975 года, успешные фильмы, такие как «Quo Vadis», «Десять заповедей», «Унесённые ветром», и «Бен-Гур», назывались блокбастерами на основании исключительно суммы заработанных денег в прокате.

«Челюсти» рассматривается как первый фильм «эры блокбастеров» Нового Голливуда в его нынешнем значении, подразумевая жанр фильма[4].

Он также закрепил тренд «летнего блокбастера», согласно которой крупные студии и кинопрокатчики планируют всю их годовую маркетинговую стратегию вокруг большого релиза 4 июля[5].

«Челюсти» заработали в прокате свыше $ 100 млн, и на некоторое время это стало той границей, выше которой фильм мог быть отнесён к категории блокбастера в Северной Америке. Тем не менее, ранние фильмы, такие как «Унесённые ветром» (1939) и «Звуки музыки» (1965) легко прошли этот порог.

После успеха «Челюстей» многие голливудские продюсеры пытались создать подобные «фильмы-события» (event films) широкой коммерческой привлекательности. Кинокомпании дали зелёный свет все более и более высокобюджетным фильмам и опирались широко на массивные рекламные кампании, проводящиеся в период кинопроката таких фильмов.

Хотя термин «блокбастер» первоначально определялся как реакция аудитории, через некоторое время этот термин в русском языке стал означать высокобюджетное производство, направленное на массовые рынки с привлечением соответствующей технологии торговли.

Поскольку от успеха картины зависела финансовая судьба киностудии или дистрибьютора, для подобных фильмов появился термин «тентпол»[6] (англоязычный цирковой термин, от tent — купол, pole — шест, то есть стержень, на котором держится купол цирка-шапито). Тентпол стал определяться бюджетом производства и маркетинговыми усилиями, а не его успехом и популярностью.

Таким образом, стало возможным ссылаться на такие фильмы, как «Годзилла» (1998) или «Последний киногерой» как на блокбастер, несмотря на кассовый провал.

Аналогично в русском языке исказилось первоначальное значение термин «боевик»: в эпоху грампластинок «боевиками» назывались популярные аудиозаписи (хиты), затем — популярные фильмы, а в связи с тем, что во второй половине 1980-х популярность набрали зарубежные остросюжетные фильмы жанра экшн, наполненные «боевыми» сценами, «боевиками» стали называть экшн-фильмы.

В конце концов, акцент на создании тентполов — плановых блокбастеров стал настолько интенсивным, что это вызвало негативную реакцию кинокритиков и некоторых кинематографистов, осуждающих преобладание «блокбастерского менталитета» и оплакивших смерть более скромных авторских и «более художественных» фильмов эпохи Нового Голливуда.

Представителем такой точки зрения был журналист , который писал, что все студии хотели ещё одни «Челюсти», а затраты на производство выросли, они были менее готовы взять на себя риски и поэтому основывали блокбастеры на «самых низких общих знаменателях» массового рынка[7].

В своей книге «Длинный хвост» Крис Андерсон по поводу фильмов-блокбастеров говорит, что общество, которое управляемо хитовыми продуктами, и даёт зелёный свет только тем фильмам, которые, как ожидается, станут хитами, на самом деле является ограниченным обществом[8].

Противоположную точку зрения высказал кинокритик Том Шоун, по мнению которого Лукас и Спилберг заново изобрели блокбастеры как быстро развивающуюся отрасль развлечений, активизировав киноиндустрию США, и заслуживают таким образом большего художественного и критического признания.

Прибыль от инвестиций[ | ]

Финансовые требования широкого маркетинга и дистрибуции блокбастера (помимо собственно съёмок и гонораров артистам и съёмочной группе) таковы, что он должен заработать значительно больше, чем было потрачено на производство собственно фильма-блокбастера для получения прибыли.

Это привело к явлению, при котором такие блокбастеры, как «Супермен возвращается» (2006), «Повелитель стихий» (2010) и «Морской бой» (2012) были расценены как неудачи, несмотря на кассовые сборы более $ 300 миллионов по всему миру.

Как следствие некоторые производители фильма обратились к дистрибуции небольших, но перспективных малобюджетных фильмов, надеясь на то, что при скромных затратах они принесут значительную отдачу.

Когда низкобюджетный фильм становится успешным или превышает ожидания для фильмов в своем жанре, то этот фильм становится блокбастером в первоначальном значении этого слова. Такой фильм не может получить титул «блокбастер» в текущем значении этого слова и значится как «hit» или «sleeper».

Примерами этого являются документальный фильм 2003 года «Проклятие», бюджет которого составил $ 218 и чей кассовый сбор составил $ 1,16 млн, обеспечив таким образом прибыль в размере 266416 %. Более известным примером является триллер 2009 года «Паранормальное явление», бюджет которого составил $ 15 000, а кассовый сбор — более 196 млн долларов по всему миру.

Другие малобюджетные, кассовые фильмы: «Ведьма из Блэр», «Хэллоуин», «Криминальное чтиво», «Американские граффити», «Наполеон Динамит» и «Дэдпул».

Примечания[ | ]

  1. 12 Signs of the Zeitgeist. The vain battle to promote German
  2. 12 Мюллер, 1981, с. 84.
  3. ↑ Кино, не вызывающее эмоций, не может быть массовым
  4. ↑ Neale, Steve. «Hollywood Blockbusters: Historical Dimensions.» Ed. Julien Stinger. Hollywood Blockbusters. London: Routeledge, 2003.

    pp. 48-50. Print.

  5. ↑ Shone (2004), Chapter 1.
  6. ↑ Голливуд: итоги десятилетия, часть 2. Проверено 8 августа 2016.
  7. ↑ Peter Biskind: Easy Riders, Raging Bulls: How the Sex-Drugs-And Rock 'N Roll Generation Saved Hollywood. Simon and Schuster, 1998.
  8. Anderson, Chris The Long Tail. Chris Anderson. Проверено 20 апреля 2011.

Ссылки[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B1%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.